Почему я буду поститься
Оксана Рудницкая:
– Еще не начался Рождественский пост, а уже слышу: опять поститься, хорошо хоть с рыбой, да и причем здесь продуктовый вопрос, пора понять, что пост – это про милость, а не колбасу. Про милость я понимаю, но скажу, почему мне так важен и продуктовый пост.
Я сейчас второй раз в декрете с полугодовалым сыном, младшей дочери три года. А это значит, что в течение четырех лет, учитывая еще и локдауны, я оказалась за бортом офлайновой церковной жизни. Ни служб, особенно с их последовательность, как на Страстной в Великий пост, ни серьезного чтения, ни радости встречи с друзьями по приходу. Молитва почти на ходу. И оказалось, что пост (ослабленный, такой-сякой) – единственное, что меня в это время с этой жизнью связывает! И мне очень важно, чтоб он сохранялся.
Для меня важно, например, что в среду-пятницу я стараюсь строже подходить к выбору еды; что после Нового года, в последнюю неделю перед Рождеством я также могу отказаться от какой-то еды в ожидании Рождества и Святок; что в Сочельник я жду, вместе со всей Церковью, «первую звезду». А к Рождеству делаю запеченую индейку. Вот и получилось, что критикуемый многими «продуктовый пост» стал очень даже нужен и важен, что он дает мне чувство, что я не одна, чувство соединенности с другими.
Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе
Протоиерей Димитрий Симонов, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург):
– То, что от кормящей мамы можно услышать, что пост ее вдохновляет – пример взросления и адекватности. При том, что современным мамам часто и так достается в смысле воздержания, есть куча аллергенов, которые можно передать с молоком. Но пост действительно дает чувство единства с Церковью, это не личное дело, мы все вместе ждем Рождество и к нему готовимся.
– В первый локдаун, во время Великого поста, храмы были закрыты, у верующих не было возможности быть на живой литургии, причащаться, поэтому им предлагалось ослабить пост. Какова связь между постом/строгостью поста и участием в Божественной литургии и причащением?
– Я бы не связывал это ослабление только с причащением. Соблюдать строгость поста в стрессовых обстоятельствах нелегко. Во-первых, у многих были сложности с работой. Во-вторых, нам всем приходилось сидеть дома, для многих оказалось моральным испытанием. Есть люди, которые настроены на пребывание в закрытом пространстве, например, монахи. Они ушли от мира, нацеленные на общение с Богом. Мне, например, тоже нравится оставаться дома, но лишь потому, что в остальное время я окружен людьми. Однако большинству постоянно находиться в четырех стенах невыносимо. Думаю, из-за человеколюбия людям и предложили послабление.
Кроме того, отсутствие возможности участвовать в Евхаристии для многих тогда было тяжелым.
Причащение дает силы и вдохновение, в том числе на пост, если относиться к нему как к событию соединения с Богом в адекватном внутреннем настрое.
То время было один из многих моментов, когда я порадовался, что я священник. Хотя внутренне я был готов к тому, чтобы не причащаться, дабы не находиться в элитарном положении по сравнению со своей паствой. К счастью, через некоторое время доступ в храм разрешили.
– Так, может быть, просить ослабления у духовника и в этот Рождественский пост, времена не сильно изменились, хотя храмы, слава Богу, открыты?
– Воздержание от разного рода пищи должно занять свое место, но человек должен повзрослеть и перестать выискивать в составе продуктов яичный порошок. Для болящих, кормящих, беременных послабления ясны. Но и остальные должны отнестись к посту со здравым смыслом, учитывая свое физическое состояние. Как говорит пословица: «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».
Один из способов ввести дисциплину питания во время поста – выбрать однообразную пищу. Это, кстати, непросто для современного человека. Сколько раз я слышал от офисных работников, что им надоело ходить в одно и то же кафе, потому что меню там приелось. И удача, если поблизости есть торговый центре с фуд-кортом, где собраны самые разные фаст-фуды.
Так вот, пост может быть не в том, чтобы воздерживаться от того и сего, а в том, чтобы в пище иметь однообразие. В прошлый Рождественский пост врачи так ограничили меня в пище (у меня диабет), что я питался – однообразней не придумаешь.
Однако не стоит зацикливаться на еде, а выигранное время, внимание и деньги уделить, как советовал святитель Иоанн Златоуст на дела милосердия и отношения с Богом. Хорошо четко обозначить границы пищевой составляющей поста, и забыть об этом. Один мудрый немолодой монах как-то сказал мне:
«Хватит думать, что постное и непостное, нужно поесть и думать о Боге».
У меня непростой случай, мне нельзя большинство постных углеводов, я подумал и выработал свой ритм поста и придерживаюсь его.
В целом, во время поста необходимо сделать усилие там, где я не делаю его в остальное время.
Увеличить то время, которое я провожу в своей жизни с Богом. Для нас это, прежде всего, молитва и Библия. Если человек в офисе не будет во время обеда долго выбирать блюда и искать новое заведение, у него останется время, чтобы прочитать главу из Библии или один псалом, и это будет важная постная составляющая.
«Что я ел в прошлый пост – уже не помню, а вот что читал – помню»
Христианство в течение истории неминуемо влекло за собой книжность, словесность, ученость. Нельзя быть христианином и не размышлять, не рефлексировать (пусть и на свой лад). Что я ел в прошлый Великий пост, я уже не помню. Но пост прошел, еда съедена, а вот те книги Писания, которые я читал в Великий пост, я запомнил.
С вдохновением для себя я читал Апокалипсис, и очередной раз глубоко пережил всю радость этой книги, ее живое пасхальное свидетельство. Эти ощущение и опыт, остались со мной.
В начале этого Рождественского поста я начинаю думать о книгах, которые важны в контексте моей жизни сейчас. Ведь я не просто хочу помучить себя чем-то, я хочу укрепить свои отношения с Богом. Что мне в этом поможет?
– Можете поделиться, на чем остановился ваш выбор?
– Я собирался читать переводы Андрея Десницкого посланий апостолов.
Каждый может задать себе вопрос, в чем я прихрамываю? Например, Новый Завет вроде читаю, а Ветхий мало знаю, значит, за пост прочту книги малых пророков, например. Важно не просто прочитать, а осмыслить, разрешить сложные места, найти ответы. Можно прочесть Пятикнижие Моисея.
Да, ко мне приходят прихожане и говорят, что в конце года они перегружены работой, им нужно сдавать отчеты. Но никто не заставляет делать сверх меры, можно разбить пост на недели, и в каждую чуть-чуть читать Библию. Например, один час выходного дня я потрачу на то, что прочитаю целиком письма апп. Павла, Иакова, Петра или Иоанна. Не гомеопатические дозы, к которым мы привыкли в литургических чтениях, а просто взять и целиком прочитать, например, послание Павла к Тимофею.
Да, всю неделю у меня тяжелая работа, но в свой выходной день я выделил час для особого слушания Бога. Возможно, после поста я не смогу отказаться от этой традиции, настолько она меня обогащает. Или я понял, что могу это делать только в пост. И это тоже хорошо.
Нести Богу подарки, как бы нелепо это ни звучало
– Что из книжного и ученого может помочь полнее пережить Рождественский пост?
– Я бы призвал во время Рождественского поста размышлять над тайной Боговоплощения. Попробовать почитать какой-то серьезный сложный текст на эту тему, чтобы приблизиться к понимаю этого события. Такой, который не прочтешь мимоходом. Можно посоветоваться со священником, что выбрать. Всегда есть внутренние неразрешенные вопросы.
Могу я сам себе ответить на вопрос, почему «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины»?
Почему именно так это случилось, почему Богу нужно было стать человеком? И не отмахнуться какой-то фразой «для спасения душ», «для искупления грехов». А что такое спасение души и искупление грехов?
И вторая тема, которую я бы задал на рождественское время: у нас есть великолепная традиция, которая пришла еще из римских времен, а в христианстве получила новый импульс – рождественские подарки. Я каждый год говорю людям, хватит подарки получать, их нужно дарить.
Что я могу подарить своему Богу и Учителю?
Казалось бы, нелепость. Разве я могу подарить что-то Богу? Но мы его дети, мы усыновлены по благодати, а точно известно, что даже маленькие дети могут порадовать своих родителей на Рождество. Что я могу сделать такого, что будет радостным для Бога?
– … Какие есть варианты?
– Если мы говорим об отношениях, подобных отношениям с родителем, то поможет вопрос, что может нас сделать ближе?
В Евангелии есть слова «Что вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали мне» (Мф.25:40). У нас на приходе есть многолетняя традиция – мы проводим акцию «Подари Рождество» и «Подари Пасху», собираем новые вещи для бездомных. Их приносят студенты нашего университета, выпускники, преподаватели, прихожане. А еще окормляемые глухие, – казалось бы, люди, которые сами должны получать больше, чем отдавать. Можно один раз прийти на воскресную раздачу пищи для бездомных. Пускай он будет разовый, именно в преддверии Рождества, но то, что я сделал для этого человека, я сделал для Христа.
Это перевернуло не только мировую историю, но и мою жизнь
– Вот еще раз по поводу зацикленности на еде. А разве в центре Ветхого Завета не еда, не пир, не изобильная трапеза? И для Евхаристии была избрана «еда». И для поста тоже – именно еда, а не ограничение в передвижении, например. О чем это может говорить?
– Да, в центре Ветхого и Нового Заветов – пир, но пир предполагает общение и радость. Разве сегодня трапеза всегда проходит в общении и радости? Даже члены семьи часто утыкаются в кухонный телевизор или мобильники, общение минимизировано. Мы постимся ради того, чтобы в сам праздник собраться за столом и принести Христу дары, как принесли волхвы.
Мы постимся, чтобы встретить Рождество не просто как милый праздник, а как личную радость, личное событие, – как празднуем день рождения ребенка, как курсант празднует получение лейтенантских погонов.
Нужно научиться праздновать Рождество как событие, которое перевернуло не только мировую историю, но и мою жизнь.
– Александр Шмеман писал: «Пока мирские обычаи и традиции не будут вновь соединены с религиозным отношением к жизни, которое их породило, Церковь останется оторванной от жизни, не имеющей власти над ней». Вы согласны? Что может помочь ввести Рождественский пост в уклад своей семейной/домашней жизни?
– Семейные традиции – это хорошо. Кто-то готовит особое блюдо, кто-то разучивает колядки и рождественские песни. Я не очень люблю застольное пение, но колядки для меня исключение. В 90-ые годы в молодости мы группой собирались у одной девушки (она уже монахиня) и разучивали колядки, чтобы спеть их на Рождество. Пили чай с пряниками и сухарями, готовили рождественский вертеп для детей воскресной школы. Общение вокруг рождественских традиций создавало настрой.
Увы, у нас сбито светское и церковное расписание. Светское общество живет по григорианскому календарю, а церковное по юлианскому, поэтому Новый год празднуется более торжественно, чем Рождество и предваряет его. Рождество в глазах светских людей становится довеском к их праздникам.
Верующие только отпраздновали Рождество, а через два дня детям идти в школу, вместо того, что наслаждаться святками, отдыхать, петь песни и скакать «на ушах». Зато последняя строгая неделя Рождественского поста приходится на каникулы. Для мирян это парадокс.
Конечно, люди ради любви к родственникам празднуют Новый год, но внутреннее настроение поста снижается. Это меня расстраивает. Лучше бы мы жили в правильном ритме, когда церковное предваряло и освещало светское. Когда Новый год был бы просто частью святочного времени.
Слова о. Александра я понимаю и так, что важно не приходить в храм, надев одежду христианина, а при выходе ее снимать. Радость, которую в свою меру я могу ощутить от того, что Бог стал человеком, вопреки грехопадению не отнимется от меня, свет будет проливаться на всю остальную жизнь, и это будет лучшая форма миссии.
Хочется, чтобы про верующих в миру говорили не то, что эти люди всем недовольны, хмурые, а наоборот, что они живут с какой-то внутренней радостью и надеждой, которую никто не может отнять. Даже большие скорби не выбивают почву у них из-под ног.
Но это не наша заслуга. Это дар, который дает Христос. Это мы и празднуем в Рождество – близость Бога невидимого, но реально присутствующего. Это мы и переживаем во всем.
Мирские обычаи и традиции, о которых говорит отец Александр, должны быть естественными.
Играть в ролевую игру «дореволюционная Россия», копировать Шмелева будет неправильно. Но и игнорировать традиции, которые можно сохранить, не стоит.
Вот простая традиция – увидел, что за последнее время стал реже общаться с родителями, меньше читать детям на ночь, стал проводить меньше времени с кем-то из дорогих людей, – в пост можно решить эти проблемы. Всем, кому обещал сходить в гости или пригласить, сделать это.
– Действительно, можно все то, о чем вы говорили привнести в семейный уклад. Делиться с друзьями своими открытиями, которые сделал, размышляя о Рождестве. Читать детям рождественские истории, их множество. Те же послания апостола Павла можно читать вслух. У нас с мужем нет пока детей, мы читаем сейчас вслух «Мертвые души».
– Ну в пост «Мертвые души» читать не знаю, как. У Николая Васильевича такие описания русской кухни… очень искусительные … . Я как-то в воскресенье возвращался поздно домой жутко голодный, и как раз читал «Мертвые души», а когда, на свою беду, дошел до места описания трапезы со всеми изысками и подробностями, так весь измучился, пока до дома доехал.