Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Почему врата ада не одолеют Церковь

Троица – день рождения Церкви, о которой Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Что такое «врата ада», какую угрозу несут они нам, современным христианам, и нужно ли верить в то, что если мы в Церкви, то от этих врат спасены?

Троица Ветхозаветная. Нестеров М. В., 1897 г. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома, Россия

Говорим с настоятелем Петропавловского храма Саратова игуменом Нектарием (Морозовым).

До конца мировой истории

– Отец Нектарий, как понимать слова Христа про врата ада? Звучит впечатляюще, но что это такое по сути?

– Думаю, во всей своей полноте понятие «врата ада» нам не откроется в этой жизни, но мы можем приблизительно понимать, что это путь, который приводит человека в место, где он оказывается вне Бога и Богу чуждым. И что к этим вратам его подводит та жизнь на земле, которую он проводит вне Божьего замысла о себе.

А слова о том, что врата ада не одолеют Церковь, означают, что Церковь будет пребывать на земле до конца мировой истории и не будет такого мгновения, когда Церкви Христовой на земле не окажется.

Эти слова очень важны, потому что на протяжении почти двух тысячелетий постоянно возникают опасения, что Церкви настоящей, подлинной больше нет – что осталась только форма, не наполненная содержанием, нет благодати, и Господь не пребывает в Своей Церкви. И очень часто люди приходят к такому выводу, невзирая на эти слова Христа о том, что врата ада не одолеют ее.

К преподобному Варсонофию Оптинскому накануне революции (1917) приходили самые разные люди и делились своими опасениями: что же теперь будет с Русской Церковью? И он им отвечал, что Церковь Христова будет существовать до скончания века и что разумнее позаботиться о том, что будет с самими этими людьми. Потому что в такие времена первым делом надо думать, как сохранить христианина в себе, а Церковь хранит Господь.

– То есть любые гонения не страшны – ни те, что были, ни которые еще, возможно, будут?

– Да, Церковь сохранится вопреки гонениям, потому что хранит ее Христос, а не люди. Но угроза полноценной церковной жизни – это не только гонения, и даже не столько они, сколько нестроения внутри самой Церкви.

Огромное количество ересей в разное время восставали против истины Христовой, и были периоды в истории, когда ересями была охвачена большая часть людей в Церкви – иерархов и мирян. Проходили и еретические соборы, где принимались соборные, но противоречащие истине решения. И порою буквально единицы людей противостояли тому, чтобы ересь не поглотила всю Церковь. Но такие люди всегда находились.

Преподобный Максим Исповедник противостоял ереси монофелитства (учение, признающее во Христе только одну волю – Божественную, – прим. ред.). И когда к нему пришли последователи этого заблуждения и, упрекая, говорили, что все остальные члены Церкви причащаются с монофелитами, – причастие от единой Чаши Крови и Тела Христа выражает высшую степень единства среди христиан, – то преподобный Максим им ответил, что, даже если с вами причастится вся вселенная, я с вами не причащусь.

Конечно, не он один хранил в то время чистоту Православия, но и другие, менее известные нам подвижники. И потому нам всем важно разбираться в основах православного учения, чтобы в смутные времена понять, где истина, а где ложь под маской истины.

Важно изучать церковную историю, тогда не будет казаться, что те или иные церковные нестроения происходят впервые, что это «небывалый ужас» и что Церкви в том виде, в котором ее создал Христос, наступил конец.

Человек сведущий знает, что такой «конец» в истории Церкви наступал уже неоднократно, но так и не наступил.

Церковь и ее «темный двойник»

«Гостеприимство Авраама», мозаика базилики Сан-Витале, Равенна, Италия
Гостеприимство Авраама. Сцены из жизни Авраама. Мозаика базилики Сан-Витале, Равенна, Италия

– А какие книги, помимо Евангелия, могут помочь стать человеку сведущим?

– Я бы посоветовал «Исторический путь православия» протоиерея Александра Шмемана и «Вселенские соборы» Антона Карташева. Они дают понимание, как в принципе складывается история Церкви и какое место в ней занимают человеческие страсти, искажающие ее учение, ее проповедь, привносящие неверные акценты, опасные компромиссы.

Именно в результате этого влияния человеческих страстей на Церковь появляется то, что замечательный церковный писатель XX столетия, исповедник веры Сергей Фудель называл «темным двойником Церкви».

Он может быть очень похож на Церковь, святую Церковь. Помните слова апостола: «Они вышли от нас потому, что не были нашими» (1 Ин. 2, 19)? Но есть ведь много и тех, кто никуда не выходит, кто просто пользуется теми возможностями, которые дает ему жизнь в Церкви – не в благодатном, разумеется, а в материальном плане. Кто совершенно чужд ей по духу, кто не служит ей, а эксплуатирует ее. Поэтому нужно всегда разделять Церковь с ее темным двойником.

Когда человек приходит в Церковь, надо рассказывать ему о том, что в Церкви есть несовершенная человеческая составляющая – следствие общей греховной поврежденности природы человека.

И если человек своим страстям уступает, это приводит не только к личным грехам, но в конечном итоге и к разделениям, расколам. За каждой ересью стоит гордость и неправильно направленный поиск – не божественной, а своей истины, своего объяснения того, что на самом деле до конца необъяснимо.

Поэтому важно учить человека трезвому восприятию, чтобы он не очаровывался людьми, «благолепием», а смотрел вглубь и видел главное в Церкви – Христа, Его слова, Его дела, Его путь. И верил, что истина Христова сохранится в Церкви, даже если в отдельные исторические периоды ее будет исповедовать меньшинство.

А для этого важно не быть в Церкви невеждой. Если мы сами не понимаем, во что верим, сбить с толку нас очень легко.

Мы помним ревнителей старого обряда, которые говорили, что благодать из Церкви «на небо улетела». Но благодать не может улететь от нас на небо, потому что Господь «с нами во вся дни до скончания века». И эти слова никто не может опровергнуть, как и слова про врата ада.

Знаем ли мы, что такое Церковь?

Троица ветхозаветная, иконы. Икона Новгородской школы 16 века и Уральская икона 19 века
Троица Ветхозаветная, иконы. Слева – Новгородская школа иконописи, 1530–1540-е годы, Государственный Русский музей, СПб, Россия. Справа – Уральская икона, 1811 г., Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Россия. Поступила в 1988 г. из частной коллекции в Свердловске. Вывезена из г. Невьянска Свердловской области

– У нас есть слова апостола о том, что Церковь – это Тело Христово, где Глава – Христос, а христиане – Его члены. Но окончательного понимания того, что есть Церковь, у богословия нет. Почему?

– Потому что Церковь не есть установление человеческое, и потому человеческими словами до конца выражено быть не может.

В различных катехизисах, и в Законе Божием, и в Священном Писании Нового Завета есть масса определений того, что такое Церковь, но все эти словесные определения не являются исчерпывающими.

Вот мы говорим о Боге, что Он вездесущий, всеведущий, всеблагой и многие другие определения произносим, но мы по большому счету до конца не понимаем, что это такое. Как мы можем знать, что такое «всеведущий», если мы не всеведущие? Или что такое «всесильный», если мы не всесильны? Мы все это понимаем лишь отчасти.

У преподобного Исаака Сирина есть замечательная мысль о том, что слова – это орудие века сего, а молчание – таинство века будущего.

И апостол Павел был очень красноречивым человеком, но, когда он был восхищен до третьего неба и видел красоту Царства Небесного, он не смог это описать и сказал только, что «не слышало того ухо и не всходило то на сердце человеку, что уготовал Господь любящим Его». Потому что это реальность иная, невыразимая до конца человеческим словом.

И то же самое и с Церковью, которая есть не просто сообщество людей, а Тело Христово. А что это значит и как мы можем быть клеточками этого Тела, какая клеточка жива, а какая замерла или отмерла, кто из нас может объяснить? Ведь это все таинственно.

А в наше время это сложно объяснить еще и потому, что в мире много христианских церквей, не находящихся в общении друг с другом, и даже в православном мире есть серьезное разделение – рана на теле Церкви, призванной к единству. Нельзя не согласиться с тем, что церковные перегородки до неба не доходят, но вот как именно они не доходят, сказать очень сложно.

Но в то же время православное учение о Церкви должно стать областью постижения находящегося в ней. Это учение недаром формировалось в борьбе с ересями и ошибочными пониманиями, и в этой борьбе были свои мученики.

Мы должны знать, что есть некие самочинные собрания, которые именуют себя церквями, а есть Церковь, которая по праву преемственности от апостолов сохранилась до наших дней, которая хранит правильное понимание догматов, сформулированных на 7 Вселенских соборах. Эти очень важные истины помогают нам понять, находимся ли мы в Церкви или за ее пределами.

Спасение как возможность

– Если Церковь – Тело Христово, а люди – Его члены, то почему же Сам Христос не защитит Своих людей от того, чтобы ересь учения и жизни искажали жизнь Его Церкви?

– Весь вопрос в том, насколько человек Богу «свой». Не формально, а по сути. Насколько он причастен к той божественной жизни, которая дана нам в Церкви как возможность – претворяем ли мы возможность в реальность?

Далеко не каждый крестившийся становится христианином. Мы видим, что есть «христиане», которые участвуют в таинствах, читают молитвенное правило, но не имеют плодов, которые выражались бы в их внутреннем изменении – по отношению к людям и к Богу.

Но если человек живет по-Божьему, Господь его спасет и сохранит. Если мы о своем спасении заботимся лишь периодами, то Господь строит его на протяжении всей нашей жизни и даже, можно сказать, задолго до нашего рождения. И поэтому не надо бояться чрезмерно, нужно только, чтобы протянутая нам Божественная рука нашла нашу руку, которую мы очень часто держим при себе и Богу не протягиваем.

Нужно знать своих коллег по «профсообществу»

Троица. Феофан Грек, 1378 г., фреска
Троица. Феофан Грек, 1378 г., фреска в камере на хорах. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия

– Как человеку неискушенному, только приходящему в Церковь, разобраться, что она такое по своей сути и что в ней самое главное?

– Человек – многосоставное существо, и наименее поврежденная грехопадением часть нашего естества – это разум. Поэтому очень важно учиться и … общаться с коллегами.

Как в любой профессиональной среде нельзя стать своим вне общения, без узнавания тех, кто пришел сюда до тебя и после тебя, так и в Церкви такое узнавание жизненно необходимо.

Церковь – это место, где каждый человек призван, насколько это возможно, уподобляться Богу. Церковь – это Господь и благодать Божия, но это и бесплотные небесные силы, и апостолы, великие учители, мученики, огромный сонм преподобных, подвижники – древние и более близкие к нам по времени.

Обязательно нужно узнавать святых – как древних подвижников, так и более близких к нам по времени, потому что именно через них до нас доходит живая череда преемственности. А когда преемственность прерывается, мы чувствуем себя беспризорниками, и нам трудно найти себя и свое место в Церкви.

Если Церковь для нас – это только храм, иконы, подсвечники и стояние на службах, а все, что за этим стоит, остается скрыто, то есть угроза, что в каких-то чрезвычайных обстоятельствах мы в Церкви потеряемся, сделаем шаг в сторону – в то, что Церковью не является. Уйдем в какое-то похожее на Церковь «сообщество», решим, что Церковь согрешила и в ней нет больше благодати. И сколько таких примеров уже было.

Не быть «кислыми плодами»

Вознесение. Художник: М.В. Нестеров Фрагмент росписи свода церкви
Вознесение. Нестеров М. В., 1903 г. Фрагмент росписи свода церкви во имя благоверного князя Александра Невского

– Как человеку относиться к нестроениям в Церкви, как справиться с искушением и не поддаться?

– Знать историю святости и вместе с тем историю того, чего в Церкви быть не должно и тем не менее в ней было – на протяжении всех двух тысячелетий. Всегда помнить, что в Церкви было, есть и будет множество болезней ее членов – и мирян, и духовенства. Если человек внимательно читает Евангелие, то видит, что именно первосвященники и старейшины народа предали Христа. Но, несмотря на их преступление, несмотря на крики людей «Распни!», в самый, казалось, тяжкий момент, когда ученики решили, что все потеряно, потому что их Учителя распяли, начинается незримая еще для всех победа над адом. Ад оказывается опустошенным, а Христос – воскресшим.

– А врата ада не одолеют только Православную Церковь или Католическую и Протестантскую тоже?

– На этот вопрос ответить сложно, не думаю, что у кого-то ответ есть. Думаю, прав был тот, кто сказал: «Я не знаю, спасутся или погибнут католики и протестанты, это знает только Господь. Я знаю, что я не спасусь вне Православной Церкви…»

 – А как православному относиться к католикам и протестантам, если одолевает мысль, что раз они вне Православной Церкви, значит, с ними что-то не так?

– Относиться с любовью. Православный человек имеет право относиться к людям только с любовью. Любое другое отношение возможно, но не будет угодно Богу. В патерике есть замечательный пример. Один монах пришел к братьям из соседнего монастыря и принялся отчаянно хвастаться своим старцем. На что ему братия сказали: «Древо познается по плодам. Если у тебя такое прекрасное древо, как же оно произвело такой кислый плод?» Вот очень важно не быть такими кислыми плодами. А если мы таковыми являемся, то постараться перестать кислить – созреть на Солнце, которое в Церкви светит всегда.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?