Страшно подумать, сколько сегодня в России одиноких стариков. Причем многие из них имеют детей и внуков, но всё равно доживают свой век в одиночестве. Не хотят дети жить с родителями. Кто в этом виноват? Город, родители, сами дети? Действительно ли в большом городе люди обречены на одинокую старость? Можно ли решить эту проблему, изменить ситуацию? В ближайшее время мы обязательно зададим этот вопрос социологу, попросим привести конкретные цифры.
Однако есть мнение, что одинокие старики – религиозная проблема. Так считает востоковед и историк религии, доктор исторических наук, профессор МГИМО и Российского православного университета св. апостола Иоанна Богослова Андрей Борисович ЗУБОВ
— Наверное, немногие помнят, что сама идея пенсии как обязательной формы обеспечения старости возникла только в XX веке. До этого никогда такой формы не было, но общество в ней, по сути, и не нуждалось. Подавляющее большинство стариков жило в семьях своих детей. Пока у них были силы, они воспитывали внуков, потом дети и внуки заботились о них, провожали их в последний путь. Какая была естественная традиция! Но секуляризация общества породила гедонизм (устремленность к наслаждениям), и большая семья распалась. (Так называемые объективные обстоятельства – тоталитарный режим, войны, разрушенные семьи – на самом деле тоже вызваны секуляризацией). Только тогда встала проблема пенсии как необходимого обеспечения каждого старика, потому что новые поколения семьи не могли его обеспечить, да часто и не хотели, скорее хотели поживиться наследством – дачами, квартирами, банковскими вкладами. Конечно, несчастные одинокие старики были всегда. Помните, в Евангелии у наинской вдовы умирает единственный ребенок, и она остается без средств к существованию. Но евангелист относится к ней именно как к исключению, как к редкостно несчастному человеку. О таких людях всегда заботилось общество – община, город, государь создавали для них приюты, старческие дома, богадельни, но ни в одной культуре одинокая старость не была нормой. Веками считалось естественным, что дети и внуки заботятся о стариках, как матери – о своих маленьких детях. Но сегодня и заботу о детях не все воспринимают как обязанность – увеличивается число брошенных родителями малышей. Мы живем в условиях разрушенной веры, разрушенной семьи, попранных нравственных обязанностей.
Конечно, в большом городе труднее сохранить традиции совместного проживания нескольких поколений. Но и те, кто может купить большой дом, съехаться со стариками, чаще всего не хотят этого. Как не хотят люди среднего достатка обменять квартиры свою и родителей так, чтобы жить не в разных концах города, а рядом друг с другом. А это-то доступно всем. И не только дети не хотят жить с родителями, но и многие старики не хотят жить с молодыми. Современный человек всё чаще стремится к одиночеству, что является прямым нарушением Закона Божиего («И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному…» (Быт., 2, 18)). Старики предпочитают жить одни на скудную пенсию, чем с детьми, интересов которых они не разделяют, «шум» которых их раздражает, а детям в тягость жить с родителями.
У нас в России, на первый взгляд, многое можно списать на материальные трудности. Но на Западе проблема эта также очень существенна. Там многие обеспеченные люди задолго до старости откладывают деньги, чтобы впоследствии уйти от детей в дом престарелых. Их дома престарелых выгодно отличаются от наших – в них идеальный медицинский и санитарный уход, прекрасное питание, достойные условия проживания, но причина ухода родителей от детей та же, что в России: стремление людей обособиться друг от друга. Быть «независимыми». К старости исчезает потребность в супружеской жизни, физиологическое стремление к детям, свойственное молодой матери, и современный человек, забывший о Боге, старается полностью отделиться от всех, убежать от другого, от всяких обязанностей перед другим, стать этакой монадой. Если захочется с кем-то поговорить, есть сосед по старческому дому, медсестра, и этого достаточно. Главные причины современного распада семьи, изоляции стариков – религиозные. Кстати, в странах, где религиозные традиции сохранились, сохраняется и большая семья. Причем как в христианских странах (Филиппинах, Южной Корее), так и в нехристианских. Например, в Индии большие семьи сохранились даже в таких огромных городах, как Бомбей и Дели. В этих городах и интеллигенция живет большими многопоколенными семьями. Это, кстати, весьма облегчает и быт молодых, и быт стариков. Молодые могут учиться и работать, не сдавая детей в детские сады, старики передают, воспитывая, устои и ценности семьи внукам и правнукам, а дети с первых лет жизни привыкают, что надо заботиться о своих немощных стариках и почитать их. А вот в Японии, где всегда были очень крепкие семьи, сегодня так же актуальны распад семьи и одинокие старики. И всё потому, что там стремительно идет распад религиозных ценностей, как конфуцианско-синтоистских, так и христианских.
Если же вернуться к России, то сегодня, разумеется, можно и нужно платить людям достойные пенсии, а не пособия для минимального выживания, обеспечивать хороший уход в домах престарелых, как в Западной Европе и в США. Но это, так сказать, паллиативы. Серьезное же исправление ситуации возможно только через восстановление семьи, ответственных отношений между поколениями, через возвращение к пятой заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». И, в конечном счете, к осознанию своей ответственности перед Богом за жизнь и счастье тех, кого Господь сделал нашими ближними.
Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ