Универсальный
Среди множества наших святых есть и «пречудные святители, и благоверные князья, и преподобные и праведные отцы, и премудрые юродивые». Но к одним паломники стоят в очередях, а другие известны немногим. Почему к одним — толпы, а у других — пара свечек? Отчего зависит почитание святых в народе?
Вот святитель Николай: жил в глубокой древности (3 век), в языческой Римской империи (на территории Турции), а спроси любую русскую бабушку: «Никола Угодничек – первый помощник». А иконный складень: Христос, Богородица, Николай Угодник, возможно, самый распространенный его вариант.
Здесь не обойтись без грустных анекдотов «скажите, какому Богу ставить свечку, – Христу или Николаю Угоднику», если кому-то захочется указать на язычество и темность веры «простых людей».
А может, святой Николай, иностранец в России, просто стал символом всех святых, универсальным, потому что – угодник, то есть и скорый помощник, и заступник, и исцелитель, и податель, и из моря спасатель. Универсальный.
Для которого, по слову Христа, нет ни эллина, ни иудея. Который помогает и правым и виноватым, и христианам и нехристианам, и добрым и злым, умным и средним. Потому что всех людей жалко.
Угодником св. Николая прозвали на Руси. Здесь он известен почти сразу после ее Крещения. Вести о чудесной помощи «греческого святого человека» быстро распространялись – святой Николай оперативно откликался на просьбы вчерашних язычников.
Из вод спасающий
Одним из первых чудес стало спасение в 10 веке утонувшего младенца в Киеве, которого св. Николай по молитвам родителей достал из воды и положил в соборе Святой Софии живым-невридимым. Киевляне еще ничего не знали о чудесном спасении моряков из жития святого, но благодаря этому случаю репутация св. Николая как «из вод спасающего» подтвердилась и на Руси.
От неправедного суда и смерти избавляющий
Однажды святитель Николай избавил от смерти трех мужчин, неправедно осужденных военачальником, хотевшим прибрать к рукам их имущество. Святитель вырвал из рук палача меч, уже занесенный над головами страдальцев, и заставил несправедливого властителя прилюдно признать свои ошибки.
Налоги уменьшающий
В IV веке несправедливой податью Ликия, где св. Николая был епископом, была доведена до разорения и голода. Присланный из столицы сборщик налогов требовал все новых и новых денег. Жители попросили своего епископа о заступничестве.
Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение было записано в скрепленную золотой печатью грамоту. Но архиепископ знал, что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ.
Святитель обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована.
На следующий день император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда святитель сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не поверили: до Ликии от Константинополя было шесть дней пути.
Чтобы проверить слова святителя, снарядили самый быстроходный корабль. Через две недели посланники вернулись и подтвердили, что ликийский сборщик налогов получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана. Константин усмотрел во всем происшедшем волю Божию и попросил прощения у святителя, щедро одарив его.
Этот эпизод из жизни св. Николая решили не включать в текст его жития, чтобы влиятельные архиереи не смогли использовать этот невыгодный для царской казны пример для снижения налога в своих епархиях (!).
Позор отвращающий
Святитель Николай спас трех девиц от позора, тайно, ночью передавая мешочек с деньгами их отцу. В житии говорится, что отец девиц по бедности хотел отдать своих красивых дочерей в наложницы. Святой Николай узнал об этом и подбросил им в дом золото – достойное приданое для каждой невесты.
В подражание милосердной помощи, оказанной святителем Николаем трем девицам, в XVI веке в Северной Германии и Нидерландах возникла традиция делать рождественские подарки детям. Отсюда и пошла вся современная традиция дарить подарки на Рождество. А св. Николай даже стал Санта Клаусом, – и на это пошел.
Святой Николай прожил до 80 лет. Антропологические исследования подтверждают, что иконы верно передают облик святителя. Точно измерен его рост — 167 сантиметров.
Исследования мощей показали, что Николай Мирликийский питался только растительной пищей, а болел болезнями, характерными для того, кто довольно долго пробыл в заключении. Причем — в тесной и сырой тюрьме (из жития известно, что во времена диоклетианова гонения на христиан святитель Николай был брошен в темницу).
До царя далеко, до Бога высоко
Константин Аверьянов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН:
– Чтобы современному человеку понять, в чем подвиг некоторых святых, например, патриархов Гермогена (память 25 мая) или Тихона, или даже Василия Блаженного, ему нужно хотя бы немного знать историю.
И даже если мы ее знаем, умом мы можем понимать, например, важность объединения страны или сохранения веры перед лицом иноземной опасности. Но сегодня, когда иноземной опасности нет, все это может и не трогать душу.
Если с нами случилась рядовая беда: болезнь, семейные проблемы, вряд ли мы пойдем молиться святому, который известен тем, что решал вопросы объединения Русской земли или занимался иными государственными проблемами. Мы будем искать ответы у того, кто нам ближе, понятнее.
Народу всегда были нужны понятные для них святые.
Зайдите сегодня в любой храм, и найдете там образ св. Матроны Московской. Кем она была? Во-первых, блаженной, которых всегда особенно любил русский человек. Слепой, не ходящей, гонимой, жила – своего угла не имела.
Во-вторых, простой русской женщиной, крестьянского происхождения, ни карьеры земной, ни статуса. Самая что ни на есть родная. Да еще практически современница, то есть хорошо знавшая, от чего страдает сегодня народ. Помогала всем, кто ни придет. Здесь сбываются слова русской поговорки: «До царя далеко, до Бога высоко». И нужен свой посредник.
Как увидеть новое в святом?
Учитывать исторический и психологический факторы в ответе на вопрос, почему одних святых помнят, а других – нет, необходимо. Но рационализировать вопрос в целом было бы неправильно.
В начале 2000-х годов один журналист решил составить рейтинг Российских святых, сделав это по количеству запросов в интернете. Оказалось, что самыми «востребованными» были Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Казалось бы, такая разница во времени их жизни (XIV и XVIII века), в задачах эпохи, а оба близки людям. И в Троице-Сергиевой Лавре, и в Дивеево всегда толпы паломников.
Поэтому для святости временная граница условна. А выбор святого по степени «понятности» говорит не о том, что это святой «ограничен» в своей святости, в помощи, которую он может оказать. Наоборот, ограничено земными условностями наше человеческое восприятие святых!
Можно привести массу примеров, когда человек молился святителю Алексию, и Александру Невскому, и Даниилу Московскому, и получал помощь не в решении государственных дел, а в простых нуждах.
Потому что, если они святые, значит, независимо от рода земной деятельности, прежде всего, – молитвенники. И, по слову Божию, прежде нас знают наши нужды.
И помочь, все без исключения, могут в самом главном – в укреплении веры, любви к Богу и людям.
А чем больше этой любви будет в нас, тем меньше границ будет в нашей любви к разным святым, потому что в каждом мы будем видеть Бога.
Как увидеть новое в святом? Это можно сравнить с восстановлением старой иконы.
Когда образ пишут, краски свежие, изображение четкое. С годами он может потемнеть, а через какое-то время уже лика не разберешь. И нужно икону отреставрировать.
В Церкви их поновляют: по старому изображению рисуют новое, хотя и близкое к оригиналу. И что происходит? Облик немножко изменяется.
То же самое со святыми. Святителя Николая современники видели по-своему, со своими акцентами и нюансами, а мы, спустя века, можем увидеть новый образ.
То же можно проследить и по житиям святых. Было бы ошибкой считать, что они представляют собой единожды написанный текст. У жития нередко имеется несколько редакций, заметно отличающихся друг от друга.
Например, в первоначальном житии Сергия Радонежского, написанном Епифанием Премудрым, основной упор был сделан на фактическую канву его земной жизни, тогда как Пахомий Логофет главное внимание уделил его церковной деятельности. За пятьсот лет, прошедших со времени кончины преподобного, известно до десятка вариантов жития основателя Троице-Сергиевой лавры.
Только в XVI веке оно перерабатывалось, как минимум, трижды – для летописного свода 1518 года, Никоновской летописи, Великих Четьих Миней митрополита Макария. В XVII веке к работе над ним такие известные писатели своего времени, как Герман Тулупов, Симон Азарьин, святитель Димитрий Ростовский.
В следующем столетии дань этой тематике отдали митрополит московский и коломенский Платон (Левшин) и даже сама императрица Екатерина II. В XIX веке новое житие Сергия было составлено митрополитом московским Филаретом (Дроздовым), а в XX столетии появились новые варианты, принадлежащие перу архимандрита Никона и патриарха Московского и всея Руси Алексий I (Симанского).
Существование подобной многовековой традиции объясняется тем, что каждое новое поколение стремится заново осмыслить жизнь святых, выделив те акценты, которые наиболее близки ему. А это означает, что в будущем, в изменившихся условиях, в жизни святых, сейчас может быть позабытых, для нас откроются новые смыслы.
О святителе Николае читайте также статью автора исправленного жития святого Александра Бугаевского.