Господь приходит в главный храм Иерусалима и обличает там ханжей-фарисеев (Мф. 22:15–23: 39). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» – и так целых восемь раз.
Ни с кем больше так сурово Христос не говорил. Суд Божий начинается со священства, поэтому Господь так резок с теми, кому доверено было быть пастырями, то есть вести человека по пути Божьему, но кто не только сам не шел, но и переиначивал смысл главных заповедей и учил народ поступать согласно своим повелениям.
Страстной вторник, вечер: три притчи о главном
Илья Красовицкий, старший преподаватель кафедры богословия ПСТГУ:
– Большинство притч Господь говорил Своим ученикам наедине. Во вторник на вечерне читаются три притчи, которые изложены в 25-й главе Евангелия от Матфея. Это притча о десяти девах (Мф. 25:1–13), о талантах (Мф. 25:14–30) и о Страшном суде (Мф. 25:31–46).
Было десять дев: пять разумных, пять неразумных. Все ждали Жениха. Тот замедлил, девы уснули. Жених пришел внезапно, и разумные, запасшись заранее маслом (то есть умея ждать), зажгли светильники свои, вышли на встречу с Женихом и благодаря свету светильников своих нашли Его в кромешной тьме. А у неразумных, пока спали, масло кончилось и запаса не было. Пока бегали на базар, дверь в брачный чертог затворилась.
Дева – это душа человека, а Жених – Господь. Цель жизни человека – встретить Жениха. Но, как говорит Феофилакт Болгарский, к этому надо готовиться, запасать масла – Святого Духа, живой, личной связи с Богом, тогда душа не заржавеет в грехах. К такой душе приходит Жених, а остальные остаются безбрачными «юродами».
Эта притча нередко вызывает недоумение: почему разумные девы не поделились? Где их доброта? Но не всем в жизни можно поделиться.
Нельзя поделиться, например, своими отношениями с Богом, личными, о которых и рассказать порой трудно. «Знанием», пониманием Бога – можно, а отношениями – нельзя. Нельзя прожить, прострадать, прорадоваться – за человека. Рядом с ним – можно, вместе с ним можно, а вместо него – никак.
Даже умереть за другого можно, а вот прожить за другого его жизнь нельзя. Про это здесь – «масло». Жестко, но Страшный суд – серьезное мероприятие.
О талантах: найди себя, и завидовать не придется
Один человек, уезжая, позвал трех слуг и каждому дал таланты (монеты в то время). Одному – пять, другому – два, третьему – один. А когда вернулся, то пожелал узнать, что сделали слуги с его талантами. Первый и второй вложили деньги в дело и получили двойную прибыль. А третий взял и зарыл свой талант в землю.
Двух первых хозяин похвалил и наградил сверх этой прибыли еще и лично от себя. А с третьим начал разговор. Третий ответил: «Я знал, что ты человек несправедливый, жнешь, где не сеял, так что бери себе свое и больше ничего не требуй».
Бог судит третьего его же словами, подтверждая «несправедливость» того, что «Он жнет, где не сеял». Некоторые комментаторы видят в этом подчеркивание разницы между тем, что считает справедливым человек, а что – Бог. Потому что сотворивший бытие, давший всему жизнь Бог не может быть тем, кто «не сеял», – Он есть Тот, кто «посеял» все, что есть на свете. И каждого человека, создав по Своему образу и подобию, Бог призвал, как Адама в раю, к сотворчеству.
Но этот третий раб отказался от сотворчества с Богом, от Божиего дара, закопав талант, еще и осудив Бога. Потому он и был назван «лукавым и ленивым».
Некоторые святые отцы говорят, что третий так поступил, потому что обиделся, что ему мало дали. Но хозяин (Господь) дает каждому столько, со скольким человек может справиться – по силам, по возможностям. Ведь у людей силы, способности не равны. Но каждый призван к их приумножению.
Талант тут – сумма всех благ – материальных, физических и духовных: – которые Бог дает человеку. Он не требует от нас больше, чем мы можем.
Господь призывает нас, во-первых, понять и принять свою меру, не зарясь на большее. У человека, нашедшего свое дело и работающего с интересом, для зависти поводы исчезают. А если мы потратим впустую время, или будем завидовать, или обижаться, говоря: «Конечно, у него такой талант, а я бездарный, что с меня взять», даже то, что мы имеем, будет забрано.
Так бывает в старости: жизнь прожита, а ничего нет: силы ушли, здоровье кончилось, с близкими перессорился, вспомнить нечего.
Поэтому и говорит Господь: «Имущему – дастся, а у неимущего – желания и готовности трудиться, призывая Бога в помощь, – отнимется». Главный талант для всех людей, вне зависимости от их сил и способностей, – это талант возделывания своей души, рождение ее в жизнь вечную.
Нет человека, обделенного этим талантом, даже если ничего другого он не имеет. И именно в этом – главный спрос Бога с нас.
О Страшном суде: в чем главная проблема козлищ?
Известная притча об овцах и козлищах, на которых разделит нас Господь в зависимости от ответа на пару вопросов: помог ты в чем-либо хоть однажды хоть кому-либо?
Прот. Георгий Климов, преподаватель кафедры библеистики МДАиС:
– Наверное, нет человека, который бы хоть раз в жизни не сделал «доброго дела». Однако весь смысл судных вопросов Христа сводится к другому, но самому главному: пожалел ли ты от сердца в своей жизни, несмотря на все «обстоятельства», другого человека? Ведь Богу важно не само «доброе дело», которое человек сделал, раз Бог так велит, а то – насколько дела изменили сердце, сделали ли его милосердным, любящим? Или гордым, самодовольным?
В чем главная проблема козлищ? Наверняка они, знавшие много о Боге, чтили день воскресный, ходили и в больницы, и в темницы, давали милостыню. Но все это делали не потому, что при виде страданий другого болело их сердце, а потому что были «не как тот мытарь».
И при этом рассчитывали, что, раз приказ выполнен, у них есть пропуск в Царство Божие. Но с холодным сердцем в рай не пускают. И вот с таким «милосердием» в жизнь вечную не войдешь.