Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Почему люди предпочитают гибнуть на улицах?

За эту зиму в Москве погибли 32 бездомных, хотя в ночлежках свободно 500 мест

Каждый день приходят сводки о новых погибших или получивших обморожения на улицах. Страдают не только бездомные, в числе жертв много и тех, кто перебрал со спиртным и уснул на морозе, но, конечно, больше всего рискуют те, кому некуда уйти с улицы. В среднем, удается установить личности лишь половины найденных замерзшими. Сегодня в Российском агентстве международной информации «РИА Новости» состоялся видеомост Москва – Санкт-Петербург на тему: «Помоги бездомным в мороз!».

Фото izvestia.ru

Между тем, койки в ночлежках пустуют, сейчас в Москве учреждения соцзащиты могут принять на постой еще 500 человек, но к ним никто не приходит. По официальной статистике, согласно прошедшей в 2010 году переписи населения, в столице 6067 бездомных. По неофициальной, считая бродяг, (тех, кто где-то прописан, но не живет дома) – от 10 до 12 тысяч. Для них в различных ночлежках предусмотрено 1477 мест. Как говорит Андрей Пентюхов, начальник отдела социальной помощи бездомным гражданам Департамента соцзащиты Москвы, не приходят греться и жить не только из-за недостаточной информированности, но и из-за строгого запрета на алкоголь. К тому же ночлежки разбросаны по окраинам города, а бродяги чаще собираются в центре. Почему же люди предпочитают гибнуть на улицах? В этом году в Москве от морозов погибли 32 человека.

– Люди, живущие на улице, глубоко травмированы, – говорит Анна Федотова, представитель движения «Дом на пути», – и с большим доверием они относятся к соцработникам или волонтерам, когда узнают, что за ними не стоит никакая структура и все, что им надо – помочь. Смертность действительно снизилась, но я смотрю на ситуацию скорее пессимистически, потому что высока инвалидизация в мороз, влекущая еще большие социальные проблемы. Отсутствует комплексный подход. Накормили, вымыли и что дальше? Ну, переночевал. А проблема, из-за которой человек оказался на улице, не решена. Иногда должны пройти годы, чтобы человек пришел в себя, реабилитировался, а государство не может обеспечить всем индивидуальный подход».

Согласен с необходимостью комплексного подхода и Илья Кусков, руководитель службы помощи бездомным синодального отдела по благотворительности и социальному служению РПЦ. В службе «Милосердие» есть несколько проектов, направленных на помощь бездомным, обратиться туда можно в любое время суток. Илья Владимирович согласен с тем, что общая картина уже не столь ужасна, как несколько лет назад: бродяги стали лучше выглядеть, снизилось число тяжелых ран и болезней. Но даже вымытый, согретый, накормленный и одетый столичный бездомный, если отправить его к себе в город или деревню, откуда он уже уехал, вернется обратно: «В регионах нет такой помощи, в столице им проще». Православные службы помогают подопечным устроиться на работу, выясняют у работодателей, согласны ли они принять человека без документов, как-то устраивают. Но, считает Илья Владимирович, необходимо место, куда бездомные могут приходить днем, общаться с соцработниками, священниками, консультироваться у врача, получать советы, как восстановить документы или устроиться на работу, или просто попить чаю. Функцию такого социального центра могли бы выполнять так называемые ангары – большие отапливаемые помещения, в таких располагаются, например, спортклубы. Там зимой удастся разместить 50-100 человек, а вот летом такое здание как раз могло бы выполнять функции социального центра. Проект достаточно затратный – 2,5 миллиона рублей, но силами прихожан московских храмов удалось собрать почти всю эту сумму. Если сегодня получить разрешение на установку, ангара, то уже через 30 дней он начнет работу. Проблема в том, что получить это самое разрешение оказалось сложнее, чем можно было бы предположить. Целесообразнее всего было бы поместить ангар в ЦАО, где больше всего бездомных и ближе до вокзалов. Сегодня Илья Владимирович ждет ответа из префектуры района, но, скорее всего, он будет отрицательным.

– Если есть центр социальной адаптации в Люблино, в котором сейчас пустует 150 коек, то имеет ли смысл строить сейчас помещение на 50 мест? – Спрашивает Андрей Пентюхов. – Такие пункты обогрева нужно размещать вне центра города и, наверное, за МКАД. К нам уже поступают жалобы от москвичей, недовольных инициативой. В Париже я видел, как у храма стояли соцработники и по спискам собирали и погружали нуждающихся в помощи в автобусы и увозили за город в соцучреждения.

Из-за того, что договоренности с властями достичь не удалось, этой зимой ангар уже не построить. Но Илья Кусков заверил, что будет продолжать обращаться во все префектуры и пытаться получить землю, а если дело дойдет до следующего ангара, то сначала, уже ясно по опыту, надо будет добиваться разрешения его установить.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?