Подружки-школьницы в Лобне, пятнадцатилетний парень в Москве – в последние несколько дней в столице совершено три резонансных самоубийства. Чем вызвана волна подростковых суицидов и как родителям понять, что их ребенок хочет уйти из жизни, кто несет ответственность за смерти детей и кто должен их предотвращать – обсуждали эксперты на круглом столе в РИА «Новости».
За последние годы в России покончили с собой от 1,5 до 2 тысяч подростков. Частота подростковых суицидов на протяжении последних 6-7 лет составляет 19-20 случаев на 100 тысяч, в мире – 7 случаев на 100 тысяч.
Треть подростков задумывается о самоубийстве, считают психиатры. Около 90% совершивших самоубийства детей были в этот момент психически нездоровы и в 90% этих случаев в поле зрения врачей они не попадали; 80% самоубийц намекали близким о своем желании уйти из жизни, но в 80% случаев семьи их не услышали. Можно рассуждать на тему, какие мотивы чаще всего толкают ребенка на страшный шаг, но, какими бы они ни были, в том, что этот шаг сделан, виновато равнодушие. Родители все меньше уделяют внимания своим детям, перепоручая их школе и интернету.
Семья
Борис Положий, заместитель директора института психиатрии имени Сербского, рассказал, что сейчас в наших семьях превалируют три типа воспитания детей: жестокость, безразличие и тип «ребенок – кумир семьи», каждый из которых плох по-своему. Нормальное воспитание не дается почти никому, считает Борис Сергеевич, при этом родители чаще всего мнят себя профессионалами, квалифицированными психологами и педагогами и не имеют ни малейшего желания заниматься самообразованием, читать книги и учебники, которые помогли бы им найти общий язык с собственными детьми. Популярный довод «и меня так воспитывали» был бы весомым, если бы сами родители в результате такого воспитания не несли с собой с детства груз психологических проблем.
Подросток, в силу своего возраста и маленького пока жизненного опыта, склонен воспринимать происходящие с ним события, как непреодолимые. С точки зрения взрослого конфликт с учителем или прогулянные уроки – мелочь, для ребенка же это вполне может стать мотивом для того, чтобы свести счеты с жизнью.
Школа
В школе подросток проводит большую часть своего времени и основные события в его жизни связаны с ней. Кроме того, круг общения вне семьи в этом возрасте состоит из учителей и одноклассников и не всегда отношения с ними складываются. Впрочем, почти в каждой школе есть штатный психолог, однако его услуги остаются невостребованными, дети воспринимают его как некую разновидность учителя и не хотят делиться с ним личными переживаниями. Таким образом, получить консультацию у квалифицированного специалиста ребенку просто негде. Проблему мог бы решить курс психологии в школах, который дал бы детям хотя бы базовую информацию о проблемах, с которыми они могут столкнуться.
– Ребенок должен знать, что первая любовь не может быть удачной и к этому нужно быть готовым, – говорит Зураб Кекелидзе, заместитель директора института им. Сербского. – В этом же возрасте с детьми нужно разговаривать о ценности жизни. Сейчас обсуждается подготовка книги по психологии для учеников 3-4 классов, но такая книга должна быть и для родителей.
Учебник может увидеть свет через 2 года, сейчас эта инициатива находится на самой первой стадии. Кроме того, уроки психологии должны вести квалифицированные специалисты, которых надо обучить, а для этого, в свою очередь, нужны центры повышения квалификации.
Кекелидзе считает, что вне семьи важную роль в профилактике детских суицидов может сыграть Церковь, которой стоит наладить диалог с подростками. Об этом он собирается заявить в обращении к руководству РПЦ.
Интернет
Средняя продолжительность пребывания в интернете у современного российского ребенка составляет 3 часа в день, рассказал Урван Парфентьев, координатор Центра безопасного интернета в России. Понятно, что кто-то заходит в сеть на час, а кто-то не выходит из нее никогда. И вполне логично, что компьютерные игры и интернет повлияли на девальвацию смерти, превратив ее в сознании ребенка во что-то обратимое. Существуют и клубы самоубийц, в которых сверстники могут «накрутить» ребенка, еще только задумавшегося о суициде. Для того чтобы создать такое сообщество в сети, совсем необязательно регистрировать сайт, вполне хватит и группы в одной из соцсетей, где можно даже назначать даты совместных, массовых самоубийств – сейчас подобное стало происходить в Японии. В России только за полгода закрыли 20 таких групп и сайтов, работающих на бесплатном хостинге. Кроме того, интернет «подарил» нам новый термин – киберунижение. Если раньше конфликты в школе и сами по себе могли стать причиной самоубийства, хотя знал о них очень ограниченный круг людей, теперь технические средства могут сделать унижение публичным. Даже недорогие мобильные телефоны оснащены камерой и выходом в интернет, поэтому злые шутки или избиения все чаще снимают на видео и выкладывают в сеть. Такое дети часто не могут перенести.
Елена Дозорцева, руководитель лаборатории детской и подростковой психологии института психиатрии им. Сербского, считает, что основной повод заподозрить, что с ребенком что-то не так – любое изменение поведения. Неизвестно, что это – мысли о суициде, просто стресс – родители должны разобраться, в чем дело. Взросление всегда проходит через отторжение родителей, но это не значит, что ему не надо помочь даже в такие моменты.