Православный портал о благотворительности

Почему батюшки толстые

Уже не в первый раз нас спрашивают о том, почему многие священники полные. Действительно, после рукоположения многие священнослужители начинают поправляться. Вопрос этот столь актуален, наверное, потому, что полнота священников производит впечатление, будто они мало работают физически, много едят и спят. А это вовсе не так. Чем можно объяснить такое явление?

Уже не в первый раз нас спрашивают о том, почему многие священники полные. Действительно, после рукоположения многие священнослужители начинают поправляться. Вопрос этот столь актуален, наверное, потому, что полнота священников производит впечатление, будто они мало работают физически, много едят и спят. А это вовсе не так. Чем можно объяснить такое явление?

Отвечает иеромонах Олег (Осипов), насельник Вознесенского Печерского монастыря Нижнего Новгорода и врач:
Данный вопрос нередко приходилось слышать и мне самому. Ответ на него, я считаю, не может быть однозначным. Я могу перечислить лишь те причины, которые лежат на поверхности.
В первую очередь, надо понять, как меняется жизнь человека, который решил изменить свою мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Вырываясь из обычной мирской жизни человек, помимо всего прочего, принимает на себя обязанность жить по церковному уставу. Этот устав включает в себя и особый распорядок жизни и особый режим питания. Распорядок жизни священнослужителя исключает практически все виды активного отдыха и развлечений. В частности, спортивные игры, танцы и тому подобное.
Непосредственно же служение состоит, как всем известно, из совершения церковных служб, треб и молитв, которые совершаются в мало подвижном состоянии.
Если рассматривать физический труд в рамках натурального хозяйства, то надо заметить, что процент сельский священников, которые могут без ущерба для основного служения посвящать себя сельскому труду, не так высок в связи с тем, что на сельском приходе, чаще всего, служит только один батюшка. И все приходские проблемы ложатся на его плечи. А проблемы эти сегодня, как правило, имеют административный характер.
Нельзя не упомянуть и о постах. При всей пользе поста для нашего смирения и духовного развития, следует отметить, что все продукты для постной трапезы, в большинстве своем, относятся к легко усваиваемым углеводам и высоко калорийным растительным жирам. Да и режим питания у священника своеобразный. В частности, священник не имеет права вкушать пишу до окончания литургии, даже если он не служит. Таким образом, завтрак исключается. А днем почти всегда много дел — требы и т.д. — и не хватает времени на обед. Получается, что остается только ужин. Вот и наедаются все батюшки на ночь, что очень вредно.
Стрессов в жизни священников ничуть не меньше, чем у сотрудников скорой помощи или пожарных. Та же самая исповедь — это не просто выслушивание чьих-то грехов с абсолютным безразличием. Каждая исповедь — это личное переживание проблем и тягот ближнего. Священник становится свидетелем откровения грехов и сознает всю свою степень ответственности за кающегося перед лицо Божиим. То же самое и таинство Евхаристии — оно требует от священника максимальной концентрации всех его сил. То же и в приходской жизни: батюшка отвечает за весь приход, храм и церковную утварь. Так что стрессов хватает. А как мы с ними боремся? Чаще всего, просто заедаем.
Что же мы имеем в результате? Нарушение обмена веществ плюс заболевания желудочно-кишечного тракта. С другой стороны, здесь может сказываться и врожденная конституция человека, его предрасположенность к полноте или худобе.
Мне трудно судить о комплекции святых отцов, которые жили в первые века христианства. Жития не сохранили ни описания внешности, ни сведений о весе святых. А иконописная традиция предписывает изображать святых худыми.


Толщина священнослужителей иногда становилась причиной самых неожиданных явлений. Например, этнографы описывают бытовавший в некоторых губерниях обычай в рамках сельскохозяйственных обрядов катать священника по полю, приговаривая «Уродися сноп, толстый как поп». Разумеется, это — яркий пример т.н. двоеверия, языческих по сути обрядов в полухристианской оболчке, однако можно заметить, что толщина «попа» мыслилась не как отрицательное качество, а как залог богатого урожая

Записала Анна Пальчева

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version