В 2016 году ультрамарафонка Евгения Румянцева за 16 дней в одиночку пробежала 775 км маршрута Camino Frances – знаменитого пути паломников к мощам Святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела.
«После этого длинного пути я поняла: в жизни нужно что-то менять, – вспоминает Евгения. – Мне стало неинтересно быть главным героем своих марафонов, больше не хотелось быть зацикленной на собственных целях и амбициях. Решила победить эгоизм – пусть бег приносит пользу кому-то еще».
В марте 2017 Румянцева начала сотрудничать с фондом «Арифметика добра» как благобегун.
Бег со смыслом
«Фонд помогает детям-сиротам получать образование – а это радость, счастье, как и занятия бегом. И мои забеги обрели новый смысл, новые цели», – говорит Евгения.
Одним из тех, кто придает смысл занятиям бегом для Евгении, стала девочка Наташа К. из детского дома – она мечтает стать врачом, и ей в новом учебном году нужны дополнительные уроки для успешной сдачи экзаменов. Цель была собрать 50 тыс. рублей на учебу для Наташи: «Я начала сбор пожертвований весной и решила поставить срок окончания 5 декабря: накануне, четвертого декабря, у меня день рождения, и я подумала, что уж в день рождения точно доберу сумму». В итоге необходимые деньги собрали после одного из августовских забегов Евгении.
К новым целям стремилась и благобегунья Екатерина Загуляева. Всю жизнь она занималась спортом, но, по собственному признанию, никогда не получала ощутимых результатов – ведь чтобы, например, стать мастером спорта, нужно рано начинать и много тренироваться. «В прошлом году я узнала о проведении благотворительного марафона и подумала – вот достойная цель и отличный результат! – вспоминает Екатерина. – Начну тренироваться, потом пробегу 10 км – и таким не очень обычным способом соберу деньги, которые пойдут на благое дело».
Три шага к цели
Первый марафон сharity running (бег во имя благотворительности) состоялся в Лондоне в 1981 году. В России «благобег» активно развивается последние несколько лет. В числе благотворительных организаций, имеющих команды бегунов, – «Арифметика добра», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», православная служба помощи «Милосердие», Ассоциация содействия больным синдромом Ретта, а также проект «Спорт во благо» – он объединяет тех, кто увлекается различными видами спорта и поддерживает своими занятиями людей с синдромом Дауна.
Чтобы стать благобегуном, нужно выбрать фонд и/или конкретного человека, проект, который вы хотите поддержать, и зарегистрироваться в качестве участника благотворительных забегов. Сумма, которую вы предполагаете собрать, обычно не ограничивается – она может быть любой. Но для участия во многих благотворительных забегах необходим небольшой вступительный взнос.
Главный вопрос – как заинтересовать друзей, коллег и знакомых вашим участием в марафоне? Где, что и как нужно рассказывать потенциальным жертвователям?
Страх «выйти в люди»
Первый и основной способ сборов – рассказать о своем участии в забеге в соцсетях. Для многих благобегунов это оказывается непросто.
«Я ломала голову: как вообще это делать? – вспоминает Евгения Румянцева. – Ведь в таких постах я буду фактически клянчить деньги у друзей!».
Чтобы пост вызвал положительный отклик и начал работать, он должен быть коротким, очень живым и деликатным. При этом необходимо четко объяснить, на что именно пойдут деньги.
«В предыдущем забеге я собирала пожертвования для конкретной девочки – семилетней плохослышащей сироты Ани, которой требовалась операция по установке кохлеарного импланта и последующая реабилитация, – рассказывает Екатерина Морозова. – Мне повезло встретиться с этим маленьким, но очень волевым человеком, мы познакомились. Поэтому мои посты были полны живых подробностей. В итоге собрали около 68 тыс. рублей (68% запланированной суммы). За время, проведенное в реабилитационном центре, Аннушка начала заниматься рисованием – и теперь вместо темных тонов в ее картинах преобладают солнечные, апельсиновые, а ее действия стали направленными и ласковыми – она может поделиться игрушкой, погладить по голове и даже обнять. Колоссальные достижения для этого ребенка!».
Если вы своим забегом хотите поддержать учреждение или проект – например, дом престарелых, больницу, в которой требуется уход за пациентами, съездите туда сами, посмотрите, что происходит и каким именно людям нужна помощь.
Основной посыл поста: смотрите – вот я, а вот – человек рядом с нами, которому я хочу помочь. Важно, чтобы читатели вашего поста захотели «примерить» его или ее историю на себя. И тогда – хоп! – что-то внутри откликается.
Истории в деталях
Для постов подойдет любой формат: например, фото- или видеорепортажи с тренировок, описание своих достижений в процессе подготовки к марафону или посты в жанре storytelling – рассказы о людях, которым вы хотите помочь. При этом важно, чтобы публикации выстраивались в единую линию.
«Каждый раз, достигнув промежуточного результата, я выкладывала новость в соцсети, – рассказывает Екатерина Загуляева. – Ребята, представляете, сегодня я первый раз пробежала 5 км, не переходя на шаг. Или – сегодня я первый раз пробежала «десятку». И каждый раз давала ссылку на страничку «Милосердие на бегу».
Другие идеи для серии постов: демонстрация-представление тренировочного маршрута (фото и видео, сделанные в разное время дня и на разных участках дистанции); «продажа» километров будущего марафона (каждый пост серии – это предложение стать «меценатом» 1-2 км грядущего забега); рассказы об участниках команды (если вы решили участвовать в забеге с сослуживцами, друзьями или членами семьи).
«В команде благобегунов Clarins шесть человек, – говорит Юлия Верезей, директор по обучению компании Clarins. – Кто-то из них поет в этническом ансамбле, кто-то ходит в горы… Истории и фотографии бегунов я выкладываю на своей странице, отмечая в постах их героинь. Это хороший ход: если информацию о забеге размещает не сам бегун, а его коллеги, друзья, то аудитория публикации, естественно, заметно расширяется».
В количестве постов нужно соблюсти баланс: с одной стороны, не заваливать своих друзей сообщениями о сборе. Но поскольку в соцсетях проходит огромное количество информации, важно периодически напоминать о себе. Обычно благобегуны выкладывают 1-2 поста в неделю, а первая информация об участии в забеге размещается за месяц-полтора до начала марафона.
«Директор сказал: я удвою собранную вами сумму»
Коллеги по работе – еще одна перспективная аудитория для проведения сборов, особенно, если вы трудитесь в большой компании. Здесь действенный инструмент – внутрикорпоративные электронные рассылки с информацией о забеге.
«Собрав команду, мы отправили письма нашим офисным сотрудникам и «полевому персоналу» – консультантам, которые работают в магазинах. И получили заметный результат, – рассказывает Юлия Верезей. – Сразу после рассылки стали поступать пожертвования: пусть небольшие (по 100-200-500 рублей), но их было много».
В любой компании можно обсудить благотворительный забег с руководством. «Я поговорила с гендиректором, – продолжает Юлия. – Он спросил: какова ваша цель? – Мы хотим собрать 150 тыс. рублей. – Ну, если соберете, я удвою эту сумму».
Союз бега и благотворительности
В основном благобегуны – не волонтеры и не сотрудники фондов. Это обычные люди, для которых бег – просто еще один способ сбора пожертвований для любимого фонда, конкретного человека или проекта. «Когда меня просят объяснить, как связаны бег и благотворительность, я отвечаю: сделайте пожертвование, а я за вас пробегу», – рассказывает благобегунья Екатерина Морозова.
Полноправными членами команды благобегунов становятся и те, кто помогает рассказывать об их миссии – как, например, Юлия Верезей: «Я вовсе не пиарщик, поэтому, рассказывая о нашей команде бегунов, многое делаю по наитию – мне просто очень хочется собрать пожертвования».
У большинства фондов есть специальные страницы забегов/бегунов, где фиксируются поступающие пожертвования.
«В прошлом и нынешнем году я решила бежать за «Милосердие»: во-первых, у службы имеется страница с удобным, продуманным механизмом сбора пожертвований, – рассказывает благобегунья Наталья Малахаева. – Во-вторых, мне кажется, что важно помогать именно системно, развивать благотворительность в принципе».
Наталья называет себя фанатом благобега. Её первый забег состоялся 4 года назад: «Тогда я бежала в ЦПКиО им. Горького за «Линию жизни». Физически было очень тяжело, и я себе сказала – больше никогда в жизни бегать не стану! Но видите, получилось по-другому: сейчас хочется снова и снова участвовать в забегах».
Лучший марафон для новичков
Ближайший крупный благотворительный забег намечен на 24 сентября 2017 года – он пройдет в рамках знаменитого Московского марафона.
Этот забег очень удобен для начинающих: «Время рассчитано так, что ты можешь просто пройти эти 10 км быстрым шагом – и успеешь прийти к финишу и получить медаль марафонца», – говорит Екатерина Загуляева.
Впрочем, чтобы начать сбор пожертвований, ждать специальных марафонов и регистрироваться в качестве благобегуна вовсе необязательно. Любой забег может стать благотворительным: нужно лишь, чтобы на странице пожертвований были видны именно ваши, «марафонские» взносы – для этого можно, например, попросить жертвователей писать при перечислении денег фразу «бегу за Ивана».
«Я до последнего не знала: соберу или нет»
Благобегунам надо быть готовыми к тому, что пожертвования будут перечисляться нерегулярно. Первый «всплеск» перечислений – в самом начале акции. В среднем это 15-25% суммы, которую решено собрать. Затем – длительный «пустой» период. Основная часть пожертвований поступает перед началом забега.
«Я до последнего не знала: соберу заявленные 10 тыс рублей или нет. В итоге собрала, – вспоминает Наталья Малахаева. – Сейчас моя цель – 30 тыс, и я снова не знаю, смогу ли их собрать. Но прекрасно понимаю, что любая сумма, которая будет собрана – уже хорошо».
Нужно не забывать благодарить тех, кто помог. «Всем, чьи имена я вижу на своей странице сайта «Милосердие на бегу», я пишу личные сообщения в соцсети или просто звоню и благодарю, – говорит Малахаева. – Важно, чтобы жертвователь чувствовал отдачу».
Марафон для беременных
День марафона – конечно, главный день для бегуна, но не для сбора пожертвований. «Забег – это волнение и радость, праздник. Утром спускаешься в метро и видишь невероятное количество людей, которые вместе с тобой едут на марафон. И все друг другу улыбаются», – рассказывает Екатерина Загуляева.
В этот день главная забота и главный помощник бегуна – правильная экипировка: специальные беговые кроссовки и беговые штаны – тайтсы.
Некоторым бегунам удается увеличить пожертвования и на марафоне – в буквальном смысле на бегу. «Я участвовала в нескольких марафонах, собирала средства для девочки Наташи, – рассказывает Евгения Румянцева. – Ты бежишь и думаешь – может быть, именно в эти минуты кто-то перечисляет пожертвования для Наташи… И после финиша оказывается, что да – появились новые пожертвования! Это невероятное счастье!»
Екатерина Загуляева вспоминает, что во время забега на прошлогоднем Московском марафоне ее поразила беременная женщина, бежавшая, будучи на достаточно серьезном сроке: «Помню, я тогда ее осудила – как можно бежать в таком состоянии, куда смотрят врачи, они ведь дежурят вдоль дистанции?». Через неделю после марафона Екатерина узнала, что сама беременна: «Выяснилось, что и я бежала марафон не одна, а вдвоем».
У Екатерины родился мальчик, и в следующем году она собирается вновь участвовать в забеге, теперь вместе с ребенком: «Знаете, бывают специальные детские коляски, с которыми можно бегать. Я уже присмотрела».
Фото: компания Clarins; личные фотоархивы участников забега