В декабре принято подводить итоги года. Одному фонду удалось устроить в семьи семерых, другому – двух детей вернуть в кровные семьи, а третьему – подарить 1000 детей любящих родителей.
Можно ли сказать, что в одном случае результат хороший, а другом – не очень, в одном – большой, в другом – маленький? Конечно, нет, когда речь идет о детях. Один ребенок, устроенный в семью или вернувшийся к родным маме и папе, это огромная, колоссальная победа. Расскажем о некоторых из них.
Центр семейного устройства при ММОМ
В Центре семейного устройства при Марфо-Мариинской Обители милосердия подсчитали, что в уходящем году специалисты Центра проконсультировали 119 человек, желающих пройти обучение в Школе приемных родителей. Прошли обучение 47 человек (из них 44 человека получили свидетельства об окончании Школы). Большая это цифра или маленькая?
Специалисты Центра говорят о том, что хотелось бы помочь большему числу семей, заинтересовавшихся решением проблем детей-сирот. Но сравнительно небольшой поток дает возможность проводить занятия в небольших группах, с потенциальными усыновителями устанавливается личный контакт.
Занятия Школы приемных родителей проходят очень интересно. Это и встречи со специалистами – психологами, социальными педагогами, теми, кто непосредственно работает с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и беседы со священниками, которые делятся духовным опытом с будущими приемными родителями.
В ШПР приглашаются и родители, уже усыновившие или взявшие под опеку ребенка. С какими сложностями и неожиданностями столкнулись замещающие семьи? Что было самым сложным? Как себя вести, когда эйфория первых недель и месяцев проходит – на все эти непростые вопросы будущие приемные родители пытаются узнать ответы заранее. Конечно, их опыт будет в любом случае уникальным, но, закончив Школу, они знают – тут собрались друзья, готовые помочь и подсказать в случае возникновения проблемы или «неудобного» вопроса.
В настоящее время еще 16 человек продолжают обучение в ШПР. Родители, которые закончили в этом году Школу, взяли на воспитание 7 детей. Остальные семьи в настоящее время находятся на стадии сбора документов и подбора детей.
Еще одно важное направление Центра семейного устройства – служба по работе с кризисной семьей, за минувший год обратились за помощью 23 человека. Кроме того, проводится работа с кровными семьями воспитанниц Елизаветинского детского дома (находится также на территории Обители), в этом году пытались помочь 19 семьям, 2 ребенка вернулись к родным родителям.
«Тысячедетие» фонда «Измени одну жизнь»
Масштаб работы фонда «Измени одну жизнь» измеряется другими цифрами, за 19 месяцев работы здесь смогли найти семьи более тысячи детей. Успех деятельности заключается в том, что фонд создает крупнейшую базу видеоанкет детей, которым нужна семья. Видеоанкета – это короткий фильм, в котором мальчик или девочка рассказывают о себе, о том, чем он интересуется, что любит, кем хочет стать, когда вырастет. 7000 видеоанкет детей-сирот из 41 региона России – это еще не достижение. Главное, что каждый седьмой ребенок из этой базы, смог найти своих родителей.
На сайте фонда есть не только видеоанкеты, статьи по теме усыновления, ответы на часто задаваемые вопросы, но и истории успешных усыновителей, которые обновляются чуть ли не ежедневно.
Одна из последних – рассказ о семье священника Павла Спесивцева и его матушке Виктории, которые к своим восьми кровным детям взяли на воспитание еще восемь приемных! Матушка Виктория пишет: «Общаясь со знакомыми на разных форумах, много слышали о семьях с приемными детьми, об их жизни, проблемах и удачах, захотелось помочь детям, оставшимся без попечения родителей. Христианская позиция требовала не проходить мимо беды…
Поскольку своей двойни или тройни не было, то решили не упускать появившуюся возможность и взять на воспитание малолетнюю тройню. Подготовка к принятию детей в семью заняла 9 месяцев: квартира, покупка детской мебели, школа приемных родителей и оформление документов.
Малышей я увидела на одном из сайтов. Дети сразу очень понравились. Все это время я поглядывала на сайт, чтобы узнать, как растут мои герои – две девочки и мальчик. Я видела, что люди обсуждают их, но никто не берет. Волновалась, дождутся ли они нас. Но я поняла, что если это твой ребенок, то он тебя дождется.
Когда трое ребятишек оказались у нас, на их адаптацию ушел где-то месяц. Дети были плохо управляемы, перевозбуждены. Мы были огорчены их поведением: они с первого же дня стали биться головой об пол, мебель и собственные кроватки. На тот момент было им по полтора года. Но это надо было только перетерпеть. Глядя на наших малышей, которые так не делают и они перестали, а через несколько месяцев стали совсем домашними.
Позже у нас появилось еще пятеро приемных детишек, но с ними таких проблем не было, может, потому что они были постарше. Они просто влились в семью».
Наша работа – лишь крошечный фрагмент большой картины
Мы попросили ответить на несколько вопросов директора и соучредителя фонда «Измени одну жизнь» Юлию Юдину.
– Есть ли у вас статистика дальнейшей жизни детей в приемных и замещающих семьях?
– Поскольку мы молодой фонд, то статистику возвратов только начали собирать. На данный момент у нас один возврат – девочка Лида из Ростова-на-Дону, была в семье 3 месяца. Мы пока не готовы предоставлять детали по этой ситуации.
– Столь впечатляющая динамика устройства детей в семьи – это заслуга именно вашего фонда или в целом в обществе появился больший интерес к теме сиротства, выросла социальная ответственность граждан?
– На самом деле, наша работа – лишь крошечный фрагмент большой картины, и вопросами семейного устройства детей-сирот занимаются разные «игроки» – прежде всего, государство в лице органов опеки и попечительства. Приняты меры стимулирующего характера, облегчены процедуры для потенциальных усыновителей. Надо сказать, что статистики за 2013 год нет – она будет только в 2014 году. Но по ощущениям интерес общества к теме сиротства существенно вырос, хотя по моим прогнозам роста детей, устроенных в семьи, по сравнению с 2012 годом, наблюдаться не будет. Я не прогнозирую роста из-за причин, которые известны: в детдомах мало «идеальных» детей, на которых стоит очередь. Подростков и детей с инвалидностью по-прежнему берут не то, чтобы очень здорово.
– Как вам кажется, что надо сделать, чтобы брали в семьи и подростков и детей с инвалидностью?
– Я убеждена, что родителей, которые готовы брать «особых» детей или подростков, надо специально обучать (не только ШПР) разным методикам работы с такими детьми, как это делается в Америке или в Европе. Любить – мало, надо еще знать конкретно, что делать в той или иной ситуации. Но самое главное – таким родителям нужна не только серьезная материальная помощь, но и «поддерживающая инфраструктурная сетка» в виде детских садов, школ, больниц, родительских сообществ, НКО, отдельных специалистов. Нельзя родителей оставлять один на один с их ребенком или детьми. Им нужна поддержка всего общества.
Формирование сообщества
Можно искать и все чаще находить счастливые истории, можно обращаться к цифрам. По данным фонда «Измени одну жизнь», общая численность детей без попечения родителей составляла на 2012 год 122 351 человек. За год на воспитание в семьи переданы 58 824 ребенка, усыновлены 6565 детей.
Это, конечно, заслуга и фонда, и Центра семейного устройства, о котором мы говорили выше, и многих других организаций, которые бьются за то, чтобы в России не осталось ненужных детей. Их надо спасать, кровные семьи по возможности реабилитировать, приемных родителей серьезно готовить.
Но важно не только это. Благодаря интересу СМИ к теме и росту социальной активности в сетях стало формироваться сообщество людей, заинтересованных в решении этой проблемы. Не все могут усыновить ребенка, не все могут стать опекунами и даже волонтерами в детском доме, но чем больше людей будет «в теме», чем больше людей станут понимать, в каком состоянии находятся детские дома в глубинке или детские дома для детей-инвалидов, или детские дома для детей-инвалидов с умственной отсталостью (а там, как теперь мы знаем, часто живут и вполне сохранные дети), чем больше все мы будем знать об этом ужасе, тем больше движений совершим, чтобы этого не было.
В одной из обычных московских школ уже несколько лет существует традиция – перед новогодними праздниками собирать подарки, одежду и обувь для одного очень далеко расположенного от столицы и очень бедного детского дома. Он небольшой, поэтому каждому классу достается обычно 5-10 воспитанников этого учреждения. Детям рассказывают о тех, кому они будут покупать подарки, все вместе решают, что купить – вещь недорогую (чтобы не было искушения продать) и интересную (чтобы хотелось ей пользоваться). Одному старшему классу досталась компания из 4 мальчиков-подростков. Им решили купить хороший настольный хоккей. Учителя тоже принимают живое участие в этой акции, они тоже собирают подарки, но не детям, а воспитателям и педагогам детского дома.
Накануне Нового года директор школы и несколько сопровождающих едут на большом грузовике с подарками в детский дом. Этого события ждут каждый год и радуются ему, но не только те, кто получает, но и те, кто дарит. Это школьники, это те, кто станет активными членами общества через 3-5-7 лет. Если мы сможем сформировать у них привычку заботиться о тех, кому несладко, если мы выработаем у них внимательность и чуткость к слабому, то, может быть, и проблема российских сирот будет решена.