Наоми Фейл, основатель собственной терапевтической практики, работала с Глейдиз Вильсон, женщиной, несколько лет страдавшей болезнью Альцгеймера. На одном из занятий Глейдиз не только проявила заинтересованность в сеансе, но и начала подпевать терапевту, и это при том, что она находилась в глубокой деменции, на тот момент она не только не разговаривала, но вообще перестала реагировать на какие-либо внешние раздражители.
Наоми Фейл: Когда люди стареют и никто не интересуется их внутренним миром, они могут просто сидеть, погруженные в себя. Однако, им также необходимо общение. Если человек одинок, если его состояние ухудшается, у него внутри есть сильное желание близости.
– Миссис Вильсон, здравствуйте! Хотите, чтобы я села? Вы хорошо меня видите?
Глейдиз Вильсон яркий пример состояния, когда человек находится на стадии «повторяющихся движений». Люди используют повторяющиеся движения, когда они не могут больше говорить или говорят совсем мало, но у них есть человеческие потребности, и они хотят их выразить.
– Вы плачете? Вы плачете, у вас слеза, вот здесь, на вашем лице. Вы страдаете. Вы хотите, чтобы я прикоснулась к вам? вам очень грустно. Вы меня видите? Вам страшно? Вы боитесь.
Если этот человек сидит с закрытыми глазами, покачиваясь в разные стороны, и скажем, слеза катится по его лицу – у него есть какая-то потребность.
– У Вас слеза на лице. Вы чувствуете ее? Вы чувствуете слезинку?
Нужно использовать нежные прикосновения, как я нежно касалась щек Глейдиз Вильсон кончиками пальцев, подобно матери, которая гладит своего ребенка, и если вы так будете прикасаться, вы заметите, что каждый человек помнит прикосновения своей матери, и он чувствует это, даже если не может ничего сказать в этот момент. Люди не могут говорить, но они хотят общаться, и общение происходит. И человек больше не одинок.
– Вы позволите мне немного похлопать? Как думаете? Совсем немного. Как думаете, я могу немного побыть с Вами и с Иисусом?
Я использую музыку, потому что когда слов не хватает, помогает музыка. Для Глейдиз Вильсон я использую церковные песни, потому что это религиозная музыка, эмоциональная и безопасная, с нежным тоном.
Что я делала? Когда двигалась она, я двигалась с ней, а когда я пела, то соотносила силу своего голоса с силой ее движений, поскольку она не пела, а только двигалась. И вскоре мы становились единым целым.
Таким образом, когда она становилась очень тихой и умиротворенной, мой голос тоже становился тихим и умиротворенным, мое дыхание замедлялось в такт ее дыханию, она притягивала меня к себе, и я двигалась вместе с ней. Думаю, что в этот момент я символизировала для нее ее маму.
– Можете открыть глаза? Вы меня видите? Чувствуете себя в безопасности? Да.
Прорыв не случается каждый раз. Человек может и не откроет глаза и не взглянет на вас. Но если вы будете продолжать верить, стараться и искренне будете наблюдать за человеком, повторять его движения, может быть не в этот, но в следующий раз у вас состоится общение.
– Вы чувствуете себя в безопасность. Вы в безопасности?
– Да.
– с Иисусом?
– Да.
– И со мной?
Перевод: Юлия ШУСТРОВА