Рассказывает руководитель школы «Лиза Алерт» по профилактике пропаж детей Алина Павлюкова.
Подростки 12-13 лет чаще всего не теряются, а сами уходят из дома; с ними вообще все сложно. А вот для школьников до десяти лет можно дать несколько общих рекомендаций.
1. Пройдите с ребенком маршрут до и от школы несколько раз
Если ваш ребенок начинает ходить в школу самостоятельно, нужно несколько раз пройти вместе с ним маршрут и показать ему, где ходить наиболее безопасно. Например, где-то есть короткий путь через гаражи, но можно пройти более длинной дорогой по освещённой и оживлённой улице. Ребёнку стоит объяснить, что не стоит экономить время, лучше пройти более безопасной дорогой, где, в случае неожиданных обстоятельств, он сможет обратиться к прохожим.
Кроме того, не стоит подходить к заброшенным полуразрушенным зданиям. Конечно, там интересно, но такие руины могут внезапно обвалиться и причинить вред.
2. «Дошел – звони»
Нужно приучить ребенка периодически звонить родителям: например, дошел до школы – позвонил. Объясняйте, что это не контроль над ним, а семейная традиция. Всем членам семьи нужно завести обычай сообщать друг другу о своих перемещениях. Если, например, мама и папа сообщают, когда выезжают с работы и во сколько будут дома, ребенок приучится к тому же. Во-первых, это позволит ему планировать время, во-вторых, родителям будет удобно, они смогут понять, где в каждый момент находится ребенок, и не потерять драгоценное время, начиная поиски сразу, как только он не вышел на связь.
То же самое происходит, если школьник задержался где-то дольше обычного. У него должен быть «час икс», к которому он должен вернуться, например, с кружка. Задержался позже – звони родителям. Родители в любой момент должны знать, где ты находишься. Естественно, телефон ребенка при выходе из дома должен быть заряжен.
Очень часто подростки не понимают этого правила социального существования семьи и принимают необходимость таких отзвонов за желание их контролировать. Так происходит, если семья не объясняет им: то, что выглядит как контроль, на самом деле, – забота. Если ребенку ничего не объяснять, а говорить только «ты должен, ты должен», – став постарше, он нередко убегает из дома. Поэтому с ребенком надо всё время находиться в состоянии переговоров.
3. Если ставите слежение – говорите об этом с ребенком
Если родители считают, что необходимо средство контроля за местоположением ребёнка с помощью сотового телефона, такую услугу можно подключить – они есть сейчас у нескольких сотовых операторов. Но с ребенком об установке такой программы нужно договориться, и вместе ее протестировать. При этом нужно четко объяснить: мы подключили это не для того, чтобы контролировать тебя, а для твоей безопасности.
4. На одежде должны быть отражатели
Ребенок в любом случае, даже зимой и в городе, должен быть одет ярко, чтобы он был заметен в толпе. Конечно, если речь не идет о подростке, которого труднее уговорить на салатовый или розовый пуховик.
Кроме того, на одежде ребенка, особенно если он перемещается по неосвещённым участкам улицы или пересекает дорогу, тем более, в месте, где нет светофора, должны быть светоотражатели. Это предписано и правилами дорожного движения.
5. Ребенок должен знать, кто его встретит
Нет ничего зазорного в том, чтобы встретить десятилетнего школьника, который возвращается с кружка в восемь и даже семь часов вечера. Встречать нужно обязательно, вопрос в том, кто это будет делать. Если с кружка возвращается несколько детей, и вы договорились с кем-то из родителей о том, что он встретит и доведет до дома и вашего ребенка, ребенка нужно об этом предупредить.
Важно, чтобы ребенок понимал, что родители это разрешили, а не уходил со всяким, кто скажет ему: «Твоя мама просила тебя встретить». Мы советуем родителям придумать секретное кодовое слово, которое знают только ребенок и они. Тогда у любого незнакомца, который подошел с фразой: «Мама просила тебя забрать», – нужно спросить пароль. Если незнакомец пароля не знает, уходить с ним ни в коем случае нельзя и нужно звонить родителям.
6. Правило экскурсии – «не растягиваемся»
Вывозящий детей на экскурсию классный руководитель должен знать, сколько человек у него в группе, и следить за тем, чтобы группа не растягивалась, шла кучнее. Потому что за группой, которая растянулась по всей станции метро, уследить сложно, – дети могут отвлечься, разбрестись, не успеть зайти вместе со всеми в вагон.
Каждому ребенку нужно сказать, чтобы он не отставал от группы. Логично, если группу, идущую на экскурсию, будет замыкать кто-то из родителей.
7. Если ты отстал в метро, вспомни «правило информационного столба»
Если ты вошёл в вагон, а взрослые, с которыми ты едешь, не успели, – выходи на следующей станции и жди у информационного столба. Если, наоборот, группа в вагон вошла, а ты остался, иди к информационному столбу на станции, где это произошло и жди: за тобой вернутся. Ждать на платформе возле дверей вагона сейчас небезопасно – ребёнка могут затолкать проходящие потоки людей.
8. Правило многодневной экскурсии – выясняем все детали
Предварительно собираем всю возможную информацию о компании, которая организует поездку, – адреса, телефоны, отзывы. Убеждаемся в том, что компания имеет положительный опыт предоставления подобных услуг, а человек, предлагающий поездку – действительно сотрудник компании, и у него есть нужная квалификация.
Ребенку необходимо сказать: если тебе стало некомфортно в поездке, нужно немедленно звонить родителям, чтобы они могли тебя забрать. Если ребенок позвонил, родителям надо понять, что в реальности случилось. Возможно, ребенку просто стало грустно от того, что он в первый раз далеко от дома. Возможно, произошла какая-то конфликтная ситуация, которую можно разрешить на месте. Если действительно произошло что-то из ряда вон выходящее, родителям нужно связываться с руководством компании, организующей поездку и обсуждать возможность забрать ребенка.
При этом регулярность и форму связи с детьми семья выбирает сама – кому-то удобно созваниваться вечером по итогам дня, кому-то – писать смс.
Ребенок в поездке должен знать две вещи – что надо слушаться руководителя, а в случае чрезвычайной ситуации немедленно звонить родителям.
9. Отстал от группы – звони старшим и стой на месте
Если ребёнок в поездке отстал во время экскурсии, он немедленно звонит руководителю группы и говорит: «Я отстал, стою там-то и жду вас». Если такой возможности нет, ребенок звонит родителям, и уже они пытаются связаться с руководителем группы.
Жесткое правило для потерявшегося ребенка – стой на месте, не перемещайся самостоятельно. Даже если не можешь назвать ориентиры, где находишься (название улицы, номер ближайшего дома), руководитель помнит, где вы проходили, и должен сориентироваться просто по описанию того, что ты видишь перед собой.
Если в этой ситуации ребенок начнет перемещаться самостоятельно, шансы, что он заблудится, возрастают.
10. Если ребенок идет куда-то с компанией, которая ему не нравится
Ему нужно написать короткое смс родителям. Например, «я в беде» (текст может быть любой по предварительной договоренности с родителями). После этого родитель перезванивает ребенку и ведет разговор так, как будто этот звонок – инициатива родителя, и родитель просит, чтобы ребенок срочно шел домой (или уточнил, где он находится, чтобы его забрать).
Во всех ситуациях, когда небезопасно говорить по телефону (например, сопровождающие следят за ним), надо общаться с родителями посредством смс. В этой ситуации большая удача, если на телефоне подключена услуга определения местоположения, так как это сокращает переговоры.