На Алабушевском кладбище в Зеленограде появится «детское кладбище», подобное бесланскому: православная часовня, могилки с именами и цветами, небольшие младенческие надгробья. Разница в том, что к детям-сиротам не придут родители — помолиться, прибраться, положить мягкую игрушку на гроб. Их заменят православные волонтеры и священнослужители. Главное, чтобы власти не передумали, считают они.
На епархиальном собрании духовенства Москвы Святейший Патриарх Кирилл рассказал о выделении на одном из московских кладбищ специального участка для христианского погребения детей-сирот.
— В настоящее время на открывшемся в октябре 2012 года Алабушевском кладбище города Москвы выделен участок площадью 0,45 га. В данный момент оформляется необходимая документация и разрабатывается проект благоустройства участка, — сказал Патриарх.
Решение просить правительство Москвы выделить такой участок было принято в декабре прошлого года на таком же епархиальном собрании http://www.patriarchia.ru/db/text/1852219.html.
— Идея возникла из самой жизни: раньше каждая организация, опекающая сиротские дома, решала этот вопрос по-своему. Некоторые приходы и монастыри даже покупали для погребения сирот землю. Удавалось не всем. Теперь такая помощь будет оказываться на общемосковском уровне, — говорит председатель комиссии по социальному служению при Епархиальном совете города Москвы священник Михаил Потокин.
Положительный ответ департамента услуг московского правительства был получен летом. В октябре кладбище было открыто, оформлены документы, и с тех пор там уже появилась первая младенческая могила — трехмесячной девочки-сироты.
— Может быть, тогда и надо было все это обсуждать, — считает священник. — Сейчас все уже сделано, но и год назад это не за кулисами произносилось. Сейчас из любой новости можно разогреть скандал, потому что ситуация нервная.
Отец Михаил Потокин непосредственно занимается как обустройством кладбища, так и посещением сиротских учреждений. Волонтеры и сестры милосердия работают там уже много лет, почти все дети-сироты и «отказники» в домах ребенка и больницах крещены православными священниками. Отпевать и хоронить на новом кладбище будут детей чаще всего не из церковных, а из государственных учреждений.
— Человек не должен быть лишним нигде и никогда, — напомнил священник. — Мы рассчитывали: будут только детские могилки, построим часовню, люди будут приходить молиться о брошенных детях, может, в ситуации с ними что-то изменится. Не успели, уже изменилось — как не ожидали. Люди, которые никогда не интересовались судьбой сирот или бездомных, может, так и думают: сжечь и с глаз долой, из сердца вон. А здесь они будут на виду, напоминать, что они были никому не нужны. Это будет замечательное место, ведь какой народ будет лежать исключительный: сироты, странники и пришельцы на земле. Христос тоже был странником. Мы ведь не ради пиара это делаем. Пусть все пишут, что хотят; главное, чтобы городские власти не передумали и не отняли участок.
Многие из детей не доживают даже для отроческого возраста, так как рождаются очень больными и слабыми. Собственно, именно из-за тяжелых патологий от многих отказываются родители.
Государственный регламент департамента социальной защиты предписывает кремацию умерших детей. Учреждения соцзащиты объявляют тендеры и заключают договоры с фирмами ритуальных услуг, и неизвестно, существуют ли где-то именные детские захоронения. Иногда малыши, умершие в учреждениях министерства здравоохранения, попадают и на городские кладбища в традиционные могилы. Только ухаживать за ними некому.
Теперь у сиротских учреждений всех типов появится возможность обратиться к Церкви для бесплатного христианского отпевания и похорон в случае смерти ребенка. Осенью, когда хоронили первую девочку, даже транспортные расходы взяли на себя православные. Затем за могилами будут ухаживать, ведь родственники не приедут к умершим детям, как не приезжали к живым. Детей будут поминать в храме. На кладбище за 25-30 лет, на которые оно рассчитано, может появиться около 800 детских могил.
Например, в детских домах для детей инвалидов (ДДИ «Южное Бутово» и ДДИ №15) сестры милосердия работают в отделениях милосердия. Они так названы, потому что в них собраны дети с тяжелыми пороками развития, требующие особого ухода. Эти дети имеют, как правило, несколько врожденных диагнозов: олигофрения (нарушение интеллекта) средней, тяжелой и глубокой степени, ДЦП, синдром Дауна, гидроцефалия, микроцефалия, врожденная слепота и глухота, различные физические нарушения и пороки внутренних органов. Кроме того, часто эти дети педагогически запущены: в младенчестве их мало держали на руках, с ними мало общаются. Иногда эти дети умирают, даже не успев попасть в банки данных по усыновлению.
Кремация, предписанная сейчас для сирот, пришла в Россию с Запада сравнительно недавно. О сожжении тел покойных в Европе вспомнили в связи с эпидемиями XVIII века, когда кладбища не вмещали умерших. В 1878 году в английском городе Уокинг и немецком городе Гота были построены первые в Европе крематории. В России до революции крематорий был только во Владивостоке и проработал из-за нехватки дров три месяца, а после образования СССР крематорий был построен в Петрограде. Насаждение этой традиции велось в рамках борьбы с Церковью. Крематории, в которых сжигались тела, должны были заменить церкви, где совершалось отпевание, а колумбарии (хранилища урн с прахом) прийти на смену кладбищам.
Со стороны Православной Церкви нет официального запрета на кремацию: мы верим, что Господь воскресит тела кремированных так же, как воскресит мучеников, сожженных на кострах или растерзанных зверями. Однако более соответствующим логике Евангелия и библейской традиции является все же погребение тела в землю. В православной Греции кремация запрещена законом. В России совершать христианское погребение сирот взялась Русская Православная Церковь.
Материалы по теме: Умереть по-христиански