В 1976 году в Институт тропических заболеваний в Антверпене, Бельгия, доставили синий металлический термос со льдом. Это был обычный термос, один из тех, в который наливают кофе.
Внутри термоса специалисты института обнаружили несколько тающих кубиков льда и несколько пробирок с кровью. В приложенной к термосу записке бельгийский врач из Заира просил своих коллег проанализировать кровь на наличие вирусов. Одна из монахинь в миссии под названием Ямбуку заразилась странным заболеванием и опытный медик счел необходимым отправить ее кровь в Бельгию.
Петер Пиот в Ямбуку (Заир), 1976 год. Фото: www.bbc.com
Термос со льдом и пробирками доехал до столицы Заира Киншасы, а затем на самолете в обычном чемодане прилетел в Антверпен. Сотрудники института решили прислушаться к мнению коллеги и отправили кровь на анализ. Дело было поручено недавнему выпускнику университета Петеру Пиоту. Ученый решил проверить образцы крови на новейшем электронном микроскопе. «Под микроскопом мы увидели огромные структуры, похожие на червей. В масштабах мира вирусов это были просто гиганты», – вспоминает Пиот.
Молодой ученый вспомнил, что подобный вирус уже побывал в Европе: в 1967 году группа лабораторных работников в Германии и Югославии заразилась странной инфекцией, после которой 7 из них умерло. Выяснилось, что все зараженные контактировали с подопытными обезьянами, завезенными из Уганды. Этот вирус получил название «вируса Марбурга» и был подробно исследован специалистами. Теперь перед Пиотом и его коллегами предстал новый вирус, который доныне был неизвестен науке.
После первых консультаций стало ясно, что бельгийские ученые открыли новое опасное заболевание. Из Заира поступило известие о смерти монахини и некоторые дополнительные сведения, которые подтверждали начало эпидемии. После этого молодой бельгиец и несколько его сотрудников решили выехать на место событий. Уже через две недели они были на борту самолета, который доставил их в Киншасу.
В Заире на медиков смотрели как на сумасшедших. Местные власти знали о существовании болезни, но надеялись, что она не проникнет в центральные районы страны. Главный врач заирского диктатора Мобуту снабдил бельгийских коллег всем необходимым. Огромный транспортный самолет доставил их в верховья Конго. При этом пилоты боялись заразиться настолько, что поспешили улететь сразу после выгрузки медиков. «Вместо обычного «До свидания» они сказали «Прощайте», – вспоминает Пиот.
С большим трудом медикам удалось добраться до миссии Ямбуку, в которой работала погибшая от болезни монахиня. К моменту прибытия Пиота несколько священников и сестер уже умерли. Остальные поняли, что оказались в центре эпидемии и жили в специальном доме, чтобы не заражать местных жителей. Территория была обнесена проволокой, на которой были вывешены предупреждения на африканских языках.
Молодой врач сорвал проволоку и громко объявил священникам о своем прибытии. Он сообщил, что приехал из Бельгии для того, чтобы остановить эпидемию. «Когда тебе всего 27, ты вполне уверен в том, что говоришь», – с иронией вспоминает доктор Пиот.
Монахини и священники долго плакали и молились в одиночестве. Они были рады приезду медика, который по крайней мере обещал им помощь.
После показания первой помощи, доктор Пиот начал выяснять, как распространяется инфекция. «Это была настоящая детективная история», – вспоминает врач. Бельгийские медики выяснили, что новая инфекция поражает в основном женщин из близлежащих деревень. Среди заболевших также оказалось много беременных, которые посещали небольшую больницу при миссии. Погибшая монахиня, в крови которой был обнаружен вирус, также помогала в обслуживании больных. Основываясь на этих фактах, доктор Пиот пришел к выводу, что болезнь связана с медицинским учреждением. После долгих расспросов выяснилось, что в госпитале проводили регулярную вакцинацию беременных женщин. У монахинь не хватало одноразовых шприцов и они использовали одни и те же иглы без должной санобработки. Это привело к распространению инфекции.
Помимо этого доктор Пиот смог выяснить, что болезнь распространялась среди близких родственников зараженного человека, которые принимали участие в традиционных обрядах омывания покойного. Врач предположил, что заражение происходит во время традиционного ритуала прощания, при котором родственники продолжительное время прикасаются к трупу.
Гипотеза доктора Пиот позволила выработать защитные меры. Первым делом медики закрыли больницу, из которой заболевание распространилось по округе. Следующие несколько дней бельгийцу пришлось заниматься пропагандой. Пиот и его помощники ездили по деревням и убеждали местных старейшин изолировать больных, а также их родственников. Специалисты также призвали временно отказаться от традиционного ритуала омывания покойников и провожать их в последний путь без близкого контакта с телом.
Местные жители последовали советам доктора. Эпидемия остановилась, унеся жизни более 300 человек. Среди них были католические священники, монахини и простые жители Африки. Команда бельгийских медиков следила за соблюдением карантина несколько недель, а затем начала собираться домой. Оставалось только придумать название новому вирусу. Петер Пиот не хотел называть его «Ямбуку», чтобы не создавать дурную славу для католической миссии. Он попросил у знакомых карту Африки и назвал болезнь по имени реки, которая располагалась неподалеку. Река называлась Эбола – и именно это имя закрепилось за страшной лихорадкой.
Сейчас доктор Пиот является главой Школы тропических заболеваний и гигены в Лондоне. В середине июля к нему устремились журналисты, чтоб расспросить об открытии, которое он сделал едва почти сорок лет назад. Репортеры BBC спросили его о том, как он решил стать медиком и заняться инфекционными заболеваниями. Врач рассказал, что рос во фландрской провинции и рядом с его домом был музей, посвященный местному святому. Этот святой (доктор Пиот не назвал его имени) прославился в том числе и помощью прокаженным.
«В один из дней я приехал в музей на велосипеде. Внутри музея я увидел изображения прокаженных, которые потрясли меня. Это пробудило во мне интерес к медицине и желание помочь миру. Я также понял, что это поможет мне познать весь мир», – отметил уважаемый медик.
Петер Пиот родился и вырос в городе Левен. В этом городе расположен музей отца Дамиана, которого католическая церковь почитает в качестве святого. Отец Дамиан был священником и значительную часть своей жизни помогал прокаженным. Он был духовным лидером прокаженных, которые жили на острове Молокаи Канарского архипелага, заразился болезнью от своих подопечных и умер в 1889 году. Католическая энциклопедия называет его «Апостолом прокаженных».
Фото: www.channelnewsasia.com
Справка
Вирус Эбола был открыт доктором Пиотом в 1976 году, однако механизм его распространения неизвестен до сих пор. Ученые считают, что изначально вирус появился в организме африканских летучих мышей, который обитают в Западной Африке, однако очаг инфекции точно локализовать не удалось. От летучих мышей вирус не очень понятным способом попал в организм обезьян, которые часто становятся жертвами западноафриканских охотников. По некоторым данным, вирус также может попадать в организм некоторых африканских млекопитающих.
Инкубационный период болезни длится от 2 до 21 дня. После начала активной фазы болезни у больного отмечают внезапное повышение температуры, мышечные и головные боли, а также боли в горле. Зачастую это сопровождается рвотой, диареей, сыпью, нарушением функций почек и печени. Все этим симптомы схожи с симптомами некоторых других лихорадок, поэтому поставить точный диагноз можно только после анализа крови. В случае, если больной не получает должного лечения он умирает чаще всего от осложнений или от полиорганной недостаточности.
Современная медицина пока не разработала вакцину против лихорадки Эбола, однако уже сейчас известны несколько экспериментальных вариантов. В сентябре в США начнутся испытания препарата, который уже спас жизнь сотрудницы немецкой лаборатории, которая случайно инфицировала себя вирусом Эбола. Врачам также удалось добиться хороших результатов при использовании поддерживающей терапии, которая направлена на поддержании основных функций организма, пораженного вирусом. В настоящий момент в США поддерживающее лечение позволило улучшить состояние двух человек-врача и женщины-миссионера – которые заболели в Африке, были доставлены в специальный центр и находятся под круглосуточным наблюдением медиков.
Всего на сегодняшний день произошло 29 вспышек вирусного заболевания, которые ученые связывают с вирусом Эбола. Несмотря на тяжелые условия, специалистам удалось задокументировать большую часть случае возникновения заболевания, от массовых эпидемий, до вспышек лихорадки в одном из труднодоступных районов Заира. Нынешняя вспышка является одной из самых крупных – по данным на 11 августа от лихорадки умерло уже более 900 человек. В странах Западной Африки объявлено чрезвычайное положение, а Роспотребнадзор рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в страну.
Первооткрыватель болезни доктор Пиот не верит в возможность массовой эпидемии лихорадки Эбола в Европе или США. Он отмечает, что для этого необходим контакт с жидкостями другого заболевшего человека, который маловероятен в условиях большого города. К тому же в отличие от Африки в Западной Европе люди чаще ходят к врачам и соблюдают элементарные правила гигиены, которые помогают защититься не только от лихорадки Эбола, но и от более привычных болезней. В Африке борьба с инфекцией требует значительных ресурсов, так как необходимо организовать карантин. По данным информированного источника в медицинских кругах, до сих пор после смерти человека от лихорадки Эбола специальные службы сжигают все его вещи, чтобы остановить распространение вируса.