Около тысячи людей преодолели путь по Воробьевской, Андреевской и Пушкинской набережным на колясках, прогулочных микроавтобусах, велосипедах и пешком.
У Натальи Мазуниной ДЦП, она – одна из немногих, кто решился пойти на первый российский инклюзивный парад. Наталья встречает нас у порога своей квартиры, стоя на коленях. На прямых ногах девушка передвигается с трудом, опираясь на костыль.
– Люди удивляются, увидев меня в таком положении. Требуется много времени, чтобы объяснить, почему в этой позе мне действительно удобно и суставы меньше напрягаются, – объясняет Наташа, провожая нас на кухню, где стоит винтажная плита.
Мазунина снимает квартиру на первом этаже в спальном районе Москвы. Ветхое здание вошло в программу реновации, но когда пойдет под снос, точно не знает никто.
– Я приехала из муниципального города в Тульской области. Закончила экономический факультет, – рассказывает Наташа. – После окончания вуза вернулась на родину, но там уже никого не осталось из моих старых друзей и знакомых. К тому же у нас в городе все очень плохо с инфраструктурой. Нет хороших дорог. Перед домом насыпали шлаковый щебень, на котором катаешься, как на роликах. Я нередко падала и разбивала ноги в кровь. Поэтому я решила приехать снова в Москву.
Борьба с болезнью
Годы упорной изнуряющей борьбы с болезнью, ставшие привычной рутиной, дали существенные результаты, но не исцелили Наташу. Еще ребенком Наташа прошла через нетрадиционную медицину и другие нестандартные методы лечения.
– Мне делали маленькие насечки на теле, которые помогли мне сесть, но загубили мне руку, – печально заключила девушка, указав на обездвиженную конечность, согнутую в локте.
Беды не отступили от семьи Мазуниных после рождения больной дочери. Родители Наташи владеют небольшой торговой точкой. В 2002 году грабители взяли почти все товары, предназначенные для продажи. Разобрали даже машину, оставив лишь корпус.
Через несколько недель во время грозы сгорел оставшийся товар. «Пожар застал нас врасплох поздно ночью, – вспоминает Наташа. – Мы с братом спали в гараже». Одиннадцатилетний мальчик не стушевался. Взяв больную сестру на руки, он вынес девочку из охваченного пламенем помещения.
«Тогда я погрузилась в депрессию. Но, наверно, это юношеский максимализм. Люди оглядывались на меня всегда. Когда я выходила на улицу, бабушки оборачивались, в упор смотрели. В какой-то момент я от этого устала», – говорит Мазунина.
Через несколько лет мама Наташи решила поехать с дочерью в Германию, чтобы показать, как живут инвалиды за рубежом. «Они были очень приветливы, помогали. Они относились ко мне, как к обыкновенному человеку. В России люди редко видят инвалидов на улице. Именно поэтому важно проводить такие мероприятия, как этот парад», – констатировала девушка.
Парад
Наталья основательно подготовилась к параду – надела лучшее в своем гардеробе платье с элементами китайской народного костюма.
– Я интересуюсь азиатской культурой, – поясняет выбор Наташа. В квартире девушки стоит немало «меховых» героев японского аниме. Закончив собираться, она начала сходить с лестницы в подъезде. Ступеней, казалось бы, немного, всего шесть, но, учитывая положение Наташи, спуск требует определенного мужества.
Добираться до парада на метро и другом общественно транспорте почти невозможно, поэтому Наташа вызывает такси.
За 10 минут до официального сбора мы оказываемся на площадке. Рядом с цветастым плакатом организации «Перспектива» и зазывалой ведущим.
По замыслу организаторов, отдельные группы, разделенные на три категории – велосипедисты, роллеры-инвалиды на колясках и пешие, должны слиться в единый поток на Пушкинской набережной.
В динамиках гремит музыка из какого-то забытого прошлого. Аниматоры, что есть сил пытаются скрасить томительное ожидание парада, который должен начаться в 12:00.
Наконец, в районе двух часов объединенные колоны участников торжественно под сбивчивый, но бодрый ритм барабанной установки, водруженный на четырехколесную платформу, продвигается к спортивной площадке Парка им. Горького.
Разместившись на конечном пункте парадного шествия, участники разделились на несколько групп. Одни уплетали сладости, запивая их растворимым горячим кофе, другие смотрели на выступление музыкальных групп и слушали острословие известного ведущего Дмитрия Хрусталева, третьи общались с давними знакомыми, которых не видели годами.
«Нам трудно передвигаться, – говорит Наташа, примкнувшая к третьей категории. – Поэтому мы не можем встречаться с людьми, с которыми познакомились когда-то, в университете или в другом месте». Многие участники жалуются, что страдают от одиночества. Парад выводит инвалидов на улицы.
Фото: Ирина Сечина