Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

По ком плачет тюрьма

Заметки о заседании секции социального служения Рождественских образовательных чтений

Заседание секции прошло сегодня, 26 января, в Голицынском зале больничного храма св. блгв. цар. Димитрия. Вел заседание председатель епархиальной комиссии Москвы по церковной социальной деятельности прот. Аркадий Шатов.
Заседание было очень насыщенным и интересным, потому что с каждым годом на «социальную секцию» приходит все меньше случайных людей, все больше приезжает деятелей с мест. И профессиональный уровень их деятельности стал совсем другим: теперь это не просто отдельные энтузиасты, а православные организации, с которыми вынуждены считаться государственные органы. Взаимоотношения с государственными структурами стали отдельной темой многих выступлений. Все согласились в одном: нельзя строить работу на тех условиях, которые навязывает государство. Нужно настаивать на своем.
Например, о. Михаил Потокин, директор московского православного центра «Живоносный источник», рассказал о том, как начиналась их работа в интернате № 8 для детей-инвалидов: православный коллектив пришел с помощью, в том числе финансовой. Им сказали: «Либо уходите, либо принимайте наши условия» (а это, среди прочего, полный контроль над финансированием). Православный коллектив отказался и в результате добился своего. Сейчас в интернате работает 40 православных сотрудников (в том числе – директор), атмосфера и состояние детей коренным образом изменились. О. Михаил рассказал, что у центра появилась возможность помочь еще одному интернату, но их не пускают ни в один: администрация боится ограничения своей власти, отказывается и от денег, и от рабочих рук. В таких случаях о. Михаил советует действовать «сверху»: в московском Комитете социальной защиты на предложение православного центра откликнулись и обещали выделить интернат.
Белгородский опыт взаимодействия с властью подтверждает: действуя «сверху», на уровне руководства областью, городом, социальной сферой, можно добиться очень многого. Например, в Белгородском государственном университете студенты с кафедры социальной работы со II по V курс проходят практику под руководством сестер милосердия – кто в доме малютки, кто в областной больнице, – словом, всюду, где работает Марфо-Мариинское сестричество. А еще белгородскому архиепископу Иоанну удалось убедить губернатора в важности мер повышения рождаемости. В результате в области приняли закон, по которому на каждого третьего ребенка в семье выплачивается единовременная помощь в 100 тысяч рублей. А главный результат сотрудничества: православных людей везде ждут, ниоткуда их уже не гонят. Поэтому сестры Марфо-Мариинского сестричества успешно помогают большому количеству учреждений. «По ним тюрьма плачет», – с улыбкой сказал о тех сестрах, которые активно помогают заключенным 10 колоний, белгородский священник и духовник сестричества о. Сергий Клюйко.
В Санкт-Петербурге тоже есть уникальный опыт взаимодействия с госорганами. Православный центр социальной адаптации во имя свт. Василия Великого, который занимается несовершеннолетними правонарушителями, заключил договор с комитетом по труду и социальной защите и рядом других госструктур, по которому несовершеннолетнего после суда можно отправить не в колонию, а – совершенно официально – в этот центр для прохождения курса реабилитации. Сейчас приют Василия Великого на 10% финансируется государством.
Но говорили на встрече не только о таком взаимодействии, многие просто рассказывали о своей работе. И это не было скучным «самоотчетом» – весьма интересно было слушать о том, как из ничего возникает живое дело. В Уфе из пристанища для бездомных организовали православное братство, и бывшие бомжи теперь изготавливают деревянные иконостасы (батюшка и активные прихожане живут с ними одной семьей, действительно как с братьями во Христе). В селе Коткишево Нейского района Костромской области строится просторное здание для второго уже православного семейного детского дома. Началось все с посещения священником о. Варфоломеем и прихожанами областного интерната. В особенно холодную зиму обстановка там была такая: в детских комнатах – температура 3 градуса тепла, вместо света – карманные фонарики… Дети спали в одежде, у них появились вши. И это не единственное бедствие интерната: так как детьми практически не занимаются, к 6-му классу они почти все курят, многие употребляют алкоголь, а после интерната ни одном ребенку не удалось нормально устроиться в жизни. Бедный сельский приют не мог построить и содержать церковный детский дом – остановились на форме приемной семьи (приемным родителям государство обязано платить зарплату и регулярно выплачивать пособие на каждого ребенка). Прихожане по фамилии Херувимовы стали приемными родителями для восьмерых детей разного возраста. Сейчас родная взрослая дочь Херувимовых, которая живет отдельно, тоже создала приемную семью, взяв еще 8 детей из того же интерната. Приход строит для новой семьи дом, но денег не хватает. Самое удивительное, что сразу после заседания секции нашлись благотворители, которые дали средства на это строительство.

Соб. инф.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?