Мария из Подмосковья старшую дочь к первой исповеди не готовила, просто предупредила об этом священника. Выходя из храма, дочь поделилась – батюшка был добр и даже пошутил: «Кошек не мучаешь? Ну, молодец!» Дома девочка задумалась и погрустнела – все ли она рассказала священнику и вообще, что такое грех?
Вера из Санкт-Петербурга перед первой исповедью прочитала дочери книгу Михаила Шполянского «Простыми словами о Боге для самых маленьких», вместе они размышляли, где дочка могла согрешить. Еще она научила девочку молитвам «Отче наш» и «Символ веры», а накануне исповеди и причастия дочь не смотрит мультики. «Это вместо поста», – говорит Вера.
Елена из Белгородской области одна воспитывает девятилетнего сына. Женщина ходит в храм не часто, но хотела, чтобы сын впервые исповедовался и причастился. «Не знаю, как говорить с ребенком о грехах, я сама не все понимаю», – делится Лена. Знакомые подсказали – отдать мальчика в воскресную школу, там и подготовят, и объяснят.
В семь лет ребенок переходит из детства в отрочество. Теперь, прежде, чем принять святое причастие, он должен исповедоваться. Может ли семилетний искренне в чем-то раскаиваться? Как говорить с ребенком о совести и объяснить ему значение «взрослых» молитв? Как сделать так, чтобы первая исповедь не стала формальностью? Главное о детской исповеди рассказывает отец восьмерых детей, настоятель храма Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин.
Первая исповедь: батюшка в храме все объяснит?
Готовить ребенка к первой исповеди нужно родителям. В первую очередь надо говорить о том, что такое грех. С одной стороны, это нарушение закона Божьего, шире – закона жизни. Поэтому грех разрушает жизнь. С другой стороны, грех – это болезнь, недуг, немощь, с которой человек борется благодатью Божией целую жизнь.
Ребенку надо рассказывать, что такое грехи, какие они бывают (разумеется, без рассказа о грехах против седьмой заповеди). Открывать 20-ю главу книги «Исход», 10 заповедей Моисея, заповеди блаженства, 5-ю главу Евангелия от Матфея – и над этим вместе рассуждать. А для того чтобы у ребенка возникло понимание, что это конкретно и жизненно, надо ему помочь видеть, где в его жизни этот грех есть. Допустим, ты грубил бабушке, помнишь? А еще ты обидел сестренку. Вот это было грехом. Вот это и скажи на исповеди!
Если батюшка в воскресенье на литургии впервые исповедует ребенка, и тем более не знает его и его семью, то у него просто нет времени на полноценный разговор. А у ребенка может не появиться понимания, что это было таинство, а не формальность.
Если ребенок ходит в воскресную школу, можно попросить священника провести несколько бесед, помогающих подготовиться к исповеди. Воскресная школа вообще может хорошо помочь родителям подготовить ребенка к духовной жизни.
Покаяние рождается не сразу
Пока ребенок маленький, он еще не раскаивается, он может бояться или стесняться. Надо впервые подойти к большому бородатому дяде и один на один что-то ему сказать. Поэтому родителям, конечно, надо помочь ребенку. А дальше он уже сам вспомнит, что он разозлился на сестру или ударил младшего брата.
Исповедь рождается из понимания человеком своего греха. А это возможно только при выстроенных, осознанных, личных отношениях с Господом Иисусом Христом. За человека никто эти отношения создать не может. Но родители могут взять на себя такое послушание – пока ребенок им доверяет и только начинает свою духовную жизнь, подсказывать ему, где он оступился, где был не прав.
Задача научения покаянию состоит в том, чтобы в самом человеке это родилось. Я помню такой случай, дети уже спали, я прохожу мимо их комнаты и слышу, что плачет сын. Иду в детскую: «Что такое, сынок?» А он: «Вот я такой грешный, как же меня Господь простит?!» Я понимаю, что в этом маленьком человеке в этот момент после уже десятков исповедей, к которым он приступал за эти 2-3 года, родилось это покаянное видение себя. Но оно рождается не сразу и не в каждом. Наша родительская задача помочь ребенку.
Как исповедоваться, если ребенку не стыдно?
У нас не всегда получается хорошо молиться, но мы принуждаем себя к молитвенному труду, у нас не всегда есть желание подать милостыню, но мы ее подаем. Иногда мы делаем правильные вещи от ума, потому что знаем, что так надо, так по-христиански. И через это Господь своей благодатью отогревает наше сердце. Человек ведь не только из сердца состоит. Иногда сердце против, а ум знает, как правильно. Ты ведь помнишь заповедь: «Просящим у тебя дай». Ты достаешь и даешь. Тогда в следующий раз, может быть, у тебя и сердце будет мягче к бедняку. Так же и здесь.
И мы учим этому ребенка. Говорим о том, что, может быть, у тебя сердце не кается, может, ты еще мал и совесть у тебя не проснулась, но нужно о своем грехе все равно сказать на исповеди. Совесть – это же тоже такой инструмент, это когда голос Божий в человеке говорит. Не все этот голос слышат сразу с детства. Не страшно, если ребенок забыл о каких-то грехах. Для детей еще рано выписывать грехи на бумагу. Мы ведь тоже далеко не все грехи свои не только помним, но и видим. И Господь нам прощает все, когда есть покаянное сокрушенное сердце.
Личный пример родителей
Самое главное в подготовке к детской исповеди – это прежде всего пример родителей, которые умеют каяться и просить прощения в повседневной жизни. Я часто слышу мнение даже верующих психологов о том, что родителям нельзя просить прощения, потому что это роняет их авторитет.
Я категорически с этим не согласен. Когда папа вечером сорвался, устал, накричал на ребенка, то он поступил с ним несправедливо. И ребенок это чувствует. Но я как папа, я всегда умнее – я знаю цитаты, заповеди, которыми всегда могу себя оправдать. Но ребенок чувствует ложь и фальшь. И он чувствует, что я закон Божий использовал для своих целей, в оправдание своих страстей. И это как раз сильнейшим образом подрывает авторитет того, что я ему проповедую, той христианской картины мира, по которой я предлагаю ему вырасти и жить.
А когда я прошу прощения, что происходит? Тогда я подтверждаю, что есть закон и он над всеми и надо мной тоже. Хотя я мог не прийти, не просить прощения, ведь никто не может заставить. Но я действительно верю, что есть Господь, который все видит, перед которым надо каяться. Если ребенок видит, что культура и навык покаяния живет в отце и в матери, это помогает ему начать действительно настоящую, а не формальную покаянную жизнь.
Для того чтобы был навык покаяния, мы должны все время напоминать о том, какую жизнь от нас ждет Христос. Для этого надо постоянно с ребенком читать Евангелие. Постоянно, ежедневно, хоть по чуть-чуть. Если вы положили серую бумагу на серую бумагу, она вам кажется белой и чистой, а теперь положите серую бумагу на абсолютно белую, и вы сразу увидите, что это не так. На фоне Евангелия, на фоне слов Христа, на фоне Его любви, на фоне Его распятия, все совершенно оценивается по-другому. Поэтому вы должны все время ребенку благовестить о Христе.
Обсудить с ребенком, что он плохо поступил, – это критика?
Критику не любит наша гордыня. А христианин, наоборот, критику должен внимательно слушать. Потому что те, кто нас критикуют, как святые отцы их называют, это наши врачи, которые ставят нам диагноз, они показывают нам наши раны. У человека, ищущего исцеления от своего греха, наоборот, есть жажда этого обличения. И понятное дело, что это уже почти святость, это в нас должно вырасти.
Если папа делает маме замечание, а мама спокойно это переносит, ребенок понимает, что такая критика конструктивна и созидательна. Или мама может папе сказать, что он не прав в чем-то, а тот готов попросить прощения и прислушаться, ребенок начинает больше доверять папе и его наставлениям. В семье нужно слышать другого человека – жену, детей, сестру, брата, тещу, тестя. И поступать правильно, даже если это не по-моему. Это и есть христианское руководство. Тогда ребенок понимает, что папа настаивает на своем не потому, что он, вооружившись канонами и цитатами святых отцов, всех домашних как гвозди забивает по самую шляпу, а потому что его мнение сейчас правильное. А когда ему скажет правильно теща, он скажет: да, хорошо. Единственное, что этому препятствует, это гордыня. Больше ничего.
Взрослые молитвы и ранние подъемы – как готовиться к воскресной службе?
Кто-то накануне исповеди и причастия просит детей прочитать молитвенное правило преподобного Серафима Саровского, кто-то вместе с детьми читает часть последования ко Святому Причащению, а бывает, что ребенок не может читать эти молитвы сам, и тогда их читает мама, а ребенок только слушает. Пока он мал, это нормально.
Молитвенное правило прп. Серафима Саровского
Отче наш. Молитва Господня (читается трижды)
Отче наш, Иже еси на небесе́х! Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.
Богородице Дево, радуйся (читается трижды).
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
Символ веры (читается единожды)
Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша; нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскре́сшаго в третий день, по Писанием; и восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца; и па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов. Ча́ю воскресе́ния мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.
Иисусова молитва (читается дома или в пути до обеденного времени)
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго.
Или кратко: Ѓосподи поми́луй.
Молитва Пресвятой Богородице (читается после обеда и до отхода ко сну)
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ мя гре́шнаго.
Дело в том, что молитвы ко Святому Причащению составлены взрослыми, привыкшими к покаянию людьми. Как семилетний ребенок может понять, что у него «нечистый язык»? Никак. Поэтому какие-то из этих молитв лучше прочитать в русском переводе. Вместо правила можно также почитать с ним Евангелие на русском языке. Я думаю, что Церковь рано или поздно создаст какое-то молитвенное последование к причащению для детей. Пока такого церковного поэта-богослова у нас нет.
С ребенком школьником, который еще занимается с репетиторами, ходит на секции и кружки и очень устает, можно ходить в храм не каждое воскресенье. Например, два воскресенья идти, третье отдыхать. Сказать так: «Давай вот в это воскресенье мы идем, готовимся и причащаемся, а в следующее ты отдохнешь». Но даже если не идти в храм, все равно надо дома прочитать такое правило, чтобы ребенок почувствовал, что сегодня воскресенье. Например, прочитать отрывок из Евангелия о воскресении Христа, побольше поговорить о Боге, чтобы ребенок почувствовал, что это день Господень, спеть вместе с ребенком «Воскресение Христово видевши».
Воскресение Христово видевши
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Отказ от гаджетов вместо поста
Пост с детьми – это большая проблема. Даже короткий, перед причащением. Потому что пост – это элемент покаянного устроения души. Я на себя накладываю пост для того, чтобы моя душа легче справлялась с моей телесностью. И в этом еще есть воспитание моей воли, единство со всей действующей Церковью, послушание уставу, покаяние и самоограничение. Пост – это борьба с плотью, с плотским человеком в себе. Но ребенок этого пока не понимает. Особенно маленький ребенок. В нем нет еще плотской борьбы, понимаете? И он еще не устал от себя, от своих грехов.
Поэтому он не понимает, почему ему что-то есть нельзя. То есть ему надо дать этот инструмент – пост, но и не отбить желание этим инструментом пользоваться. Поэтому здесь надо быть очень тактичным, очень аккуратным. И предлагать ту меру, которая ребенку доступна и одновременно с этим его не отвратит от поста, от жизни Церкви. Думаю, каждая мама может предложить ребенку какие-то разумные по возрасту ограничения – отказ от мультиков, компьютерных игр, гаджетов. Моя супруга просто выключает WiFi в доме в какой-то момент. У нас пользование интернетом очень сильно ограничено по времени. И программа «родительский контроль» на всех устройствах стоит. Они в интернете могут такого насмотреться, что разрушит их душу на десятилетия.
Исповедоваться каждое воскресенье?
Мне кажется, что семь лет – это не тот возраст, с которого должна начинаться исповедь перед каждым причастием. Если ребенок часто причащается, допустим, каждое воскресенье, то нет необходимости настаивать на исповеди на каждой воскресной службе, чтобы не было искушения формализмом. Конечно, это совершается по благословению местного священника, который этого ребенка знает. Вполне можно, чтобы ребенок с семи до 12 лет исповедовался раз в месяц или раз в два месяца. Или после какого-то конфликта, который требует исповеди.
Ведь ребенок может выучить, что надо подойти с опущенными глазками и сказать определенные слова. А это ведь таинство, он это должен понимать. Конечно, бывают дети, которые с детства настолько духовно глубокие, что им есть что сказать, они к этому стремятся. Если ребенок сам хочет чаще исповедоваться, то хорошо, и слава Богу, но настаивать на этом родителям я бы не советовал.
Подготовить, а не отпугнуть
Самое важное, когда мы готовим ребенка к первой исповеди и вообще начинаем приобщать к духовной жизни, – действовать по любви и очень осторожно. А если этого нет, если на ребенка все время давят, тогда он просто уходит из Церкви. Приведу пример. Большая многодетная семья. Она не из нашего храма, я просто был знаком. Там папа такой крепкий мужчина с такими большими руками – мечта боксера. И каждый ребенок вырастает и, уходя из семьи, уходит и из Церкви. Замуж или жениться на ком угодно, лишь бы уехать. И все расцерковляются. Все! Я спрашиваю пятого по счету ребенка: а почему, что такое? Он говорит: а вы понимаете, нас всех папа ставил на вечернюю молитву, все наше детство. Читал полное правило. И если кто-то из нас отворачивался от святого угла, он давал нам «леща» этими своими ручищами. Ну какая это проповедь о любви?! Если дети не почувствуют дух любви от нас как от церковных людей, то они нам не поверят о Христе, что бы мы ни говорили.