Батюшки под Покровом
Священномученик Виктор Киранов (1882-1942) происходил из священнического болгарского рода. Его прадед Протасий, убитый турками, говорил: «Несмотря на тяжелое положение православных, не уклоняйтесь от священства, если будете призываемы к рукоположению!»
Но к середине 19 века семья бежит от турок в Россию. Виктор знал о завете прадеда, но, хотя и окончил семинарию, в священники идти не решался. И вдруг, после первого курса университета ощутил, как он позже писал, «необходимость продолжать дело рода». В 24 года о. Виктора рукополагают.
В 1928 году, уже благочинный Бердянского округа, о. Виктор принимает на служение в свой Покровский храм всех священников, приходы которых закрыла власть. На нормальное содержание клира средств, конечно, недостает, но отец Виктор делит то, что есть, на всех батюшек – чтобы семьи не померли от голода. И заводит специальную кассу «поддержки малоимущего духовенства».
Нам оставлено покаяние
В 1936 году был взят под арест архиепископ Днепропетровский Георгий (Делиев). Во время жестоких допросов, когда заключенным не давали спать по несколько ночей, избивали, угрожали пересажать всех родных, владыка не выдержал и подписал протокол допроса, где было написано, что знакомые ему священники «были завербованы для шпионской и диверсионной работы».
Вскоре власти собрались разрушить Покровский храм, а его кирпич использовать для строительства школы. Священники вместе с прихожанами устроили собрание, на которое пришло более четырех тысяч человек. Люди предлагали собрать деньги на покупку кирпича для строительства школы, чтобы храм остался невредим, выкрикивали «Не дадим разрушить церковь!». Один смельчак продолжил: «Где тот кирпич из уже разрушенных церквей? Почему из него не построена ни одна школа? Миряне, наши сердца уже двадцать лет обливаются кровью…»
Отец Виктор поблагодарил смелого человека и… в скором времени был арестован вместе со своими отцами-сослуживцами. Храм закрыли.
В Бердянской тюрьме отцу Виктору предложили подписать показания, что он был шпионом, приказывал травить колодцы местных жителей и уже выдал для этого яд. Отец Виктор отказался. Священника жестоко избили, а потом 13 суток водили на непрерывные допросы. В полном изнеможении о. Виктор подписал часть лживых обвинений.
Следователи организовали очную ставку отца Виктора и священника из Покровского храма, который отрекся от сана и от веры. Бывший батюшка обвинял отца Виктора в том, что тот выступал против колхозов, советской власти, а после отречения от сана и устройства на светскую работу назвал его «балдой» и «подхалимом».
«Пора, Виктор Михайлович, бросить все это и перейти на честный труд!», – напоследок заявил бывший. Отец Виктор не выдержал и обозвал его нехорошим словом, за что попал в карцер на 10 суток.
А после карцера… отец Виктор отказался от своей подписи под допросом после избиений и пыток.
Чтобы не было подлога со стороны следователя, отец Виктор письменно оформил свой отказ от первоначальных показаний: «Я даю правдивые показания, в антисоветской деятельности я себя виновным не признаю. Никогда антисоветской работы я не вел».
Тройка НКВД приговорила священника к восьми годам работ в исправительно-трудовых лагерях. О. Виктор попал в Темниковские лагеря, расположенные на территории бывшей Саровской пустыни.
Вскоре началась война, близкие уже не могли помогать заключенным, как раньше. Отец Виктор разделил судьбу многих каторжников того времени – умер от болезней и истощения в Темниковском лагере 30 марта 1942 года. Его погребли в безвестной общей могиле.
Священномученик Виктор (Киранов) был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. О его святости и любви к Богу и людям свидетельствует не только страдальческая кончина, но и сохранившиеся письма родным.
Перед Богом виноват
«Путь ко спасению проходит нормально, по указанию апостола Иакова — сперва страдания, затем терпение, а перенося их, приучаешься к смирению, которое, надеюсь, породит в будущем любовь и приведет ко спасению… Страдаю я, как вам известно, совершенно невинно юридически и фактически, так как перед государством и перед властью ни в чем не повинен, — весь город это может подтвердить… Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное.
Карцер — отсюда только и просить Бога, чтобы простил меня, а я Его лишь благодарю за милость исправления этим путем.
Всех вас прошу: да будет мир между вами во спасение ваше, а мне в утешение».
Запорожская тюрьма, 1939 год, письмо жене Антонине
«Чувствуется, что видеться больше не придется, а там что Бог даст…»
Лагерь, Новосибирская область, 1939 год
Трудно, противно, обидно…
«Возле Асино лагерь трудоисправительный, где меня и исправляют. Трудно, противно и обидно, но ничего не поделаешь. Принимали доброе, примем безропотно и плохое, заканчивать жизнь где-нибудь да нужно; слава Богу, что дал возможность искупить этим путем бесчисленные грехи пред Ним, тобою и семьей.
Знаю конечно, что живется вам без меня трудновато… Одежи и белья пока не нужно — обстановка такова, что все это пустая трата. О хорошем, и тем более белом и говорить нечего — не нужно безусловно, смешно и глупо. Живу среди оборванцев, несчастных стариков, и сам уже таков…»
Асино, 1939 год
Наказание за людское невежество
«…Мелитопольский кум тысячу раз прав, что я несу кару за грехи свои, и я бесконечно рад, что Бог хоть этим путем направил меня на путь исправления и покаяния, но вообще, говоря объективно, он сказал старческую ерунду, или попросту глупость. Все наши праведники, достойнейшие пастыри несут наказание конечно за свои грехи, но наипаче же за людское невежество и благополучие сидящих на местах и мнящих о своих заслугах, которых никогда не было.
Бог дождит на праведных и на злых, и солнышко греет тех и других, в горниле же правды Божией обнаружится, где золото и серебро и где полова и солома. Сам составитель литургии, сокращать которую так боятся, закончил жизнь в ссылке, хотя ничего не сокращал, а наоборот, созидал и составлял, чем мы и до сего времени пользуемся. Слава Богу за все!»
Асино, 1940 год
В настоящие святые минутки плачу …
28 апреля 1940 года, на Пасху, отец Виктор писал своим близким: «Я жив и здоров, первое по великой милости Иисуса Христа, а второе по той же милости, возгреваемой — это я, безусловно, чувствую — ходатайством нашего заступника святителя Николая и молитвами — да, молитвами вашими, мои добрые, хорошие друзья.
Жизнь моя протекает обычно, как жизнь всякого заключенного, — жизнь серенькая, жалкая, убогая, полная скорби, — скорбь моя о вас, милые мои, не покидает меня ни на минутку, и одиночество, ведь я здесь совершенно одинок… Всякие рассуждения по этому вопросу хотя бы и умных людей разбиваются как рыба об лед — лишь наше духовное общение, наша вера успокаивают эту глубокую, но пока еще не смертельную рану, а день сегодняшний идет со всеми его событиями, примиряет все обиды, наносимые людьми людям, — простим вся Его Воскресением…
Как хочется написать вам, все мои дорогие друзья, еще много-много теплых, хороших слов, но не знаешь, как их и изложить, — ну, словом, в настоящие святые минутки плачу, люблю, целую всех вас, понимаю вас. Вонми, Господи, нашему взаимному молению и в этот час, как жертву хваления, прими наше краткое взаимное восклицание: Христос воскресе! и ответное: Воистину воскресе!..»
Асино, 28.04.1940 года
Глубокий поклон несчастного зека
«Егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися… ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши. Если перефразировать это на слово «писать», то для вас должно быть понятным, — что могу я о себе писать? Да ничего, мы должны, находясь в таком положении, больше чувствовать, чем понимать… Все три посылки получил. Великое… спасибо с глубоким поклоном несчастного зека шлю вам, недостойный этого внимания»
Темники, 1 ноября 1940 года
Как бы хотел я …
«Будь здорова, быть может, Господь сжалится над Своим плохим служителем и сподобит еще хоть немного пожить нам вместе в мире, радости и взаимной любви.
Как бы хотелось еще пожить вместе и, подводя итоги прошлой жизни, запереться от всего мира в свою хатку и безвыходно просидеть в ней до конца своей жизни, слушая твои милые, всегда добрые и ласковые разговоры молча, наслаждаться ими, попутно уплетая всегда опрятно и вкусно приготовленные и любимые мною кушанья.
Это с одной стороны, а с другой — провести нам вместе остатки жизни в благочестии и молитвенном настроении, благодаря Бога за Его великие милости и награды во всю прошлую жизнь, и, наслаждаясь здоровьем и любовью своих милых, всегда нами любимых деток и внуков, быть их молитвенниками пред образом нашего покровителя, святителя Николая.
Вот мои пожелания тебе, моя дорогая именинница, — да будет во всем воля Божия: пробави, Господи, милости Свои и впредь над недостойными, но любящими Тебя супругами.
Моим друзьям шлю свой привет и поздравление со вступлением в великие дни предстоящей Триоди. В воскресенье, 10 марта, помолимся вместе здоровою духовною молитвою, и я заочно разрешу вас от всех болезней, накопленных за период времени отсутствия врачебницы, а вы помолитесь за узника, всегда духовно пребывающего с вами…»
Темники, февраль 1941 года
Огнепальное желание свободы
«…О свидании не хлопочу, потому что оно невозможно и не нужно. Сохраните все представление о мне по прежнему моему образу и сохраните его в своей памяти, а теперешний свой вид я унесу в могилу, о котором вы не будете иметь представления, — и хорошо. Свидание — это лишние слезы и ужас, да и ненужная затрата необходимых для вас средств. Если Господь не сподобит повидаться, да будет воля Его, а сподобит — поговорим и поплачем слезами радости.
Что касается досрочного освобождения, то это фантазия, покоящаяся на огнепальном желании свободы, и только. На первую свою жалобу от марта 40-го года получил ответ, что оснований для пересмотра дела нет, а потому — без последствий».
Темники, март 1941 года
При подготовке статьи использована книга: Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Март. Тверь, 2006. С. 186-195.