Кандидаты наук отправляются в санитары, в больницах пустуют койки, но больные не могут попасть на прием к специалисту – таковы пока результаты реформирования московского здравоохранения. Впрочем, власти утверждают, что лишь хотят закрыть неэффективные больницы и сократить врачей, не владеющих современными методиками лечения. Медики же говорят, что ждали от реформы совсем другого, а происходящее сейчас – настоящая трагедия.
О чем плачут чиновники в кабинетах
Странные и не поддающиеся логичному объяснению сокращения персонала в московских больницах идут уже давно, но на поверхность это вышло только благодаря активности некоторых московских врачей, которые начали бить тревогу и писать в социальных сетях о происходящем.
После этого заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников заявил в прессе, что все совсем не так: никаких массовых сокращений в рамках реструктуризации системы здравоохранения в столице не произойдет, а сокращать будут лишь тот персонал, который не успел «овладеть современными и инновационными методами лечения», и больницы будут закрывать только неэффективные, не нужные городу.
Однако это не объясняло, почему профессора и кандидаты наук, вроде бы такими современными методами владеющие, вдруг стали получать уведомления о сокращении со своих мест и альтернативные предложения (чтобы не нарушать трудовой кодекс) занять должность уборщицы или санитара.
Еще больший скандал разразился на прошлой неделе, когда редакция Российского медицинского сервера опубликовала «План-график реализации структурных преобразований сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы в части высвобождения имущества». Согласно этому графику, будут уволены около 5 тысяч сотрудников 28 медучреждений, включая 15 больниц города. Оборудование этих больниц перейдет другим организациям.
В мэрии отреагировали оперативно. Леонид Печатников признался журналистам: «Мы не хотели это публиковать, потому что тихо плакали в наших кабинетах. Но раз уж это вылилось в публичное пространство, теперь будем плакать все вместе». Однако буквально на следующий день позиция власти изменилась.
В интервью «Новой газете» Леонид Печатников сообщил, что этот документ – лишь «дорожная карта», проект, предложения экспертов, проводивших исследование эффективности городских больниц. И какими будут итоговые решения департамента, пока неизвестно.
«К примеру, часть больниц, как рекомендовано, закрываться не будет, а будет переведена в социальный фонд, в койки по уходу. Есть люди с хроническими заболеваниями, которым негде лежать и за которыми некому ухаживать. Мы выведем эти койки из структуры здравоохранения, но не ликвидируем, а переведем в другое качество, когда, скажем, нужно меньше врачей, но больше медсестер», – заметил заммэра.
За счет сокращения числа маленьких, маломощных и неэффективных больниц появятся крупные многопрофильные стационары, утверждают власти. Так что возможные социальные последствия будут учтены. «Хочу сказать, что пока в Москве не закрыта ни одна больница. Да, были приняты решения о присоединении ряда низкоэффективных больниц к другим стационарам и создании многопрофильных госпитальных комплексов. Я считаю, что в столице, как и в любом другом мегаполисе мира, должны быть только многопрофильные стационары», – сказал Леонид Печатников.
Зачем и как это делается
Однако на самом деле так ли радужно все выглядит?
Первой из «маленьких неэффективных больничек», подлежащих, по мнению властей, слиянию и закрытию, стала 63-я городская больница на Проспекте Мира. Перед закрытием ее присоединили к 1-ой Градской, превратив ГКБ №63 в филиал №1 ГКБ №1.
Сейчас в филиалы других больниц превратились 61-я больница на улице Доватора – ее также присоединили к ГКБ №1, 59-я на улице Достоевского – ее слили с Боткинской больницей, 18-й роддом на Гольяновской улице, 11-я больница на улице Двинцев, 14-я психбольница на улице Бехтерева. И еще два десятка больниц, где москвичи лечились бесплатно, по линии ОМС.
В целом количество больничных коек сократится на 6775 мест. Помещения «слитых» больниц постепенно освободятся (по словам врачей, которых сокращают в этих учреждениях, там и так уже простаивают койки, при том, что больные не могут попасть в стационар), а потом, опасаются врачи, «филиалы», в которые превращают сейчас самостоятельные ранее эффективные больницы, просто перестанут существовать.
Как это происходит, «Милосердию.RU» ранее уже рассказали на своем примере врачи 11-й ГКБ. Невролог и физиотерапевт Семен Гальперин отмечает, что таким же путем, каким сейчас «сливают» 11-ю больницу, в итоге из 65 больниц Москвы «оставят примерно 35».
Кстати, не стоит думать, что в поликлиниках ситуация оптимистичнее. «В поликлиниках говорят, что там вообще останутся только врачи общей практики, а узких специалистов не будет. Населению придется перейти на коммерческое лечение», – опасается Семен Гальперин. Корреспонденту «Милосердия.RU» это мнение подтвердили и медики в одном из детских медучреждений Северо-Западного округа столицы: «Скоро вы к специалистам и не попадете. Из нас хотят сделать земских докторов, словно мы в девятнадцатом веке. Специалисты десятилетиями нарабатывали практику и копили знания, а чиновники решили, что один и тот же врач должен быть «человеком-оркестром», и лечить и детей, и стариков, и взрослых от всех болезней. Это невозможно».
Далеко за примерами ходить не надо. Скажем, в поликлинике 141 в Митине уже несколько месяцев нет аллерголога, и, как говорят родителям здесь, «нет и не будет», детям с обострениями аллергических заболеваний и астмой предложили ездить на осмотры и процедуры в поликлинику в Строгино или Морозовскую больницу – ближе вариантов нет.
Итак, власти утверждают, что все движется в русле реформы здравоохранения, и цель – оптимизация и улучшение управления медучреждениями. А сокращение медиков объясняют, в том числе, выполнением президентских указов о повышении зарплат в этой сфере. При нынешнем бюджете – кстати, в проекте бюджета на 2015 год на здравоохранение уже заложены расходы меньшие, чем в этом году – сделать это иначе, чем с помощью сокращения рабочих мест, не получается.
Москвичи не будут одиноки в такой ситуации. С 1 января начнется и реорганизация районных больниц Подмосковья. Чего ждать? Такое резкое сокращение количества больниц, конечно, ударит по населению. Если мы останемся только с платной медициной, то вряд ли она будет по карману рядовому гражданину.
«Исчезают не просто больницы. Исчезают же и кафедры! – переживает Семен Гальперин. – Чтобы подготовить школу врачей, нужны десятилетия. А уничтожить все до пустого поля можно за год. Нельзя довести все до того, чтобы кардиолог, который годами занимался проблемой сердечно-сосудистых заболеваний, или хирург, который много лет выполнял сложные операции, сидели бы в поликлинике и выписывали рецепты».
Как отмечают врачи-активисты, среди медиков наметился раскол. «Есть те, кто сдал свои больницы без боя. Людей запугивают, шантажируют, подкупают. Тем, кто согласился, дадут какие-то удобные места. Сопротивляющимся – перекроют карьеру. Врачи и учителя были самыми уважаемыми профессиями. А сейчас конфликт разрастается уже внутри интеллигенции, из-за такого напряжения, – отмечает врач 11-й больницы Гальперин. – Уже и в нашем коллективе пишут доносы. От этого становится больно и страшно».
Как уже рассказывал портал «Милосердие.RU», коллектив 11-й больницы на общем собрании решил, что нужно добиваться прекращения слияния с 24-й больницей и реализоваться как самостоятельный центр паллиативной помощи. Выступавшие на собрании подчеркнули, что недопустима кампания «уничтожения такой сильной научной школы».
Но, как рассказали нам Семен Гальперин и Ольга Демичева, негласные лидеры протестного движения врачей, на днях в 11-ю больницу приехали представители руководства 24-й больницы. «Нас снова пытались уговорить, что все происходящее – обычная схема, больница вовсе не закрывается. При этом нам посоветовали не высовываться, чтобы не было хуже», – говорит Семен Гальперин. А то собрание коллектива признавать легитимным руководство отказывается.
Однако теперь в защиту больницы вступились уже пациенты: на портале Change.org они создали петицию в адрес президента России с просьбой остановить ликвидацию больницы номер 11, ее подписали уже около 1000 человек.
Медики совместно с пациентскими сообществами подали в мэрию заявление на проведение 2 ноября митинга в защиту медицины. «Милосердие.ru» будет следить за ситуацией.