Православный портал о благотворительности

«Письма счастья» в интернете: в чем секрет живучести, казалось бы, всем понятного обмана

Сегодня в сетях ходит немало писем, призывающих к благотворительности и составленных по типу «писем счастья» с их манипуляционной начинкой:
«Помогите ребенку на срочную операцию, а то он умрет и вы будете виноваты»

Когда именно появились «письма счастья» (ПС) – сегодня не скажет никто. Разновидностей таких писем много, но есть главное, что их объединяет: обещание счастья, здоровья, разных удач, требование распространить письмо (переписать 10+ раз, разбросать в сетях) и угрозы бедами в том случае, если адресат этого не сделает.

Угрозы могут быть самыми жесткими: например, одной девочке 10 лет в «письме счастья» обещали, в случае непереписки письма, смерть мамы.

«Тот, кто не соблазнится колхозами, спасется»

«Письма счастья» можно встретить практически во всех странах мира. Содержание зависит от особенностей культурных традиций или религиозных взглядов: в Европе и Америке письма могут содержать христианскую фразеологию («сделайте это ради Иисуса Христа»), в странах Азии – мусульманскую («ради Аллаха»). Причем некоторые мусульманские проповедники считают, что за распространением мусульманских вариантов «писем счастья» стоят «определенные христианские организации», якобы борющиеся таким образом с исламом.

Известны индийские «письма счастья», содержащие сетования по поводу того, что священные животные индуизма, коровы, теряют плодородные пастбища, которые у них отбирает сельское население. Получатель такого письма должен не только переписать его определенное количество раз и распространить, но еще и выступить в защиту коров, иначе «его мог наказать индуистский бог Вишну».

Со временем «письма счастья» разделились на секулярные, порой преследующие политические цели, – и религиозные. Есть и редкие примеры сочетания элементов религиозного и политического «письма счастья».

На заре советской власти распространялось «письмо счастья», которое призывало к сопротивлению массовой коллективизации и организации колхозов:

«…Я – Господь Бог ваш и говорю вам: настал момент, когда дьявол запутывает народ в сети свои – в колхозы. Тот, кто не соблазнится колхозами, спасется; всех же колхозников уничтожу в ближайшие дни…».

Переписывать это письмо человек мог как из-за собственного суеверия, так и руководствуясь нежеланием вступить в колхоз.

В цепях магического сознания

Одним из наиболее древних прототипов «писем счастья» ученые считают египетский папирус «Ам Дуат», или «О том, что в подземном мире». В нем сообщается, что всякий, кто будет делать священные изображения, получит множество благ на земле и на небе, его душа обретет покой и пребудет возле бога Ра.

Тот же, кто не будет рисовать изображения, не сможет избежать коварного змея Неха-хра. Так в древнем документе мы видим наличие связи копирования текстов и изображений с получением «счастья»; в ХХ веке эту связь назовут магическим сознанием.   

«Письма счастья» могут полностью менять содержание, но сохранять главную манипуляционную структуру: обещание – требование – угрозу в случае неисполнения требования.

«Легче убедить человека выйти из секты, чем перестать переписывать «письма счастья», – убежден Владимир Мартинович, теолог и социолог религии, доктор теологии Венского университета, председатель Синодального центра сектоведения, заведующий кафедрой апологетики Минской Духовной академии.

И хотя копированием писем занимается подавляющее меньшинство людей, их получающих, – как правило, это люди невысокого образовательного уровня и (или) достаточно низкой религиозной культуры поведения и мышления, – сама устойчивость веры людей в «письма счастья» на протяжении веков феноменальна. По мнению доктора теологии, в основе лежит подсознательная, нетрадиционная религиозность общества, основанная на все том же старом магическом (или оккультном) сознании.

Магическое сознание может быть присуще в той или иной степени как людям традиционных религий, так и называющим себя агностиками, даже атеистами, отрицающими Бога, но верящими в черную кошку, НЛО, в действенность порчи и сглаза, в силу талисманов и оберегов, нумерологию, гадания, астрологические гороскопы и т. д.

В основе магизма – желание в той или иной степени самому управлять собой и своей жизнью по собственному разумению и желанию, в отличие от доверия и предания себя воле Божией (вдруг Бог устроит не так, как ты хочешь-просишь).

Налицо здесь и момент лукавства – обмана и самообмана. Обладатели магического сознания, не отрицающие Бога, предпочитают достигать свои цели «в обход» прямых с Ним отношений, посредством неких духовных и материальных «рычагов».

Например, представление о том, что копирование и рассылка писем может принести удачу, а прерывание рассылочной цепочки может стать причиной несчастья, – это типичное проявление магического, оккультного мышления. В основе манипуляции – надежда и страх.

Прямота личных отношений с Богом подменяется в магизме меркантильными установками «ты – мне, я – тебе». Парадоксально, но такой целью может являться даже спасение, даже Царство Небесное: «Я Тебе храм построю, а Ты меня от вечных мук избавишь».

Почему не работает логика

Коллаж. Письма счастья

Распространяемое в наше время самыми современными носителями информации, магическое сознание создает свою оккультную среду, которая, в свою очередь, воспроизводит и поддерживает магизм и суеверия.

Такая среда существовала во все времена и во всем мире, начиная с туземных племен и заканчивая современными сверхдержавами.

Главный носитель оккультной среды общества – само общество. Поэтому оккультную среду практически невозможно уничтожить. Она нерасторжимо вписана в культурное наследие любого общества. В ней можно найти одно из оснований бытия самого феномена сектантства.

Магическое сознание апеллирует к опытно-чувственному восприятию действительности и потому глухо к любой системе аргументации: любые смысловые конструкции, интерпретирующие это восприятие, вторичны и, самое главное, взаимозаменяемы.

То есть, например, в случае с «письмами счастья» человека намного легче убедить в том, что одни «письма счастья» являются обманом, а другие – нет, чем показать ему полную несостоятельность самого феномена «писем счастья».

Распространение «писем счастья» имеет волнообразный характер, как и прочие суеверия. Например, во времена советской власти в России, когда христианство находилось практически в подполье и запрещено было разъяснять людям его основы, даже вокруг святых возникали суеверия: доморощенные варианты жития св. Матроны с эпизодами «встречи» со Сталиным и указанием Матроны, как вести ВОВ, и пр.

Сам факт того, что мы в XXI веке продолжаем получать подобные письма, является наглядным подтверждением живучести нетрадиционной религиозности в современном мире.

Чем опасны «письма счастья»

  • ПС вызывают у людей тревогу при помощи манипуляции «если не сделаешь, потеряешь шанс на удачу или пострадаешь», в отдельных случаях эта тревога способна стать одной из причин неврозов.
  • Могут быть средством грабежа (если содержат просьбы о денежной помощи кому-то) и провоцировать чувство вины, если человек не дал денег;
  • Цепочка «писем счастья» может стать механизмом получения спамерами базы достоверных адресов; в рамках социальной инженерии, при анализе переписки сотрудников различных компаний, «письма счастья» способны выявить потенциально ненадежных и поддающихся чужому влиянию сотрудников. Подобные списки злоумышленники могут использовать в самых разных, скорее всего, недобрых целях.
  • ПС перекладывают ответственность за собственную жизнь с самого человека на какие-то безличные силы.
  • Развивают суеверия и магическое восприятие действительности.
  • Вносят свой вклад в поддержание нетрадиционной религиозности общества вообще и оккультной среды в частности.

Наконец, переписывание «писем счастья» является свидетельством либо отсутствия настоящей духовной жизни человека в Церкви, либо признаком серьезных нарушений и расстройств в ней.

«Ребята, давайте поможем! От нас не убудет»

Сегодня в сетях ходит немало писем, призывающих к благотворительности и составленных по типу «писем счастья» с их манипуляционной начинкой:

«Помогите ребенку на срочную операцию, а то он умрет и вы будете виноваты».

Для «достоверности» в письме может быть указан телефон, при звонке на который у человека снимают деньги с его номера.

Известна серия писем 2008 года: «Привет‚ помоги разослать, ищут донора ребенку. Разошли, пожалуйста, кому можешь. Умирает 11-месячный ребенок, у него опухоль костного мозга, срочно нужна операция, нужен донор, группа крови третья отрицательная. Тел: *********. У родителей ребенка недостаточно денег, и Epuls и Onet согласны им помочь. Onet проверяет, сколько человек получили это письмо. За каждые отправленные три письма родители ребенка получают на счет 32 рубля. Если ты отправишь минимум 12 писем, то у тебя в профиле будет значок «Спасибо». Ребята, давайте поможем! Р.$ от нас не убудет. Разошли».

Если письмо запускается в религиозное общество, добавляются многократно повторенные слова «Ради Христа» или «Ради Аллаха», в зависимости от религии. Для пущей убедительности в письме указаны организации, и хотя они могут быть не известны получателю, но фразы так построены, что создается впечатление их весомости.

В этом письме упор делается на манипуляцию совестью, жалостью, желанием доброго дела – и это одна из самых действенных манипуляций: угрызения совести за неоказание помощи умирающему ребенку могут пересилить появившееся подозрение в обмане.

Святитель Лука против

Святитель Лука

Автор книги «Подвижник веры и науки. Пастырское служение архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)» священник Георгий Орабей во время работы над книгой с удивлением обнаружил факты, свидетельствующие о борьбе святителя Луки Крымского с аналогами современных «писем счастья», так называемыми «доплатными письмами» в середине прошлого столетия.

Святитель Лука писал: «Это предприятие имеет очень давнее начало и не известно, кем придумано. Благословения церковной власти на него никогда не было, а самочинные затеи в Церкви, конечно, недопустимы».

Для пресечения обмана в марте 1955 года святитель Лука издал отдельный указ, адресованный священнослужителям Симферопольской епархии, в котором просил, чтобы они запрещали прихожанам переписывать и рассылать «доплатные» письма.

Святитель подчеркивал, что эти письма в последнее время получили широкое распространение. Он сетовал на то, что в таких письмах содержался призыв переписывать и повсюду рассылать «совершенно безграмотную с церковной точки зрения молитву».

«Французская ручка»

Существуют «письма счастья», которые относятся к типу «Романтическая игра» (у нас эти письма известны под наименованием «Французская ручка»). Они распространяются в средних школах. Сам текст письма «разрешает» отсылать, соответственно переписывать их только девочкам от 11 до 18 лет. Последние должны загадать имя мальчика, от которого хотят услышать признание в любви, и, переписав письмо, отослать его другим девочкам. После этого следует ожидать признания в любви от понравившегося мальчика.

Менее романтическое послание получила одна 10-летняя девочка в 80-х годах ХХ века. Письмо оказалось в почтовом ящике. Ребенку предлагалось, как обычно, переписать письмо 10 раз, в противном же случае письмо грозило ребенку «смертью мамы».

Девочка догадалась показать письмо бабушке, и той удалось успокоить ребенка. Сегодня такие письма могут приходить по интернету нашим детям. А именно дети и пожилые люди наиболее подвержены таким сообщениям. И родители должны быть готовы объяснить ребенку всю лживость и вредность таких посланий, а в зависимости от возраста – и их духовную подоплеку.

* * *

В Европе с 2022 года работает проект «Разорвать цепь!», который видит свою миссию в борьбе с распространением «писем счастья» и фейковыми новостями путем повышения медиаграмотности населения. Особенное внимание создатели проекта уделяют людям, возраст которых 55+, как находящимся в наибольшей уязвимости среди пользователей интернета.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  1. Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность в Беларуси: тенденции и опасности. – Мн.: Издательство БПЦ, 2010. – 143 с.
  2. Мартинович В. А. Письма счастья как элемент оккультной среды общества // Минские епархиальные ведомости. 2007. №1. – С. 72-76.
  3. Орабей Георгий, иерей. Подвижник веры и науки. Пастырское служение архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М.: Сибирская Благозвонница, 2020. – 384 с.

Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version