Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Пироги со скрипичными ключами

У нас как-то на концерте был протопресвитер Александр Киселев. После концерта он сказал: «Музыка должна очищать сердце и возвышать ум. И я сегодня все это испытал». Мне кажется, невозможно отрицать облагораживающее действие хорошей музыки на душу. Музыка — это подарок нам от Бога, мы не можем его отвергать. Это одна из самых удивительных и лучших вещей, которые в мире существуют. А все лучшее должно быть в храме и при храме

— Добрый вечер, дорогие братья и сестры. У микрофона протоиерей Аркадий Шатов. Хочу вам представить нашего дорого гостя Марианну Юрьевну Кузнецову. Она окончила музыкальное училище при Московской государственной консерватории по классу скрипки. Затем — институт иностранных языков. По специальности она лингвист-переводчик. В настоящее время работает старшим преподавателем кафедры германистики православного Свято-Тихоновского государственного университета. Мы пригласили ее для того, чтобы она нам рассказала о том, как на приходе, куда она ходит, устраиваются приходские концерты.
Марианна, как сочетаются православный храм и светская музыка? Разве можно ли при храме устраивать какие-то концерты?
— У нас как-то на концерте был протопресвитер Александр Киселев. После концерта он сказал: «Музыка должна очищать сердце и возвышать ум. И я сегодня все это испытал». Мне кажется, невозможно отрицать облагораживающее действие хорошей музыки на душу. Музыка — это подарок нам от Бога, мы не можем его отвергать. Это одна из самых удивительных и лучших вещей, которые в мире существуют. А все лучшее должно быть в храме и при храме.

— Сколько же лет проходят у вас концерты?
— Более пяти лет. Первый концерт у нас был 12 декабря 1999 года.

— А что такой концерт дает приходской общине? Можно послушать музыку в Зале Чайковского, в Консерватории, можно дома — есть специальный канал «Радио Орфей». Нужны ли такие приходские концерты, что они прибавляют в жизни прихода?
— Мне кажется, на них другая атмосфера — семейная, теплая. Некоторые люди не пойдут в Консерваторию, но пойдут послушать, как играют те люди, которые вместе с ними молятся.

— В этих концертах принимают участие сами прихожане или вы приглашаете профессиональных музыкантов?
— У нас очень разные концерты. И «звездные», образцовые концерты, когда приходят блистательные музыканты, заслуженные артисты, лауреаты международных конкурсов. И концерты прихожан – среди них есть профессионалы и любители. И малышовые концерты — с обязательной раздачей конфет после. И концерты отроческие, где играют подросшие дети — часто не хуже, чем взрослые.

— Среди музыкантов, которые к вам приходят, есть люди неверующие? Они не смущаются, что надо идти в храм? Или все они православные христиане?
— У нас бывают и некрещеные, и невоцерковленные. Храм их не смущает. Людям нравится наша атмосфера.

–У вас бывают известные музыканты?
–Бывают. Например, у нас очень часто выступает Антон Тихонович Гринденко. Он играет на виоле дa гамба.

— А что такое виола дa гамба?
— Старинный инструмент, очень красивый, струнный. Потомок лютни. Похож на виолончель…
У нас выступали ансамбль солистов Большого симфонического оркестра, два струнных квартета, духовой квинтет. Были замечательные клавесинисты — скажем, Ольга Мартынова, Алексей Семенов — все лауреаты, заслуженные артисты. Были пианисты Ольга Филатова. Руден Мурадян, Владимир Большин.

— А бывают какие-то концерты, которые могут проходить только в храме?
— Пожалуй, да. У нас был концерт для сестер нашей патронажной службы и для больных. Не ходящих больных привозили на нескольких машинах, в колясочках. Требные сестры привозили пациентов больницы. Концерт был очень трудный. Не длинный, но сердцу было тяжело играть на нем. Я помню ландыши, их мне подарила девочка, которую мама вынесла на руках. Я вечером чувствовала, что какие-то грехи Господь мне точно простит за этот концерт.
Еще наши музыканты на Пасху и на Рождество вместе с патронажной службой ездят по домам и поздравляют больных.

— Аудитория этих концертов — люди просвещенные в музыкальном смысле? Они ходят и на другие какие-то концерты?
— Некоторые, наверное, ходят только к нам. Публика самая разная. Как в храме. Мы очень гордимся, что к нам приходят замечательные батюшки из других храмов. Священники очень заняты, но, тем не менее, находят время к нам прийти. Приходят и наши работники из трапезной, приходят многодетные семьи.

— Знает ваша аудитория, как вести себя на концерте, когда аплодировать, когда нет? Или вы как-то предупреждаете? Я помню, раньше были такие концерты симфонической музыки для детей, на них рассказывали о произведениях и авторах. Их вела Ольга Ивановна Доброхотова. Такое бывает или нет? Вы рассказываете о композиторах?
— Мы сейчас начали цикл концертов, в которых принимает участие музыковед. Она рассказывает о музыке, о произведениях. Конферансье нас предупреждает, что можно аплодировать только после произведения, между частями не желательно.

— Я сам ходил раньше на концерты и очень люблю симфоническую музыку. Но иногда бывало, слушаешь музыку, закрыв глаза, и начинает как-то клонить в сон. Интересно, не бывает так, что на концертах у вас засыпают? Все-таки люди разные бывают, в том числе — совсем простые, которые на концерты не ходят, как вы сказали. Или вам не видно.
— Да, бывает, приходят люди, которые очень устают за свой рабочий день.

— Но я думаю, что музыка во сне тоже хорошо действует на человека, подремать в такой атмосфере тоже хорошо.
— Конечно же. Бывает тихая, колыбельная музыка.

— А молодежь бывает на концертах? Сейчас молодежь в основном любит больше современную музыку.
Очень много бывает молодежи. Наш зал вмещает около ста человек. Обычно полный зал.

— А какую музыку вы сами любите?
— Разную. Хорошую. Очень трудно сравнивать. Назову Баха, Шуберта.

— Может быть, кому-то из наших радиослушателей захочется устроить подобный концерт у себя на приходе. Мы могли бы что-то порекомендовать им, как это можно сделать?
— Мне кажется, вначале нужно найти музыкантов в своем приходе.

— Начать с любительских концертов.
— Да. Очень хорошо реагирует публика, когда играет кто-то свой.

— Я знаю, что у нас в одном приходе начинались эти концерты с детских концертов, самые первые концерты устраивались детьми. А потом уже как-то дети стали расти…
— Да. А потом музыканты такой дружный цех — один приводит другого, второй — третьего. Никогда не было проблем, чтобы найти музыкантов.

— А можно вам такой нескромный задать вопрос: эти музыканты играют за деньги, или бесплатно?
–У нас концерты благотворительные. То есть для публики концерты бесплатные. Некоторые музыканты приходят бесплатно. Для некоторых у нас есть такой тайный благодетель, и мы выплачиваем небольшой гонорар. Но я уверена, что они и бесплатно бы играли…

— А что вы еще делаете, чтобы привлечь исполнителей?
— Мы пытаемся встретить их с любовью. Организовываем для них чай, у нас есть человек, который печет пироги вкусные с лирами, со скрипичными ключами. Их инструменты, по возможности, мы привозим и отвозим.

— А чай до концерта, или после?
— И до, и после, и в антракте.

— Какая-то специальная артистическая у вас есть?
— Превращаем смежное помещение с залом в артистическую, украшаем цветами, скатертью, с какой-нибудь музыкальной тематикой.

— А программки?
— К каждому концерту выпускаете программку — с красивыми цитатами о музыке, подходящими к теме концерта. Скажем, у нас любимая переходящая цитата из наставлений Баха ученикам в школе святого Фомы: «Конечная и последняя цель всей музыки — служение славе Божьей, освежение духом. Там, где это не принимается во внимание, там нет настоящей музыки, а есть дьявольская болтовня и шум». Или из Бертольда Ауэрбаха: «Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе». На концерте французских мадригалов у нас была такая цитата: «Музыка, это вино, наливаемое в кубок тишины».

— А цветы прихожане дарят?
— Цветов всегда очень много, мы сами тоже покупаем. Очень часто после концерта подходят зрители, дают денежку и говорят: вот, на следующий концерт, на цветы.

— Мне кажется, если вы с такой любовью встречаете музыкантов, у вас особых проблем с исполнителями нет?
— Нет, у нас проблема: не хватает воскресений для концертов.

— А вы проводите только по воскресным дням?
— В основном да. Если нет свадеб, то по воскресеньям.

— А если человеку скучно слушать классическую музыку, как ему помочь? Как развить вкус — у детей, у молодежи? Как их привлечь к тому, чтобы они все-таки слушали ту музыку, которая действует благотворно на душу. Как помочь людям это понять, почувствовать музыкальную культуру?
— Есть такое избитое высказывание: чтобы понять классическую музыку, ее надо часто слушать. Мне это кажется правильно. Но, чтобы заставить человека прийти на концерт, мы как раз пытаемся придать концертам интересную форму, потом она должна быть разнообразной, яркой. Опять же хорошо предварять рассказом. Рассчитывать на разных зрителей: кому-то будет интересно лирическое произведение, кому-то – веселое. Нужно сочетать разные инструменты, разных исполнителей, разные составы.

— А буфет у вас есть?
— Мы раздаем конфеты после концерта.

— Есть какой-то тайный благотворитель?
— Да. И сейчас мы пытаемся организовать чаепитие для зрителей тоже.

— Но никаких обсуждений, бесед не предполагается?
— Обычно очень много вопросов к музыкантам после концерта. Они очень долго не могут уйти.

Вопрос радиослушательницы: — Марианна Юрьевна, при устройстве этих концертов как-то учитывают пожелания прихожан? Могут ли к вам подойти прихожане храма и попросить устроить какой-то определенный концерт?
— Скажем, нас просили побольше скрипок, и недавно у нас был скрипичный вечер. Или у нас есть такой цикл «Музыка и история». Наш храм был основан Голицыными, и недавно мы провели вечер, посвященный князьям Голицыным, рассказу об их покровительстве музыкантам, об их благотворительной деятельности.

— Это вечер был не только музыкальный?
— Музыкально-исторический. С показом слайдов.

— На такие вечера больше приходит народа? Они может быть интереснее?
— Пожалуй, больше. Кто-то приходит на лекции, кто-то на музыку, а на этих вечерах получают обычно и то, и другое.

Вопрос радиослушательницы: — Марианна Юрьевна, во время постов ваши приходские концерты прекращаются?
— Великим Постом концерты мы не проводим. Но наш батюшка благословляет нас ходить в Консерваторию. А, например, Рождественские концерты у нас проводятся.

прот. Аркадий Шатов:— Я думаю, что можно Великим Постом устраивать, скажем, концерты духовной музыки. Например, приглашать хоры, которые бы исполняли духовные песнопения. Или устраивать лекции на церковно-исторические темы. В то же время говорить о вещах значимых и интересных. К сожалению, сейчас люди не могут все 40 дней провести только в молитве. Мы живем в миру, и вокруг нас много очень соблазнов. Мне кажется, такие концерты позволяют людям не искать утешения в развлечениях, у телевизора, не идти в театры, где всякие сомнительные зрелища бывают, а провести время, отдохнуть в кругу единомышленников, среди людей одной с тобой веры. Я думаю, может быть, и постом – конечно, не в какие-то особо важные недели поста, а в обычные воскресенья — устраивать такие концерты было бы можно.

Вопрос радиослушательницы: — Батюшка, не могли бы рассказать, как можно на приходе организовать приходскую жизнь? У нас, к сожалению, в храме нет приходской жизни. Что нужно сделать?

прот. Аркадий Шатов:— Как вас зовут?
— Светлана.

прот. Аркадий Шатов:— Светочка, я думаю, что вам нужно начать самой с чего-то малого. Если бы вы были настоятелем прихода, священником, тогда конечно вы могли бы сделать это каким-то радикальным образом. Но вы не настоятель, вам нужно делать что-то свое. Можно подумать, что вы можете сделать для тех людей, которые вас окружают. Помочь убираться в храме, или может быть мыть посуду, или может быть организовать приходские концерты, или участвовать в работе воскресной школы, или организовать патронажную службу. Начните с того, что вы сами знаете: например, если кто-то болен, вместе с другими прихожанами, которые вам известны, навещайте этого человека, помогайте ему. С этого можно начать, и вокруг этого дела, может быть, потом появятся новые люди, воодушевленные вашим примером, начнете еще чем-то заниматься. Можно пригласить прихожан к себе домой, чтобы с ними лучше познакомиться. Можно попросить батюшку, чтобы он проводил у вас беседы, чтобы вы читали вместе Евангелие, скажем. Чтобы он объяснял вам смысл Евангелия. Или проводил беседы, в которых объясняется смысл Богослужения. Все зависит от того, что можете сделать вы. И если вы это начнете, то это, может, будет как маленький снежный комочек, который бросают с горы, а внизу — лавина добрых и хороших дел…
У нас было много звонков, Марианну Юрьевну спрашивали: а что же, неужели концерты проводятся прямо в помещении храма?
— Конечно же не в храме. Помещение рядом с храмом.

прот. Аркадий Шатов:— Рядом с храмом. Конечно, я думаю, что в храме православном все-таки неудобно проводить концерты симфонической музыки.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?