Православный портал о благотворительности

Пиар и доноры

«Не хватает общей информационной базы», – автор проекта DonorSearch Руслан Шекуров о развитии донорства в России

Руслан Шекуров
Социальный проект DonorSearch.org – созданный молодым казанским ученым Русланом Шекуровым сервис по вовлечению граждан в регулярное безвозмездное донорство крови – получил в этом году Гран-при премии «Серебряный лучник» (одна и основных наград в сфере PR).

Проекту уже почти семь лет, и за это время на его площадке собралось уже около 60 тысяч доноров.

Проект был также признан лучшим в номинации «digital коммуникаций». В итоге DonorSearch получил поддержку таких крупных организаций, как Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз журналистов и Российская Ассоциация по связям с общественностью – учредителей премии.

«Как только мне исполнилось 18, я впервые сдал кровь», – говорит Руслан Шекуров. Парень сразу понял, что система не выстроена. Доноры не понимают, для кого сдают кровь, а те, кто срочно нуждается в переливании крови, порой не могут найти донора. У тех, кто потенциально мог бы стать постоянным донором, нет для этого никакой мотивации, многие вообще не понимают, для чего это нужно, пока сами не столкнутся с бедой. Руслан решил? Надо что-то с этим делать.

Уже почти 7 лет кандидат химических наук из Казани развивает интеренте-проект поиска доноров DonorSearch.

50 тысяч человек с кровью

Фото с сайта myfamilydoctor.ru

Систему поддержки доноров и тех, кто их ищет, Руслан начал разрабатывать еще в 2010 году – фактически «на коленке», собирая волонтеров в соцсетях. Когда в базе набралось 2 тысячи доноров, Руслан с единомышленниками создали приложение для поиска доноров во «ВКонтакте». Потом появился отдельный портал.

В 2014 году, когда «Милосердие» рассказывало об идее Шекурова, в проекте было задействовано 20 тысяч доноров – тех, кто сдает кровь постоянно и тех, кто готов это делать. С тех пор ресурс существенно расширился.

«Сейчас в базе у нас уже более 50 тысяч человек, – рассказывает Руслан. – Основные страны, с кем мы работаем, – это Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргигзия. Костяк наших волонтеров – которые помогают привлекать доноров – около 100 человек. Причем если до этого у нас были в основном онлайн-волонтеры, то сейчас мы понимаем, что нужно постепенно выходить и в офлайн. И мы это делаем!».

Вовлечение в кровосдачу: как это работает

Фото с сайта edition.cnn.com

Принцип работы портала несложен. Пользователь регистрируется в качестве потенциального или действующего донора, ведет учет кровосдач, планирует будущие, а система – некий дневник донора – напоминает об этом. Система мотивации выстроена так, чтобы воздействовать на пользователя всесторонне – есть и элементы геймификации, когда у пользователя есть разные уровни донора и достижения, также есть бонусная система лояльности – когда бизнес вовлекается в поддержку доноров, предоставляя особые предложения для доноров на свои товары и услуги. Весь проект работает как мотивационный сервис для вовлечения пользователя на первую или очередную кровосдачу.

В тоже время те, кому нужна кровь и вынуждены искать доноров для себя или родственников, могут создать на сайте заявку – карту реципиента. В ней указывается требуемая группа крови, город, сроки. «Информацию мы немедленно отправляем в нашу smart-рассылку – ее получает те пользователи, которых система планирует смотивировать на кровосдачу.

В итоге решаются 2 задачи – наполнение заявки откликами от пользователей проекта, и становление на путь донора новых ребят. В ближайшим будущем планируем, чтобы модифицированные заявки на привлечение доноров могли оставлять и Станции переливания крови, благотворительные фонды для своих подопечных», – поясняет Руслан Шекуров.

Но основной упор делается на формирование базы действующих и регулярных доноров, чтобы со временем прийти к такой модели, что поиск доноров станет невостребованным: каждый день система будет приводить целевых лидов (потенциальных доноров) к дверям центров крови страны присутствия.

Сила местного сообщества: как распространять опыт в регионах

Фото с сайта astrobl.ru

К примеру, рассказывает Руслан Шекуров, довольно мощная работа была проведена волонтером в Благовещенске – молодой человек, Павел Логунов, проводил там много донорских акций, разные праздники, Дни Нептуна и так далее, и это всего в 20 лет! Такой подход позволяет привлекать много доноров.

Или вот, скажем, в Краснодаре 27-летний волонтер Валерий Токарев, поддерживающий проект, добился от местных блогеров публикаций о портале, а еще ролик о DonorSearch начали крутить в городе на рекламных табло. Теперь Валерий координирует развитие офлайн-волонтерства, а также популяризацию проекта в регионах через общение с бизнесом, СМИ.

Вклад каждого волонтера-единомышленника проекта в виде новых пользователей сайта будет работать долгие годы. Каждый вовлеченный в донорство новый человек будет регулярно сдавать кровь, спасать тем самым новые жизни, вне зависимости от продолжительности деятельности в проекте конкретного волонтера, который запустил информационную волну.

Делай раз, делай два

Фото с сайта donorsearch.org

«Ежемесячно в России проводятся самые разные донорские мероприятия силами НКО или инициативными группами, но эти мероприятия обычно внутрисекторные, и опыт их проведения и мотивации доноров сохраняется только внутри организации. При этом часто эти организации имеют определенный цикл жизни – допустим, или лидер уходит на другую работу, не вырастив себе компетентную замену, или сама организация или ее акции затухают. И огромный опыт и потенциал теряется.

В проекте стоит задача создать механизм, в котором будет максимально прописан каждый вариант кейса – от уроков о донорстве до велопробегов, музеев донорства и так далее. – воодушевлен Руслан Шекуров. – Мысль в том, чтобы это был готовый «пакет». Мы хотим собирать плюсы и минусы каждого мероприятия, анализировать ошибки и в итоге сделать кейсы идеальных решений. Если человек хочет что-то организовать в своем регионе, он взял готовый рецепт проведения донорской акции, адаптировал под себя и команду и сделал».

Сколько сотен литров надо? или какая информация мотивирует

Фото с сайта dailymail.co.uk

Каждый месяц на портал DonorSearch приходит больше 1,5 тысяч новых доноров. Ежемесячно свои кровосдачи отмечают также более тысячи пользователей. Если говорить о разделе Поиск доноров, то на сайте более 6 тысяч заявок к 2017 году – в неделю таких запросов появляется до 50.

Насколько люди готовы сегодня быть донорами? «Наша главная задача – понять, что движет человеком, который решает сдать кровь. Сейчас мы будем проводить масштабное социологическое исследование, – говорит Шекуров. – Мой опыт говорит следующее – новая молодежь хочет понимать, что происходит. Для чего и как используется кровь. Но в России очень мало открытых данных.

Когда просят кровь под конкретного человека – это для них понятно. Это мотивирует: «Я вижу конкретную проблему». А когда человек просто сдает регулярно кровь или плазму, он не ощущает самой проблемы, он не знает, сколько крови будет реализовано в больницах и так далее.

Если бы были открытыми данными, где было бы написано, скажем, что в Казани прошло за месяц 1000 операций и было затрачено, допустим, 500 литров крови и 800 литров плазмы – а заготовлено было меньше, я бы понял: да, вот она, проблема! И мы могли бы размещать такие данные – но их просто нет в открытом доступе. А именно такое знание мотивирует.

Люди должны сдавать кровь не для того, чтобы стать почетным донором, а чтобы в обществе не было дефицита крови.

Пока же доноры думают – непонятно, нужна ли реально моя кровь или она выбрасывается? И отсюда – колеблющиеся».

Есть проблема и в отсутствии общей информационной базы. Скажем, рассказывает Руслан Шекуров, фонды постоянно ратуют за сдачу крови, становиться донорами, и одновременно где-то появляются данные, что банки крови уже переполнены и доноров не принимают. Нет обмена данными. А обычного гражданина все это пугает. Если раз отказать в приеме, из-за переполненности, то в следующий раз он уже может не прийти, даже когда уже снова дефицит запасов. И это еще одна причина, почему нужен портал, объединяющий всех участников донорских процессов – и он уже есть, организациям можно просто активнее использовать ресурс DonorSearch.

Свежая кровь от бизнеса

Фото с сайта yadonor.ru

В апреле выйдет новая версия сайта. «Он будет очень простым, проще даже чем сейчас, и в этом будет его сила. Задача – стать платформой для всех участников донорского сегмента, – поясняет Руслан Шекуров. – Сейчас мы b2c, – сервис для широкой аудитории, для пользователей, а хотим уйти еще и в b2b и b2g, задействовав профессиональную аудиторию, но это в следующих итерациях, и многое зависит от наличия достаточного бюджета, а это отдельная проблема проекта и моя важная задача, как руководителя».

Сейчас, замечает Руслан, НКО, к примеру, могут проводить уроки донорства в школах, о чем потом отчитываются перед грантодателями или спонсорами. Но на этом все заканчивается, неясно, каков эффект, долгорочный выхлоп таких мероприятий. «А если будет работать общая всероссийская платформа, люди, желающие стать донором, будут регистрироваться, и мы будем понимать, откуда они пришли – может быть, это тот самый 16-летний школьник, которого заинтересовал такой урок о донорстве в его классе, или это взрослый человек, которого смотивировал стать донором проведенный каким-то фондом праздник. Таким образом, мы сможем еще и собирать аналитику эффективности подобных мероприятий. А еще отслеживать, кто стал регулярным донором, кто нет. То есть сегодня наша цель – еще и создать инфраструктуру, где каждый участник донорского движения будет повышать свою эффективность».

Создатель DonorSearch верит, что НКО сами придут в проект, когда будет нащупана модель, ценная для этих НКО. «Да, есть организации, которые пока относятся к нам скептически. Приходишь в такие устойчивые организации, занимающиеся сбором крови, или в Центр крови, – те отвечают, что у них и так все хорошо, развиваться они не хотят. Но у нас уже много единомышленников. Недавно нас поддержал Фонд Владимира Смирнова, который серьезно относится к вопросам донорства. Наш новый сайт – это результат их инвестиций и нашего опыта. Не могу не отметить также вклад и бизнеса в развитие проекта – компания Selectel предоставила бесплатный хостинг для проекта, а СМС-центр smsc.ru – бесплатные услуги для верификации номеров телефоном наших пользователей».

Сейчас проект стал по сути социальным предпринимательством. Ведь действительно нужны и финансовые вливания в то, чтобы вовлекать людей в постоянное донорство на долгосрочной основе, нужна эффективная модель хотя бы на уровне самообеспечения.  «Долгосрочная цель как раз перейти из некоммерческого проекта в самоокупаемый, но, безусловно, социально значимый бизнес, у которого будут гораздо более масштабные вызовы – управление потоками миллионов доноров, вовлечение, удержание, мотивация, – говорит Руслан Шекуров. – Работа с центрами крови в странах присутствия и усиление бренда DonorSearch – такие сложные задачи вдохновляют. И здорово, что у понятного и доброго проекта находятся единомышленники, как среди волонтеров широкого профиля, так и профессионалов узкой тематики, так и обеспеченных, но не беспечных людей, чей вклад финансовый и ресурсный позволяет проекту развиваться и достигать успехов. Это я называю – вместе делаем одно хорошее дело!».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version