Пианист, композитор и концертмейстер МГК им. Чайковского Дмитрий Коростелев, в течение нескольких лет был волонтером, а затем и медбратом московской больницы святителя Алексия. Сейчас он регулярно радует своим исполнительским искусством гостей благотворительных концертов в пользу православной службы помощи «Милосердие». Мы поговорили с Дмитрием о музыке, благотворительности и его опыте работы в больнице.
Центральная клиническая больница имени святителя Алексия; Москва, Ленинский проспект. /www.medpatriarh.ru/
– Дмитрий, вы сложившийся музыкант и не планировали связывать свою жизнь с медициной. Как вышло, что пять лет назад вы начали работать в больнице?
– Все произошло неожиданно. Я случайно увидел на доске объявлений одного из московских храмов плакат службы «Милосердие», нашел ее сайт и позвонил по одному из указанных номеров. Вначале стал волонтером, ни о чем более серьезном не думал.
– Представляли, что надо будет делать?
– Нет, совершенно не представлял. В больницу святителя Алексия в патронажную службу попал только потому, что, как мне показалось, смог бы выполнять требовавшуюся там работу. Больница оказалась совершенно удивительной. Придя туда, я понял, что попал в то место, которое долго искал. Меня пленила атмосфера. Она очень «подкупающе» действует на человека, впервые пришедшего из мира в подобное место и лишь начинающего свою жизнь в Церкви. Забота и любовь – вот те качества сестер милосердия, которые сразу бросаются в глаза.
Сестры воспринимают больного как человека, целостную личность. Для них он не только пациент, по отношению к которому надо выполнить определенные манипуляции, хотя и это тоже важно. Сестры исполняют заповедь Христа полагать душу свою за други своя. Многие из них нередко остаются на работе сверх положенного времени, и не уходят, пока не сделают максимум из возможного. При таком отношении то, чем они занимаются, не всегда можно назвать работой. Это их образ жизни.
Дмитрий Коростелев
Однако за время работы в больнице я не раз слышал от сестер, что больше помощи получают все-таки не больные, а те, кто за ними ухаживает: помогающему помогает Бог. Помогающий оказывает физическую помощь, а сам получает духовную поддержку свыше.
К тому же пациент – это тот, кто попал в исключительные обстоятельства, благодаря которым он нередко открывается окружающим с неожиданной и глубокой стороны, вне повседневной суеты.
Помню, как меня поразила одна встреча. К нам поступил новый пациент. Ухаживая за ним, я не мог избавиться от ощущения, что его лицо мне знакомо. Посмотрев в карту, я понял, что это знаменитый звукорежиссер, первоклассный специалист. Он работал со многими очень известными музыкантами. Мне также, в составе ансамбля, посчастливилось однажды работать с ним. Он записывал в нашем исполнении одно выдающееся произведение молодого композитора, нашего современника. Так вот, в больнице я узнал, что он глубоко верующий человек. Вскоре после этого он отошел ко Господу.
– Он отличался от других больных?
– Для меня, конечно. Но я видел там немало и других интересных и мужественных людей. Несмотря на тяжелейшее состояние, они переносили болезнь спокойно, стойко и порой даже с радостью. В больницу ведь попадают с тяжелыми заболеваниями и в молодом возрасте. Есть те, которые не ропщут и мужественно переносят случившуюся с ними беду.
– Что вам дал опыт работы в больнице?
– Прежде всего, это колоссальный опыт общения. Работа укрепила меня в убеждении, что православие – это жизнь. Теоретические познания о нашей вере, которые мы можем получить из книг, непосредственнейшим образом связаны с практикой. В больнице это понимаешь особенно ясно.
– Но работа в больнице очень трудна морально и физически?
– Конечно. Как раз поэтому здесь учишься жить не для себя, а для других. Ведь что получается? В больнице ты ежедневно занимаешься одними и теми же делами, связанными с человеческой физиологией. Внешне все однообразно. Но внутри идет интенсивная духовная работа. Пришедшие в больницу люди либо меняются, либо вскоре уходят.
Я наблюдал такие изменения не раз. Они происходят исподволь, неуловимо, но с другой стороны чрезвычайно осязаемо. Сложно это объяснить словами. Владыка Пантелеимон как-то сказал, что многим в подростковом возрасте нужен некий экстрим, и предложил в этой связи направлять молодежь на социальное служение. Это очень точно. В больнице был ежедневный духовный экстрим и постоянное напоминание о смерти.
– В итоге вы все же посвятили себя музыке. Ушли из больницы, но в благотворительности остались…
– Пришлось уйти по некоторым личным обстоятельствам. Однако считаю, что время, проведенное в больнице – из лучшего, что было в жизни. До сих пор по мере возможности стараюсь участвовать в благотворительных концертах, организованных службой «Милосердие».
Знаете, многие прекрасные музыканты готовы ждать своей очереди, чтобы сыграть на благотворительных концертах. Людей привлекает возможность помогать. Человеческая душа ищет быть причастной к делам милосердия, потому что так она обретает неповторимый опыт общения с людьми и связь с Богом. Я это почувствовал на первом же благотворительном концерте в Голицынском кабинете, в котором мне довелось участвовать в 2009 году. К тому же, благотворительные концерты службы помощи «Милосердие» всегда имеют и миссионерский оттенок.
– Что вы имеете в виду?
– Хорошо, когда искусство в сознании людей непосредственно связано с Церковью. Это глубоко верно потому, что западноевропейская музыкальная традиция, к которой мы принадлежим, неразрывно связана с Церковью, можно сказать, что она родилась в Церкви. И когда современный человек восстанавливает для себя утраченную в XX веке связь искусства с верой, он наполняет смыслом еще одну область жизни, прежде обессмысленную суетой и злобой окружающего мира.
Эти концерты зовут людей в храм и в прямом смысле, потому что Голицынский кабинет, в котором они проходят, располагается в непосредственном соседстве с храмом святого благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице. Также эти концерты показывают, что Церковь заинтересована в поддержке настоящего искусства – академической музыки. Церковь и искусство занимаются одним делом.
/goneisppspa.blogspot.com/
– Есть мнение, что такие концерты можно считать не только просветительскими, но отчасти и музыкальной терапией, потому что классическая музыка благотворно влияет на людей.
– Это отчасти верно. Но главное состоит в том, что творчество – это потребность души, заложенная в человека Богом. Больше ни у кого из живых тварей нет такой способности и возможности, только у нас. Музыка – одно из самых абстрактных искусств, с ее помощью можно выразить то, что не подвластно словам. Музыка способна передавать неуловимые движения души, ее божественное начало. Она способна передать ощущение присутствия Бога в мире, радость и славословие Творцу, молитвенный настрой души. Ярчайшие тому примеры – творчество Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Рахманинова, Мясковского, Бориса Чайковского, Свиридова и многих других композиторов разных времен и национальностей. Многие из них были глубоко верующими людьми и этого не скрывали. Их музыка – музыка нравственная, она имеет этическое измерение, без которого ее значение сводится лишь к историческому артефакту. Практика доказывает – музыка этих композиторов имеет духовный смысл, и только эта ее красота и высота, вдохновляющая человека на дальнейшее совершенствование и борьбу со злом в себе и непосредственно связанная с христианством, и составляет основную, непреходящую ценность музыки.