Православный портал о благотворительности

«Петиция о горшках»: больничные мелочи мучают не меньше, чем боль

Такая мелочь, как отсутствие крышки на подкладном судне, задевает чувство собственного достоинства пациента. А если при этом человек страдает от боли и лежит в больнице многие недели?

Фото: onepamop.livejournal.com

На портале Change.org была опубликована петиция, автор которой Елена Крылова критикует оборудование российских больниц.

Она жалуется на отсутствие в палатах ширм или шторок (для создания личного пространства), розеток и кнопок экстренного вызова возле кроватей пациентов, находящихся в тяжелом состоянии. Кроме того, она пишет, что судна для лежачих больных должны быть снабжены крышками во избежание неприятного запаха в помещениях. Итого четыре пункта.

Петиция адресована министру здравоохранения Веронике Скворцовой и премьер-министру Дмитрию Медведеву. На данный момент ее подписали почти 65 тысяч человек. Среди них – жители Архангельска, Брянска, Владимира, Вологды, Екатеринбурга, Красноярска, Москвы, Перми, Рязани, Тюмени и других городов России.

Елена Крылова попала в аварию 12 октября 2016 года в Таиланде, после чего восемь месяцев была прикована к кровати. «Сейчас хожу с костылями, до кухни могу дойти, до туалета. Я уже не лежачий человек», – рассказала она «Милосердию.ru».

Список самых необходимых для тяжелобольных пациентов вещей Елена составила, побывав в трех больницах: в государственной больнице в Таиланде, в Городской клинической больнице № 81 имени В.В. Вересаева (Москва) и в ЦИТО (Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова, Москва), в отделении № 5.

Худшей в этом небольшом «рейтинге» оказалась ГКБ № 81. В таиландской больнице из четырех перечисленных вещей не хватало только крышки на судне. В ГКБ № 81 была только розетка.

В ЦИТО не было ширмы, тем не менее, лишь побывав в этом учреждении Елена поняла, что медицинскому персоналу вполне по силам заботиться о комфорте лежачих пациентов, и все средства для этого давно изобретены. «Это прекрасное место, которое стало для меня примером. Эта больница продумана до мелочей», – рассказывает она.

«Мы кричали, но никто так и не пришел»

Кнопка вызова медсестры. Фото с сайта moe-online.ru

Первая просьба в петиции – снабдить крышками судна для тяжелобольных пациентов. «Если палата состоит полностью из лежачих больных и в ней пять человек – легко представить, что эти «ароматы» могут стоять почти круглосуточно. Санитары, к сожалению, не могут постоянно ухаживать за больными», – написано в тексте обращения.

Что будет, если просто попросить медсестру закрыть судно крышкой? «Не спрашивала, – говорит Елена. – Потому что ты не знаешь, что должна быть крышка. Мы газетками закрывали». О том, что судна с крышками существуют, и санитарка может их быстро выносить из палаты, Елена узнала только в ЦИТО. Обычно пациентам, которые впервые попадают в больницы, такие вещи неизвестны.

Вторая просьба – установить кнопки вызова медсестры возле каждой кровати. Особенно они необходимы лежачим больным, без такого устройства человек даже не сможет позвать на помощь, если его состояние резко ухудшится. Кроме того, и в больницах порой возникают экстренные ситуации.

«Ночью раздался сигнал пожарной тревоги, – рассказывает Елена. – Мы лежим, нас пять человек, все лежачие. Мы кричали, кричали, но к нам никто не зашел в палату. Одна женщина, которая хоть как-то могла ходить, с трудом дошла до двери. Посмотрела – в коридор никто не выбегает, все тихо. Бабушки, которые со мной лежали, решили: ладно, как будет, так и будет, значит, суждено. А я думала: если и правда пожар, то хоть бы в окошко выпрыгнуть. Но сама даже встать не могла».

Впоследствии выяснилось, что в больнице действительно произошло возгорание: один из пациентов каким-то образом поджог бинты на своей ноге. Пожарная сигнализация, как ей и положено, сработала из-за дыма. «Если бы в палате была кнопка вызова медсестры, мы бы ее нажали, и медсестра увидела бы, что мы беспокоимся. Может быть, она зашла бы к нам и сказала, что все в порядке», – говорит Елена.

«Это очень унизительно»

Фото: Оксана Романова

Третья просьба – установить розетки возле каждой кровати. Когда их нет, пациент не может зарядить телефон и остается без связи с родственниками. Планшеты, ноутбуки и даже телевизоры нуждаются в электропитании. А ведь все эти приборы помогают тяжелобольным людям хоть как-то отвлекаться от своих страданий.

Четвертая – шторки возле кроватей лежачих пациентов. «Это создает иллюзию личного пространства, где можно спокойно сходить в туалет в судно, не боясь встретиться взглядом с соседом напротив. Ведь это очень унизительно и доставляет невероятный дискомфорт», – пишет Елена Крылова.

Задумавшись над мелочами, которые задевают чувство собственного достоинства пациентов, Елена расспросила своих соседей по палате в ЦИТО, как устроен быт в других больницах. Выяснилось, что четырех необходимых вещей, перечисленных в петиции, не было нигде. По крайней мере, их не было в тех больницах, где побывали знакомые Елены. Это несколько медицинских учреждений в Тульской области и в Подмосковье.

Тогда Елена и решила написать петицию. «Всегда помню, что моя кровать в больнице никогда не бывает пустой. Там всегда кто-то лежит», – говорит она.

На самом деле в ее обращении речь идет не о «горшках», а о самоуважении. И об уважении к пациентам.

«По большому счету, нужно менять санитарные нормы, многие из которых существуют еще с советских времен. Эта система очень инертна. Минздраву переписать нормы не сложно, но это повлечет расходы, а деньги есть не у всех больниц», – так прокомментировал петицию для газеты Metro президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. По его словам, во многих больницах главврачи сами понимают потребности лежачих пациентов и там все, о чем просят граждане, подписавшие петицию, уже существует.

Что рассказали в Департаменте здравоохранения

Фото: Оксана Романова

Мы обратились в Департамент здравоохранения города Москвы и в Городскую клиническую больницу № 81 с просьбой прокомментировать жалобы Елены Крыловой.

Ответ пришел один – из Департамента здравоохранения:

«По информации, полученной от администрации ГБУЗ «ГКБ им. В.В. Вересаева» отвечаем на Ваши вопросы:

  1. Все судна для лежачих больных пластиковые и только с крышками.
  2. Кнопка экстренного вызова, электрическая розетка и индивидуальная лампа освещения располагаются рядом с каждой кроватью и есть во всех отделениях больницы.
  3. Для создания комфортных условий пребывания лежачим пациентам в каждом отделении имеются передвижные ширмы».

Что пишут бывшие пациенты из разных городов

Фото: Оксана Романова

Хочется верить, что с тех пор, как Елена проходила лечение в ГКБ № 81, там действительно успели снабдить все палаты для лежачих больных и новыми суднами с крышками, и ширмами, и даже розетками и кнопками.

Но комментарии под петицией говорят о том, что далеко не во всех российских больницах эти вопросы решены. Вот некоторые из записей:

«Мой постельный режим после операций был коротким, но хватило на всю оставшуюся жизнь. Подписываюсь под каждым из перечисленных пунктов».

«Да, я все это наблюдала не один раз».

«Лежала в реанимации два раза и знаю, что это все действительно нужно».

«Я подписываюсь, потому что моих друзей сбила машина, и я знаю, что все вышеперечисленное (особенно крышки для судна и шторка для пациента, отделяющая от остальных) действительно смогло бы хоть как-то сгладить пребывание и без того морально и физически подавленного лежачего пациента».

Фото: Оксана Романова

«Полностью поддерживаю – мама была в такой палате».

«Знаю из личного опыта все, о чем пишет автор петиции»

«Был в такой ситуации. Все правильно».

«Со всем вышесказанным столкнулась лично. Недолго, всего полторы недели беспомощного лежания. Теперь это самый большой страх».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version