Вчера, 17 сентября, рейтинговое агентство «Репутация» представило общественности первый рейтинг корпоративной социальной ответственности среди российских компаний. Рейтинг был присвоен девяти компаниям: «Ингосстрах», «Новард», «Трансаэро», «Пивоваренная компания «Балтика»», МТС, «Ростелеком», «РусГидро», «ОТП Банк» и «Tekta Group».
«Любой бизнес должен быть социально ответственным, – заявил Николай Николаев, генеральный директор «Репутации». – социальная ответственность — это имидж организации, это показатель того, насколько она повернута лицом к обществу, это вообще показатель взаимодействия организации с социумом. И не только с социумом, но и с государством, потому что фактор социальной ответственности учитывается, к примеру, при тендерах. Ну и сам потребитель становится гораздо более взыскательным и обращает внимание не только на ценовые показатели, но и на репутацию компании в целом, на ее политику в различных областях».
Эксперты «Репутации» оценивали российские компании по пяти главным показателям: экономическая результативность и организационное управление, взаимодействие с потребителем, трудовые отношения и права персонала, взаимодействие с обществом, экология и охрана окружающей среды. Как объяснил Николаев, оценивалась также и общая деятельность компании, то есть то, что она сама по себе делает, производит табак и ГМО, или же развивает сельское хозяйство, социальное предпринимательство и строит жилье. Эти параметры являются или факторами поддержки (то есть положительно влияют на оценку) или стресс-факторами (наоборот). Также учитывалось положение компаний на информационном рынке, проводился мониторинг СМИ на предмет скандалов, связанных с компанией, или наоборот, положительных отзывов.
Ну и, в конце концов, все эти показатели сравнивались со структурой потребностей общества. «Социоориентированность и клиентоориентированность компании — это разные вещи, – объяснил Николаев. – Компания изучает потребности клиента и старается их удовлетворить. Но, во-первых, потребности могут быть разные, а во-вторых, идя по этому пути, компании зачастую удешевляют товар за счет качества». В общей сложности, по словам генерального директора «Репутации», параметров было около 180.
Зачем это нужно? Во-первых, компании, получающие рейтинговую оценку, демонстрируют свою социоориентированность и готовность к диалогу с обществом. Это важно и для потребителя, и для государства, и для репутации компании. Во-вторых, предоставляя документы в рейтинговое агентство, а это огромное количество документов (трудовые затраты), компания показывает свою заинтересованность в получении оценки. Ну и в-третьих, оценка социальной ответственности российских компаний — это показатель интеграции России и ее бизнеса в мировое пространство.
«Осознанно социально ответственных компаний, понимающих важность социальной ответственности и системно двигающихся в этом направлении, – в России немного», – сказал Николаев.
Шкала оценки социальной ответственности, как и принято во всем мире, делится на три зоны: A, B и С. Высших оценки три — ААА, АА и А. Их получили девять российских компаний: «Ингосстрах», «Новард», «Трансаэро», «Пивоваренная компания «Балтика»», МТС, «Ростелеком», «РусГидро», «ОТП Банк» и «Tekta Group». Их представителям вручили сертификаты.
«Репутация» – это первое в России независимое рейтинговое агентство, которое специализируется на оценке корпоративной социальной ответственности и иных нефинансовых показателей бизнеса. До 2011 года агентство исследовало деятельность бизнеса в сфере экологии, промышленной безопасности и нематериальных активов.