Первый раз в православный класс

В православной школе ученик вынужден соблюдать определенные правила, обычно это молитва перед началом учебного дня или урока. В некоторых школах детей обязательно приглашают на общие службы, они исповедуются у духовника школы. Учителя говорят: «Нельзя смотреть телевизор, нельзя жевать жвачку, нельзя призывать детей к нарушению поста». И невоцерковленный ребенок, не выдержав этих требований, разозлится и будет считать, что Церковь лишает его свободы, мешает ему жить

Как выбрать школу для ребенка? В каком возрасте ему лучше пойти в первый класс? Обязательно ли отдавать воцерковленного ребенка в православную школу? Случается, что родители, равнодушные к вере в Бога, приводят детей в школы при храмах «на всякий случай». Принесет ли это пользу детям? Как учитель может помочь родителям в воспитании их чад? Темы, связанные с вопросами семьи и школы, протоиерей Аркадий Шатов обсуждает с радиослушателями и с учительницей начальных классов Свято-Димитриевской школы Ольгой Львовной Хармач.

Справка
Ольга Львовна Хармач окончила Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, работала в отделении реанимации. Затем закончила филологическое отделение педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета по специальности «Педагогика и методики начального образования». С 2003 года преподает в начальных классах Свято-Димитриевской школы.

– Ольга Львовна, сначала вы окончили училище сестер милосердия, а потом поступили в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, как он тогда назывался. А почему вы пошли в училище, вместо того, чтобы сразу поступать в институт и не терять три года?
– За эти три года в училище я приобрела намного больше, чем за всю свою предыдущую жизнь. Во-первых, там была настоящая церковная жизнь. Во-вторых, я получила медицинские знания, которые мне нужны сейчас при работе с детьми. Если бы я не училась там, то я бы не поступила и в Богословский институт.
Мне кажется, как православная христианка я сформировалась именно в тот период. Я поняла, что такое церковная жизнь, насколько она радостна. Получение медицинских знаний было очень тесно переплетено с разными поездками, мы снимали какие-то фильмы… В училище у меня появились друзья. Недавно я стала крестной у дочки моей лучшей подруги, с которой мы познакомились там же.

Детский сад или школа?

Радиослушательница: – Моей средней дочери в сентябре исполнится шесть с половиной лет. Как предпочтительнее поступить – отдать ее в первый класс или подождать еще год?
– Ребенка можно отдать в шесть лет и пять месяцев в школу, если он уже готов к этому. Готовность к школе определяет школьный психолог или учитель. Очень часто ребенка отдают в школу потому, что ему надоело сидеть дома, он умеет читать и писать. Но зачастую он еще не готов к школе, он не может подолгу концентрировать внимание. В школе к ребенку предъявляются строгие дисциплинарные требования, которые он просто не в состоянии выполнить в силу того, что он утомляется. Он начинает часто болеть, раздражаться. Таких детей порой приходится забирать из школы и в следующем году опять приводить в первый класс. Это наносит им психологическую травму.
– Я знаю случай, когда одного ребенка в 6 лет отдали в школу, потому что в семье случилась трагедия, и его просто нельзя было оставлять дома. Его учеба проходила не очень удачно. Ребенок не успевал за своими школьными товарищами, и пришлось оставлять его на второй год. Конечно, ничего хорошего в этом не было.

Радиослушательница: – Стоит ли вообще отдавать ребенка в детский сад? Или лучше воспитывать до школы дома?
– Один замечательный батюшка, правда, еще в советские времена говорил, что ребенка отдают в детский сад в двух случаях – если родители умерли или сошли с ума. Но это категорическое мнение не может охватить все жизненные случаи. Например, мама одна воспитывает ребенка. Или ему рекомендован логопедический детский сад…
Современные детские сады немного другие, чем прежние, советские. Там были очень большие группы, а сейчас они маленькие.
Нужно смотреть: какой ребенок, какой детский сад, в чем причина того, что вы хотите ребенка туда отдать. Если это насущно и необходимо, наверное, нужно искать приличный детский сад и смотреть на реакцию ребенка.
Для меня этот вопрос очень больной. Когда меня самого в глубоком детстве отдавали в детский сад, для меня это было страшной травмой. Я не хотел никуда ходить, мне было ужасно тяжело. Но родители работали, бабушек тогда не было с нами, и поэтому пришлось смириться с необходимостью. Я потихонечку привык. Хотя, кажется, на меня это произвело скорее отрицательное действие, чем положительное.

Школа или учитель?

– Родителям детей 6-7 лет приходится выбирать, в какую школу отдать ребенка. Что можно им посоветовать?
– Выбор школы – очень важный и серьезный шаг, он во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. В православной школе атмосфера, как правило, лучше, чем в обычной. Но часто у родителей нет возможности отдать туда ребенка. В этом случае нужно сознательно выбирать другую школу для своего отпрыска.
Если мы отправляем ребенка в первый класс, главное – посмотреть, кто будет его учителем. Если учитель хороший, добропорядочный, толерантно относится к Православию, если родители с ним познакомились, собрали о нем хорошие отзывы, то можно отдавать ребенка в его класс.
Впрочем, познакомиться с учителем нужно и в том случае, когда мы идем в православную школу. К сожалению, и там нет гарантии, что учитель будет высокого уровня или будет серьезно относиться к своим обязанностям.
Родителям нужно познакомиться с правилами школы: что разрешается, что – нет. Я бы советовал им прийти в школу, посмотреть, как ведут себя дети на переменах, что делается вокруг школы. Имеет смысл обратить внимание на старшеклассников, чтобы представить себе, что будет с ребенком дальше. Тогда, посмотрев разные школы, помолившись, спросив благословения духовника, можно решать, куда отдавать ребенка.

Православная школа – достоинства и недостатки


– Ольга Львовна, предполагается, что в православной школе взаимодействие между родителями и учителями лучше, чем в школе обычной. Христиане должны друг друга любить, носить тяготы друг друга, иметь общее мировоззрение… Но это в теории. А как на практике?

– На практике бывает по-разному. Иногда возникают сложности при взаимодействии православных родителей с невоцерковленными. Но я думаю, что подобные проблемы случаются и в светских школах…
– Я бы своих детей, конечно, старался бы всеми силами отдать в православную школу. Мне кажется, что у детей должны быть даже не столько верующие учителя, сколько верующие друзья. Пусть даже эти мальчики такие же, как в обычной школе.
Мальчик не может не драться, девочка не может не шалить. Не могут школьники, как привязанные, сидеть за партой целый урок, ходить по коридору строем. Дети есть дети. Но у православных мальчиков и девочек другое мировоззрение, другое отношение к жизни. У них есть понятие о грехе. Все-таки в православных семьях следят за тем, чтобы ребенок не видел ничего неприличного, плохого, стараются воспитать его в полном, высоком значении этого слова. Конечно, и у людей, далеких от Церкви, бывают правильные представления о воспитании. Но, к сожалению, нечасто.

– Иногда, по установленному правилу, дети должны исповедоваться у духовника школы. Что вы думаете об этом?
– Мне кажется, что это неправильно. Должна быть определенная мера этих правил, может быть, две-три общешкольные службы в год. Но не каждый месяц и не каждую неделю. И заставлять ребенка, у которого есть духовник, исповедоваться у другого священника в школе ни в коем случае нельзя. В этом случае ребенок может начать лицемерить и скрывать на исповеди грехи.

Ребенок неверующих родителей в православной школе

– Есть православные школы, которые принимают только воцерковленных детей, часто – только из семей прихожан того храма, к которому относится школа. Но есть и такие школы, в которые берут детей из любой семьи, даже если в ней есть атеисты. Ведь многие неверующие родители хотят, чтобы ребенок учился в хорошей школе, чтобы он там не испортился.
Получается, что ребенок из невоцерковленной семьи вынужден жить двойной жизнью. То есть, он в школе, например, постится, а дома ест сосиски, потому что в семье пост никто не соблюдает; в школе его учат, как нужно поступать правильно, говорят о нравственности, а дома мораль может быть другой. Родители могут быть замечательными и хорошими, но они могут считать, что не нужно следовать всему, что говорится в школе. Папа смотрит телевизор, сидит за компьютером, и сына зовет заниматься тем же самым. Полезно ли такого ребенка отдавать в православную школу?
– Это очень сложный вопрос. В некоторых местах принимают только детей прихожан, потому что школы маленькие, а детей в приходе много. В отличие от России в целом, у православных верующих рождаемость хорошая, много многодетных семей. Всех детей просто невозможно принять.
Предпочтение отдается детям из верующих семей, потому что скорее один нецерковный ребенок в классе «развоцерковит» всех остальных детей, чем наоборот, они помогут ему войти в Церковь.
В православной школе ученик вынужден соблюдать определенные правила, обычно это молитва перед началом учебного дня или урока. В некоторых школах детей обязательно приглашают на общие службы, они исповедуются у духовника школы. Учителя говорят: «Нельзя смотреть телевизор, нельзя жевать жвачку, нельзя призывать детей к нарушению поста». И невоцерковленный ребенок, не выдержав этих требований, разозлится и будет считать, что Церковь лишает его свободы, мешает ему жить. Этот вопрос очень сложный и нужно его решать индивидуально.
Зло в детской среде действует сильнее, чем добро. Детям, особенно маленьким, бывает очень трудно противостоять злу. Правда, к сожалению, бывает и так, что ребенок воцерковлен, но у него происходит кризис переходного возраста, и он теряет веру. Или его вера ослабевает.

Семья и школа

– Должен ли учитель заниматься воспитанием детей или только преподавать им свой предмет и ждать, что воспитанием займутся родители?
– Учитель начальной школы должен быть обязательно и воспитателем. В дальнейшем, в средней и в старшей школе воспитывать ребенка будет гораздо сложнее. В начальной школе дети очень послушные, доверчивые, и с ними намного легче работать. Конечно, у семьи и школы немного разные задачи. Школа должна, прежде всего, обучать, давать хорошее образование. Но хорошее образование невозможно без хорошего воспитания.
Со своей стороны семья должна помочь школе воспитать в ребенке жажду знаний, умение работать, выполнять домашние задания. Было бы очень хорошо, если бы родители и учителя действовали сообща.

– Вы сказали, что учитель должен помогать воспитывать детей. Но насколько широка эта сфера влияния учителя? Нужно ли все рассказывать родителям об их ребенке? Например, мальчик толкнул девочку, совершенно непонятно зачем, она его не обижала, он просто так это сделал. Учитель его предупредил, сказал, что это плохо. В следующий раз произошло то же самое. Нужно ли решать эту проблему только с ребенком? Некоторые считают, что родителям не нужно ничего сообщать…

– Я думаю, что в идеале надо родителям все рассказывать. Может быть, не на общем собрании, чтобы не все об этом слышали, а побеседовать с ними наедине. Правда, бывают случаи, когда родители не готовы слышать правду о своем ребенке. Если они не хотят участвовать в совместном процессе воспитания ребенка, наверное, говорить не стоит. Некоторые родители своих детей обожествляют, им кажется, что ребенок – это идеал. К сожалению, в той или иной степени к этому склонны все родители. Но в идеале я был бы благодарен учителям, если бы они говорили мне о том, что происходит с ребенком, чего я не вижу. Ведь ребенок в школе иногда ведет себя совсем иначе, чем дома.

Кто виноват и что делать?

– В одном классе недавно была такая ситуация: несколько мальчиков унижали одноклассника, смеялись над ним. И когда учитель вызвал родителей для разговора, те были в шоке: «Как они могли!» У родителей опускаются руки, и они не знают, что им дальше делать. Раз ребенок такое мог, значит, случилось что-то невероятное. Как их ребенок мог так поступить по отношению к другому ученику?
– К сожалению или к счастью, дети – еще не сформировавшиеся люди. У нас была одна женщина в деревне, баба Шура, она очень любила одну мою дочку, все время ее привечала. Когда мы спросили ее, почему, она ответила: «Ну, как же? Ведь жалко»…
Жалко детей потому, что они открыты ко всему – к хорошему и к плохому. Вспомните свое детство. Я думаю, с каждым из нас случались какие-то нехорошие вещи. Кто-то, может быть, воровал, кто-то сказал плохое слово… Кто-то нагрубил учителю, унизил одноклассника, сделал такой поступок, которого до сих пор стыдится… Но многие из тех, кто прошли через это в детстве, стали очень хорошими людьми. Нужно помогать ребенку бороться с грехами. Но это не значит, что ребенок совсем плохой.
Настоящий, опытный учитель может помочь родителям правильно относиться к ребенку. В свою очередь интеллигентные, образованные родители тоже могут что-то тактично, с любовью подсказать молодой неопытной учительнице. Процесс воспитания может быть обоюдным.

– А, например, такая ситуация: наша учительница сделала в дневнике запись: «Выпороть». И папа расписался потом: «Выполнил»…

– Единодушие учительницы и родителя, конечно, замечательное, но, мне кажется, повод не очень хороший. Телесные наказания я допускаю их в исключительных случаях по отношению к младенцам. А если это уже не младенец, а отрок, то только к мальчикам и только в исключительных случаях. Когда ребенок совершил какой-то крайне безобразный поступок, чтобы он это запомнил. Например, у нас был такой случай, когда мальчики нашего храма стали снимать с машин эмблемы. И делали они это с увлечением. Я сказал папе: «Надо принять меры».
Конечно, воспитание должно строиться не на телесных наказаниях, а на любви, на доверии, чтобы ребенок доверял своим родителям, любил их и слушался их не из страха наказания, а потому что он их любит и боится потерять эту любовь.

– А может ли учитель наказывать ребенка? И как реагировать родителям, если, по их мнению, учитель наказал ребенка слишком строго? Например, не допустил на занятия, потому что ребенок забыл дневник? Как поступать родителям? Понятно, пожалеть ребенка он должен в любом случае…

– Ребенку говорить, что наказание несправедливо, ни в коем случае нельзя. Родители должны очень тактично, осторожно побеседовать с учителем, с завучем, с директором. Если у школы есть духовник, может быть даже проще обратиться за помощью к нему. Наказания в школе, конечно, не должны быть жестокими. Одна учительница заставляла детей приседать или отжиматься. Но это годится для урока физкультуры в 10 классе, а не для маленьких детей. Про более жестокие наказания я даже не говорю.
Можно не допустить ребенка к занятиям, но надо понимать, в начальной школе в опозданиях виноваты больше родители, и их нужно наказывать.

Радиослушатель: – Однажды я был назначен старшим по автобусу в школьной поездке своего ребенка. Один папа опаздывал и задерживал весь автобус. Когда он пришел, я резко высказался. Потом мне стало стыдно, потому что это произошло в присутствии его детей. Но однажды я услышал, как учитель выражал недовольство отцу ученика, причем сын находился рядом. Мне хотелось бы задать вам вопрос: можно ли ругать родителей при детях?
– Я думаю, что в любом случае при детях делать замечания родителям нельзя. И вообще родители и учителя должны выступать единым фронтом. Несмотря на то, что дети еще малы, в них может действовать зло. И чтобы победить это его, чтобы не дать детям погибнуть, мы должны обязательно быть вместе. Если нет этого единства, ребенка очень трудно будет воспитать. Учителя и родители должны обязательно делать все, что может поднять авторитет родителя или учителя в глазах детей, а не снижать этот авторитет.
Замечание родителю сделать можно, но только не при ребенке, нужно попросить его отойти в сторону. Можно сказать: «Простите, пожалуйста, Мария Петровна, нельзя ли вас на одну секундочку. У меня есть к вам один вопрос…»

Алгебра или жития святых?


– Некоторые православные родители считают, что обучение в школе – не главное. Они считают, что в школе должны научить ребенка заповедям, читать ему Евангелие, рассказывать о житиях святых. По их мнению, программа перегружена языками, чтением, а дети не получают духовных знаний…
– Я думаю, что в православной школе значение имеет не столько преподавание Закона Божьего, сколько сама атмосфера. И все-таки родители должны понимать, что учеба для ребенка – это как работа для взрослых. Если школьник не научится учиться, что из него потом вырастет?

– Как вы считаете, часто ли учитель должен прибегать к словам из Евангелия, когда он взывает к совести детей?
– У нас был такой случай в детском доме. Дети расшалились, вели себя очень плохо. К ним зашла воспитательница и говорит: «Вы что, в Бога не верите?». Они говорят: «Да». Так что здесь не нужно быть ригористом, следует касаться этой темы очень осторожно.

Учебные пособия

Радиослушательница: – Какие вы порекомендуете книги, учебники для подготовки к начальной школе? Где их можно купить?
– Книг и учебников сейчас очень много, в книжных магазинах существуют целые полки литературы для подготовки к школе. Сначала нужно выяснить, в какую школу пойдет ребенок. В некоторых школах очень высокие требования к поступающим: они должны читать, хорошо считать, у них, может быть, будет какая-то особая программа по математике. В соответствии с этим нужно покупать учебники и готовить по ним.
Могу порекомендовать пособия известных авторов Узоровой и Нефедовой для подготовки детей к школе. Их можно купить, наверное, в любом книжном магазине.
По математике существует замечательная программа Петерсон, которая предполагает обучение детей с 3-4-летнего возраста. Пособия называются «Игралочка» (3-4 года), «Раз – ступенька, два – ступенька» (5-6 лет). Они закладывают прочный фундамент, дают хорошую подготовку для поступления ребенка в школу.

Радиослушательница: – Порекомендуйте, пожалуйста, авторов лучших учебников для начальных классов.
– Я могу порекомендовать очень хорошие учебники по чтению и по русскому языку Л.А.Ефросининой. Советую обратиться к пособиям по окружающему миру таких авторов, как З.А.Клипенина или А.А.Вахрушев. Вообще сейчас много хороших учебников.

Дети в православной школе

– Некоторые воцерковленные родители считают, что не стоит отдавать ребенка в православную школу. Когда одноклассники плохо себя ведут, своему ребенку это легче объяснить тем, что они неверующие.
– Я знаю интересный случай. Одного мальчика, который учился в обычной школе, отдали в православную школу примерно в 6-7 классе. Когда он туда пришел, он был настроен очень хорошо, думал, что там дети чуть ли не святые. А через какое-то время сказал маме: «Ты знаешь, а мальчики такие же, как и в обычной школе».

Ольга Львовна, дети из многодетных семей и единственные дети отличаются друг от друга?
– Дети из многодетных семей более внимательно относятся к своим товарищам. Они привыкли заботиться о младших и опекают тех, кто им кажется более слабым, нуждается в помощи. Но нередко они хуже учатся. Правда, некоторые дети из многодетных семей у меня в классе учатся «на отлично», лучше всех. Думаю, это зависит и от способностей ребенка и от того, как родители с ним занимаются, уделяют ли ему время.

– С какими проблемами обычно сталкивается учитель в первом классе?
– Главным образом, с проблемами воспитательного характера. Часто дети приходят в школу очень хорошо подготовленными, но они страдают дефицитом внимания, им трудно сосредоточиться, они не слушаются. Учителя считают, что на уроке тратится слишком много времени на то, чтобы научить детей сидеть, как положено, отвечать, подняв руку, вести себя прилично. Нынешние дети очень свободно себя чувствуют в школе, и из-за этого возникает много проблем.
– Я думаю, школьные правила должны быть достаточно строгими, ребенок должен научиться правильно себя вести. В семье этому не научат, там отношения доверительные, нежные, там больше любви. А школа может воспитать в ребенке дисциплину и послушание.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?