Список первенств России продолжается. Дети, оставшиеся без попечения родителей, экспортируемые природные ресурсы и автомобильные аварии – об этих «достижениях» пойдет речь в третьем выпуске проекта.
Каждый сотый ребенок живет в детском доме
Все, кого мы обычно называем сиротами, могут быть действительно ими – то есть малышами, у которых умерли родители, или так называемыми социальными сиротами – теми, у кого биологические родители живы, но детьми не занимаются. И по первому и по второму показателю, Россия лидирует в мире.
Есть многочисленные исследования и статистические данные, например, по количеству сирот в регионе (здесь лидирует Иркутская область: 5406 сирот – это 10% от общего числа детей данного региона). Или по процентному соотношению сирот к семейным детям – Ненецком округе 23% детей живут в государственных учреждениях. Но ни одно из статистических исследований не может объяснить причин тотального сиротства. На аргументы о бедности населения находятся контраргументы о том, что после войны, когда множество людей жило буквально в нищете, детей, потерявших родителей, очень часто брали на воспитание в семьи. Другой пример – сейчас по статистике сирот усыновляют отнюдь не богатые люди. Таким образом, бедностью населения нельзя объяснить большое число российских сирот.
Светлана Катаргина, директор детского дома города Железногорска, в статье «Сиротство: попытка увидеть монстра целиком» пишет по этому поводу следующее: «Психиатр В.И.Брутман исследовал множество матерей-отказниц и установил, что во время беременности в их представлении о будущем нет ребенка. Он остается как бы «немыслим» в будущем женщины. Попытки помыслить свое будущее в качестве «матери с ребенком» приводят к неприятным переживаниям и скоро прекращаются. Конечно, в основе каждой из личных историй лежат веские причины, но сейчас речь не об этом. Если в картине мира человека, в представлении о будущем нет ребенка, то его и не будет.
Чуть жестче: если у человека вообще нет будущего в голове, то он не возится с детьми – и со своими, и уж тем более с чужими. У многих материей-отказниц в голове вообще не было будущего (это когда человек боится думать о будущем, скорее, катится по накатанному, чем строит свою жизнь). Дети – это будущее в самом практичном смысле. Поэтому только тот, у кого есть длинные планы на будущее, способен думать о детях, в частности о детях-сиротах». Полностью эту статью можно прочитать на сайте ДетскиеДомики.ру, посвященном проблемам детей-сирот, в частности детей с особыми нуждами.
Алмазы, серебро, а также олово, цинк и титан
Как известно из школьного курса географии, на территории Российской Федерации сосредоточены исключительные запасы сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. У нас открыто более 20 тысяч месторождений полезных ископаемых. Мы занимаем первое место в мире по экспорту необработанных алмазов, по разведанным запасам серебра, а также олова, цинка, титана, ниобия, по добыче железной руды и проч. Когда я читаю о бесконечных разработках ископаемых, вижу, что география мест, благодаря которым мы лидируем в мировых рейтингах по добычам и разработкам, по странному стечению обстоятельств, часто совпадает с регионами максимального количества детей-сирот.
Как известно, первый алмаз в России был найден 14-летним Павлом Поповым, крепостным из Пермской губернии, в 1829 году. За свой кристалл мальчик получил вольную, его дальнейшая судьба, равно как и алмаза, неизвестна, но именного с этого камня началась добыча алмазов в России. Что же получил взамен найденной драгоценности подросток, рожденный рабом? Он получил свободу, получил право на нормальную жизнь. Что должны сделать современные дети, оказавшиеся никому не нужными, чтобы получить такое же право на нормальную жизнь?
Автомобили и ДТП
Россия экспортирует алмазы и прочие полезные ископаемые, и импортирует автомобили. Мы занимает по этому параметру также первое место в мире, но разговор об автомобилях в связи социальной тематикой имеет смысл заводить не в связи с импортом. Россия занимает первое место в мире по количеству дорожно-транспортных происшествий. Официально это было признано в 2005 году, с тех пор число аварий в течение нескольких лет росло, а затем стало немного уменьшаться, но в 2011 году, и в первом полугодии нынешнего года цифры опять поползли вверх.
В минувшем 2011 году по официальной статистике ГИБДД произошло 199 868 аварий, в них погибли 27 953 человека; для сравнения – в Магадане или Тобольске проживает около 100 000 человек, население подобного города исчезает в России за 3,5 года. В том же году в авариях ранены 251 848 человек, причем статистика по погибшим ведется в нашей стране с учетом 7 дней после аварии, тогда как во многих других странах за пациентом наблюдают месяц. Средний показатель смертности на дорогах России – 103 умерших на 1 000 пострадавших в результате ДТП.
Около четверти аварий произошло из-за плохого состояния дорог. Но главная причина большинства аварий – нарушения правил дорожного движения водителями. Так, по вине водителей за период с января по май 2012 года произошло 57,2 тысячи аварий (прирост на 10,4 процента), в которых 7,1 тысячи человек погибли. В большинстве случаев водители нарушают скоростной режим или правила проезда перекрестков. По вине пьяных водителей за первые пять месяцев 2012 года произошло на 10 процентов больше аварий, чем годом ранее (почти 3,7 тысячи ДТП).
Самыми «аварийными» регионами признаны Москва и Подмосковье. Посмотрим последние публикации на официальном сайте Управления ГИБДД ГУ МВД России по г.Москве:
«30 июля около 15.50 на пересечении Рязанского проспекта и улицы Хлобыстова произошло столкновение маршрутного такси Форд (маршрут № 130) и автомобиля Ягуар. Маршрутка следовала от Ташкентской улицы в сторону улицы Хлобыстова, Ягуар ехал по Рязанскому проспекту. От удара микроавтобус перевернулся. В результате ДТП пострадало 11 человек, двое из которых дети. Троим пострадавшим медицинская помощь была оказана на месте, семь – госпитализированы. Погибших нет. На месте происшествия работают бригада скорой медицинской помощи и сотрудники ГИБДД. Выясняются обстоятельства дорожно-транспортного происшествия».
«31 июля 2012 года в 9.14 на Киевском шоссе произошло ДТП, в котором погибли два человека. На 37-м километре автотрассы столкнулись Ниссан Кашкай и Шевроле Круз. Машины получили незначительные повреждения. Спустя три минуты, когда водители вышли, чтобы осмотреть машины, по неустановленной причине в них врезался Фольксваген. Водители Ниссана и Шевроле скончались на месте, водитель Фольксвагена не пострадал. В настоящее время выясняются обстоятельства дорожно-транспортного происшествия».
Возможно, читая даже изредка официальную статистику и краткие описания дорожно-транспортных происшествий за последние несколько дней на официальном сайте ГИБДД, водители будут более внимательно относиться к правилам дорожного движения. У нас есть будущее, и нам не все равно, с какой скоростью автолюбитель проезжает через населенный пункт, нам не все равно, на что расходуются деньги от экспорта алмазов, и чем будут жить дети, от которых отказались родители.