С 27 июля по 12 августа 2012 в Лондоне проходит летняя Олимпиада. Каждая страна-участница будет бороться за первенство в разных видах спорта. Мы также решили обратить внимание на первенство нашей страны. Нас интересовало в первую очередь социальное первенство, впрочем, не только оно. О том, что нового мы узнали о жизни нашей страны, читайте в проекте «Первые в мире», приуроченном ко времени проведения Олимпиады.
Если набрать в поисковике «Россия занимает первое место в мире по…», высыпают сразу десятки продолжений этого предложения. Добыча полезных ископаемых, ввозимые иномарки или, например, количество генералов на душу населения. Трудно поверить в то, что по стольким параметрам Россия занимает первое место в мире, но это так. Если каждому из них отводить отдельный текст, то еженедельная колонка будет продолжаться не менее года. Чтобы не утруждать читателей Милосердия.ру столь затянутым проектом, мы опустим некоторые первенства нашей родины, например, по прямым частным вложениям за границей или по количеству поданных жалоб в Европейский суд по правам человека, и остановимся подробнее на некоторых других. Не претендуя на научный подход к данной проблеме и экспертное мнение, позволим себе лишь обозначить те факты, которые представляют интерес для среднестатистического жителя Российской Федерации, существующего в начале XXI века.
По числу авиакатастроф
Действительно, в 2011 году Россия вышла в мировые лидеры по числу авиакатастроф. Но тут расчеты могут быть разными, очевидно, что такое лидерство обусловлено объемом авиаперевозок. В России и США летают гораздо больше, чем в странах Европы (где все близко и можно по хорошим дорогам доехать на машине или поезде) или Африки (где большинству населения не по карману такие путешествия), поэтому, чем больше рейсов, тем выше вероятность аварии.
Исторически лидером в авиакатастрофах остаются США, первая американская авиакатастрофа произошла в 1908 году, в ней погиб 1 человек. Но до войны статистика гражданских полетов особенно не велась, потому что самолеты в основном были военными. Начиная с 1945 года, в Америке разбились 653 гражданских самолета. В результате аварий погибли почти 10 тысяч человек. В СССР, а затем в России за этот же период произошло 266 аварий, в которых погибли (так и хочется сказать: всего!) 6,5 тысяч человек. В чем же наше лидерство?
Дело в том, что количество авиакатастроф в мире и, в частности, в США, с годами сокращается. Авиаперевозчики все больше и больше внимания уделяют проблемам безопасности. Если в 1990-х годах во всем мире при крушении самолетов погибли 12 тысяч человек, то в 2000-х число жертв составило 8,2 тысячи пассажиров. На этом фоне статистика по России выглядит грустно. Так, если с 2007 года в авиакатастрофах в США погибли 118 человек, то в России за этот же период – в два с половиной раза больше. В печальном для российской авиации 2011 году во всем мире погибли 514 человек, из них 120 – в нашей стране (т.е. более 20% от всех погибших в мире). 2012 год начался с Тюменской авиакатастрофы.
Причин, по которым мы занимаем такое печальное первенство, несколько, но основных, которые называют эксперты, две. Во-первых, плохая подготовка пилотов, в результате которой судебные разбирательства по падающим летательным аппаратам заканчиваются формулировкой «ошибка пилота, человеческий фактор» (по статистике 80%) и закрываются ввиду того, что тех, кому надо было бы предъявить обвинения, уже нет в живых. Во-вторых, ветхость российского авиапарка. Так, самолет Як-42, на котором осенью 2011 года разбилась под Ярославлем хоккейная команда «Локомотив», в 2009 году был запрещен в Евросоюзе из-за серьезных недостатков в области безопасности. Ил-76 и Boeing-737 JT8D возглавили рейтинг самых опасных самолетов, составленный американским деловым журналом BusinessWeek. На каждые 500 тысяч летных часов приходится одна авиакатастрофа. Также в тройку вошел Ту-154: в среднем разбивается каждый тысячный рейс.
Начиная разговор о первенстве России в авиакатастрофах, мы упомянули о том, что в нашей стране очень большой объем авиаперевозок, следовательно, катастроф также больше, чем в небольших странах. Но существует и другой способ определения «лидерства». Шведский журнал «Актуальная безопасность» взял за расчет миллион полетов. И здесь мы, увы, также на первом месте. Самой опасной авиакомпанией мира оказался «Аэрофлот» – на миллион полетов 18,62 катастроф. На втором месте – авиакомпания Тайваня (11,73). Затем следуют Египет (11,6), Индия (10,74), Турция (10,09), Китай (8,7), Филиппины (8,59), Южная Корея (8,56) и Польша (6,14).
По потреблению табака
Россия занимает первое место в мире по потреблению табака. Надписи вроде «Курение убивает» на пачке сигарет должного впечатления не производят, а уж надпись, гласящая, что табак «приводит к импотенции» вызывает только смех заядлого курильщика. Россия также занимает первое место в мире по детскому курению. Нас не удивишь стайками старшеклассников, высыпающих по весне на переменках на улицу между уроками. От того, как администрация школы смотрит на проблему подросткового курения – строго или не очень – зависит то, уходят ли школьники курить за здание или располагаются прямо перед входом. Родители, чаще всего сами курящие, тоже не видят особой беды в том, что в старших классах их ребенок «покуривает». В одной московской школе, например, в старших классах действуют следующим образом: перед началом нового учебного года собирается общее родительское собрание, на котором родители, которые знают, что их дети курят и разрешают им это, пишут заявление. Отныне их детей собирают на большой перемене в холле первого этажа и выводят на пятиминутный перекур во двор. Всех остальных до окончания уроков из школы не выпускают. Дачное курение детей также известно всем. Невозможно удерживать подростков на участках, следить за ними и все запрещать. Лето – свобода.
Подмосковный дачный поселок. Детей много. Все семейные, благополучные, из хороших московских школ. На лужайке за магазином сидит на бревнышках пестрая компания. Подхожу и прошу ответить конфиденциально на некоторые вопросы. Детишки согласны.
На вопрос «Ты пробовал курить?» самый младший мальчик лет одиннадцати утвердительно кивает в ответ:
– Да, мне папа один раз дал покурить трубку.
– Понравилось? Курить дальше собираешься?
– Нет. Не понравилось. Не буду курить, потому что это плохо для здоровья.
Мальчик пятнадцати лет также вступает в разговор:
– Я курить не пробовал, мне пока не в кайф, хотя другие ребята из класса курят, человек 5 примерно. Но потом может быть и буду курить, потому что от курения начинают мыслить острее, это научный факт. И оно успокаивает. У нас в школе многие учителя курят, потому что им надо расслабиться после того, как мы их на уроках доводим.
Девочка лет семнадцати говорит о том, что курила раз 20-30. На вопрос «Зачем?» отвечает, что ей нравится, как «дым пускается»:
– Сначала я попробовала у одноклассников, у нас в классе курят 4 человека. А потом решила купить пачку Marlboro.
– А тебе ее продали? Не спросили сколько лет?
– Нет, конечно, спокойно продали. Я выкурила из пачки несколько штук, а потом решила, что курить не буду. Курение – это привычка, а я не хочу привыкать. Потому что привычка – всегда слабость. Сигареты я выбросила. Правда потом как-то раз я еще курила кальян в кафе, куда мы пошли вместе с ребятами из школы. Но к нему привыкания нет.
– А твои родители в курсе?
– Да, мама узнала, сказала, что это нехорошо, но не ругала.
Еще одна девочка говорит о том, что курит уже много. Начала этой весной с пачки, а сейчас выкуривает 2-3 пачки за день.
– Это же очень много! – восклицаю я.
– Да я знаю, но как-то втянулась. Ходила на курсы английского, а там все ребята постарше, у них принято курить.
– А родители не догадываются?
– Они сами курят, поэтому не ругаются.
Вот и получается, что родители курят, потому что «дети их доводят», а те, которых не доводят, хотят, чтобы у них «мысль острее была». Дети курят потому, что это круто и по-взрослому. Как втягиваются, сами не знают. Родители их за это особенно не ругают. Почему? Потому что сами курят.
По импорту мяса кенгуру
Еще одно лидерство России – по импорту мяса кенгуру, хотя мало кто из граждан нашей страны об этом догадывается. Правда, если быть точным, последние два года на поставку этого мяса существует мораторий из-за несоблюдения поставщиками гигиенических требований. Но сейчас вот-вот его снова начнут завозить из Австралии, и тогда 70% всего мирового импорта австралятины (это не шутка, мясо кенгуру называется именно этим словом) придется вновь на Россию. Этого очень ждут австралийские фермеры, которые в результате двухгодичного перерыва поставок мяса, страдают от нашествий сумчатых на поля. Кенгуру стало так много, что эксперты начинают говорить об экологической катастрофе в Астралии. Спасти положение могут охотники. Но они перестали отстреливать животных, так как им за это не платят.
Австралятина выгодна и для России. Она очень дешевая (та, которая не идет на деликатесные стейки) – 1 кг при оптовой закупке обходиться примерно в 100 рублей, тогда как говядина и свинина в два раза дороже. Это хорошее мясо, например, в журнале «Мясная индустрия», приводятся следующие ее характеристики: «Мясо кенгуру имеет выраженный привкус дичи, характеризуется высоким содержанием белка (24% против 18% в говядине), низким содержанием жира (1-2% против 20% в говядине) и высоким содержанием полиненасыщенных жирных кислот, что дает основание признать его продуктом, предназначенным для сбалансированного питания. Исследования показали, что существует прямая зависимость между диетой, включающей большое количество мяса кенгуру и снижением риска кардиологических заболеваний и нарушений обмена веществ, ведущих к развитию диабета. Установлено также, что потребление мяса кенгуру способствует снижению уровня холестерина в крови».
В России австралятина в основном употребляется для производства колбас, сосисок и прочих мясных изделий, но на упаковках эта информация не указывается, чтобы, видимо, не вспугнуть покупателей. В самой Австралии мясо кенгуру едят мало, чаще его используют для собачьих и кошачьих консервов. Не потому что плохое, а просто привыкли к мясу домашних животных, которого на Зеленом континенте в изобилии.
Подводя итог нашему первому выпуску, посвященному первенству России, следует отметить, что мы способны спасти от экологической катастрофы целый континент, конфликты «отцов и детей» преодолимы, а, выбирая способ путешествий, лучше остановиться на прогулках пешком.