Игумен Мефодий (Кондратьев),
руководитель Координационного центра по противодействию наркомании
Отдела по церковной благотворительности и социальному служению
Московского Патриархата,
настоятель Свято-Георгиевского прихода
Иваново-Вознесенской епархии
Одной из главных задач, стоящих в настоящее время перед Координационным центром по противодействию наркомании является выработка стратегии развития системы церковной реабилитации. Для того чтобы выполнить эту задачу, необходимо, прежде всего, ясно понимать, к какой цели мы в итоге стремимся, как эта система должна выглядеть в среднесрочной перспективе. Также надо также иметь точную информацию о том, что уже сделано церковными служителями на этом поприще, трезво оценивать потенциал Церкви в деле реабилитации и понимать, каким образом его можно задействовать, предвидеть, какие сложности при движении к цели возникнут и как их следует обойти. В данном докладе будут изложены первоначальные наброски к данной стратегии.
Какой нам хотелось бы видеть деятельность по церковной реабилитации наркозависимых лет через десять. В каждой епархии Русской Православной Церкви имеется отдел по противодействию наркомании, который координирует антинаркотическую деятельность церковных организаций, проводит обучающие семинары для клириков епархии, отвечает на региональном уровне за связь с общественными организациями и госструктурами по этой проблеме, находится в контакте с епархиальными отделами по противодействию наркомании других епархий. В каждом областном центре и в больших городах открыты кабинеты для первичного приема наркозависимых, функционируют телефоны доверия. Наркопотребители, желающие прекратить наркотизацию, после дезинтоксикации направляются в один из церковных мотивационных центров, или амбулаторно готовятся к основному этапу реабилитации. Мотивационные центры, рассчитанные на проживание 20-30 наркозависимых воспитанников, имеются в каждом федеральном округе. Выпускники мотивационного центра имеют возможность продолжить реабилитацию в одной из церковных общин. В епархиях ряд приходов, а также отдельные монастыри, с благословения архиерея участвуют в реабилитации. Также под патронажем Церкви активными мирянами на принципах Терапевтического Сообщества создан ряд реабилитационных центров, каждый из которых находится на духовном попечении опытных священников. По окончании основного этапа реабилитации нуждающемуся воспитаннику предоставляется возможность в течение некоторого времени жить в социальной гостинице («доме на полпути»), где он будет находиться под нежестким контролем, имея возможность получить консультацию специалиста и совет духовника. Каждый прошедший реабилитацию человек находится под духовным попечением (сопровождением) по месту жительства.
Рассмотрим по отдельности основные составные части созидаемой системы церковной реабилитации, оценим, какие «плюсы» и «минусы» имеет каждая из них. При воплощении в жизнь только что представленной конечной цели, потребуется:
- 1. Привлечь к реабилитационной деятельности (основному ее периоду) церковные общины (приходские и монашеские) в различных епархиях Русской Православной Церкви.
«плюсы»:
«минусы»:
- 2. Создать ряд вспомогательных реабилитационных структур для более эффективной деятельности церковных общин в помощи наркозависимым: консультационные кабинеты первичного приема, мотивационные центры, «дома на полпути» (социальные гостиницы). Проявить заботу о получении финансовой государственной поддержки этих структур.
«плюсы»:
«минусы»:
- 3. Создать систему центров, работающих по модели Терапевтического сообщества.
«плюсы»:
«минусы»:
Уже из предварительного анализа особенностей трех составных частей чаемой системы церковной реабилитации легко понять, что без значительного привлечения финансовых средств на масштабное развитие может рассчитывать только деятельность церковных общин по социальной реабилитации. Предстоит позаботиться как о многократном увеличении количества занимающихся реабилитацией церковных организаций, так и о качестве проводимой ими реабилитационной деятельности.
Для создания вспомогательных реабилитационных структур и создания реабилитационных центров, работающих на принципах ТС, необходимо прежде изыскать материальные и финансовые средства, как на их начальную организацию, так и на дальнейшее продолжение деятельности. Первоочередной в этом направлении является задача создания модельных ресурсных центров, которые будут являться образцом для устроения подобных центров Русской Православной Церковью, ее каноническими подразделениями либо с их участием. Данные центры также будут призваны выполнять научно-методические и учебные функции. Прежде всего, стратегически целесообразно создать всю цепочку реабилитационных центров (мотивационный, реабилитационный на принципах терапевтического сообщества и «дом на полпути») вблизи столицы Российской Федерации.
Второе направление для масштабной деятельности, к которой можно и следует приступить уже сейчас, это подготовка кадров для эффективной церковной помощи попавшим в наркотическую зависимость людям и членам их семей. Следует повысить в целом компетентность духовенства Русской Православной Церкви в проблемах зависимости. Священники, по большей части, избегают работы с наркозависимыми людьми, поскольку не знают, как следует им помогать, стараются от порабощенных этой страстью посетителей отстраниться. Немалая часть клириков полагает, что таковым вообще невозможно помочь, что помочь им может одно только чудо. Страх, невежество и беспомощность духовенства в отношении наркотической зависимости должны уйти в прошлое.
Равно остро стоит вопрос о повышении компетентности сотрудников православных реабилитационных центров и членов церковных общин, занимающихся реабилитацией. Следует сознавать, что становление реабилитационного процесса в данных реабилитационных центрах и церковных общинах не закончено, должно находиться в творческом развитии. Необходимо, чтобы каждая церковная организация, приступающая к реабилитационной деятельности, ясно понимала, какую модель реабилитации ей наиболее целесообразно реализовать.
Мы понимаем весь масштаб задач, которые предстоит решить при созидании системы церковной реабилитации, и предчувствуем объем проблем, которые при этом неизбежно возникнут. Что нас вдохновляет на эту деятельность? Более всего уверенность в том, что мы делаем дело Божие, и надежда на Его помощь. Свидетелями этой помощи мы постоянно являемся.
Игумен Мефодий (Кондратьев)