Ангелов переулок. Есть такая улица в Москве. Спальный район. Высотки, лифты, подъезды с домофонами. Третий этаж. Сегодня я иду сюда в первый раз – познакомиться. Вот нужная квартира. Дверь выбита – сорвалась с петли, а ремонтировать не на что. Но хозяева не боятся: Бог спасет. Да и все равно брать нечего.
Так я познакомилась с этой семьей.
Маму зовут Любовь. У нее трое детей – Оля, Паша и Антон. Папы у них нет. Вернее, есть, и они его знают и помнят, но стараются о нем не говорить. Он – бывший военный, у которого возникли неконтролируемые приступы агрессии, начались побои. Когда он бил только ее, Люба терпела, но когда он травмировал голову одному ребенку, она с ним развелась. Этот человек до сих пор угрожает им.
Потом несчастья пошли чередом.
Двое детей попали под машину. Все свое время она стала проводить в больницах.
В это же время находился при смерти отец Любы – последняя стадия рака. В январе он скончался дома, в страшных муках. Чтобы дети не слышали стонов дедушки, их отвезли в деревню. Там старшего сына, Антошку, избили деревенские одноклассники. Били палкой с гвоздями. Антон не мог защищаться – он один, к тому же еще аккуратный, интеллигентный, воспитанный…
После смерти дедушки они вернулись в Москву, а мама Любы сразу попала в больницу на операцию – полипы в кишечнике.
Любе стало еще труднее. Во-первых, надо было реабилитировать детей после всех потрясений. У всех троих проблемы со здоровьем после побоев и аварии.
Оля (12 лет) долго лежала в Зацепинской загородной больнице. Звонила и плакала, что ко всем мамы ездят, а к ней никто. А Люба не могла: устраивала в больницы Пашу и Антона. Паша – маленький, 4 года. Приходилось один раз ложиться с ним, а однажды положить одного.
А сама Люба слепнет. Очень быстро. После побоев и нервных потрясений отслаивается сетчатка. В последнее время даже стала бояться переходить дорогу – «все, как в тумане», да и авария постоянно стоит перед глазами.
В последнее время, кроме стремительно падающего зрения, начались проблемы с памятью. Однако сознание ее не затуманено. Она много молится, пишет стихи. Иногда, она, правда, близка к отчаянию. Тогда она пишет таблички «Ради Бога терплю. Ради Бога устала. За все слава Ему!»
Атмосфера в доме как в храме, висят огромные иконы на стенах. Я думала, они в позолоченных окладах. Но оказалось, что Люба сама из фольги сделала чеканку.
Все проблемы, казалось, бы решаемые, но перед Любой все время стоит денежный вопрос. До смерти дедушки они жили на его пенсию – 6 000 руб. Пенсия матери целиком уходила на квартплату. Теперь они не вылезают из долгов. Отец денег не давал и не даст, сама Люба работать уже не может. Остается минимальная пенсия матери. На четверых – Любу и детей (мать Любы после смерти мужа и неудачной операции приняла постриг).
Сначала деньгами помогали знакомые и прихожане ее храма. Но потом траты ее увечились, инициатива людей постепенно шла на убыль. А сама Люба никогда ничего не просила – отказывалась и все повторяла: « Господь, Он Сам… Сам найдет, как нам помочь».
«Лечение, детский сад, квартплата, телефон, питание – на все не хватает, – жалуется она. – Хотя я даже продукты покупаю по минимуму». И действительно, расходы на питание у них более чем скромные. Почти круглогодичный пост.
К тому же много расходов приходится на учебу Оленьки – она в 12 лет отлично играет на пианино (выигрывает конкурсы). И сочиняет музыку для скрипки (скрипку купили добрые люди. Правда, без чехла – на улицу не вынесешь). Когда она сыграла на скрипке, я спросила, кто композитор. Оказалось – она сама.
Иногда Люба заговаривает о смерти. Но потом говорит, что понимает, как много у нее осталось дел в этом мире: вылечить и вырастить детей, позаботиться о матери. Наверное, больше ничего не надо, говорит она. Но как это сделать на мамину пенсию, она не знает.
Если вы можете помочь им, вот реквизиты:
Сбербанк России в Москве:
НН 2882891, филиал № 1569/1581
Получатель – Калинина Любовь Николаевна
Счет № 42307.810.8.3817.1804354
р/с 30301810338000603817
БИК 044525225
ИНН 7707083893
к/с 30101810400000000225
Наталья Иванова