Православный портал о благотворительности

Перестаньте выкидывать детей на помойку!

Мы отказались от “воспитательных” экскурсий, которые раньше приезжали к нам, когда трудным подросткам показывали “для острастки” колонию. Как профилактика это не эффективно (часто девиантные дети живут в ещё более сложных бытовых условиях, чем наши воспитанники). И не нужно приезжать к нам как в зверинец!

«Сегодня в стране существует почти полтора десятка организаций, так или иначе призванных заниматься решением проблем несовершеннолетних правонарушителей во время и после их заключения, но отсутствует координация, согласованность их действий», – считает Ольга Бондаренко из Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области. Ее слова прозвучали 13 ноября в стенах Московского Дома Правительства, где прошли общественные слушания, посвященные социальной и правовой помощи подросткам «группы тюремного риска». В мероприятии приняли участие сотрудники нашей Комиссии.

Слушания, посвященные актуальным вопросам работы с несовершеннолетними правонарушителями, собрали лучших столичных специалистов в этой области: представителей государственных, некоммерческих, церковных и благотворительных организаций; психологов и педагогов, руководителей воспитательных колоний, правозащитников. Организаторами выступили Комиссия по правам человека при мэре Москвы и Центр содействия реформе уголовного правосудия. Конечной целью мероприятия, кроме преодоления обозначенной Ольгой Бондаренко сложности взаимодействия заинтересованных структур, была подготовка пакета предложений к ожидающемуся через две недели президентскому совету «на ту же тему». Часть этих рекомендаций, как можно предположить, будет передана президенту, часть послужит «информацией к размышлению» для самих участников конференции.

«Есть такое ощущение, что многие ребята (процентов где-то пятнадцать) – вообще могли бы не попадать в тюрьму» – считает начальник Можайской «мальчиковой» воспитательной колонии, Сергей Попков. «Многим хватило бы и просто хорошего ремня, для того чтобы пересмотреть своё поведение!» – соглашается Александр Давыдов, начальник Рязанской «девичьей» ВК – Но это не наша вина, что они попали в колонию. А нам теперь нужно научить этих детей жить самостоятельно, вот в чем наша задача!». В Рязанской колонии создан для этого специальный реабилитационный центр, через который (в течение разного по длительности времени), по глубокому его убеждению «в принципе должны пройти все содержащиеся в тюрьме подростки, вне зависимости от того сложные ли они или послушные, положительные или нет. При центре открыты «курсы будущих мам», студии, где девочки учатся навыкам, необходимым им на воле, и даже макияжу. «Жаль, что в штат мы можем сегодня пригласить лишь пятерых специалистов, – говорит Александр Давыдов – остальных приходится приглашать со стороны, а это не слишком удобно…»


В Рязанской воспитательной колонии

Проблема кадров вообще, как оказалось, является одной из наиболее насущных проблем, усложняющих и «тормозящих» воспитательную работу в колонии. Поднималась она на слушаниях не единожды: методики разработаны; исследования, образование – не проблема. «Беда в том, что профессиональные психологи и специалисты по социальной работе просто не идут работать в колонию – констатируют специалисты. – То жалование, которое могут предложить им исправительные учреждения сегодня, не выдерживает никакой конкуренции». А такой ставки, как социальный педагог, в воспитательных колониях пока вообще нет. Хотя теперь институты выпускают таких специалистов в достаточном количестве.

Из чего должна состоять работа по подготовке подростка к освобождению? «Мощная воспитательная служба с хорошо разработанной структурой, социальная служба, психологическая служба. Школы, профессиональные училища. В этот процесс должны быть вовлечены многие организации, в том числе и негосударственные. Должны подписываться специальные соглашения между местными службами занятости, чтобы человек, выходя, понимал, где на воле он будет жить и где работать – считает Владимир Носов, заместитель начальника УФСИН России по Московской области. – К нам ведь попадают социально запущенные подростки, не имеющие зачастую никакого трудового опыта. Очень важно восстановить утраченные социальные связи ребёнка, и, к сожалению – документы, которые оказываются очень часто утерянными где-то между следователем и колонией».


Ярмарка вакансий и рабочих учебных мест для воспитанников Можайской ВК и их родителей

«Как-то раз был случай, что освобождался мальчик, а когда стали ему делать документы: выяснилось, что осужден он был не под своей фамилией! – вспоминают участники совещания – Мы уже ни чему не удивляемся! Документы – вечная и самая распространённая проблема подростка, освободившегося из мест лишения свободы». Нередко дети до 16-17 лет живут без прописки, не получают паспорта, и никто за этим не следит, а в колонии это все отзывается серьезными дополнительными трудностями.

«Социальное сопровождение нужно начинать с первых же дней пребывания ребёнка в тюрьме, и лучше всего, даже если уже с того момента, как он только оказывается привлечен органами следствия как обвиняемый. Тогда же сразу нужно следить и за документами, и за остальным. Права ребёнка чаще всего нарушаются именно на этом этапе, в кабинете следователя » – соглашаются большинство специалистов.

Не менее актуальным вопросом работы с «криминальными» подростками оказалась и проблема их «вывода за периметр» – то есть контактов ребёнка с миром за стенами колонии. «Мы отказались от «воспитательных» экскурсий, которые раньше приезжали к нам, когда трудным подросткам показывали «для острастки» колонию. Как профилактика это не эффективно (часто девиантные дети живут в ещё более сложных бытовых условиях, чем наши воспитанники). И не нужно приезжать к нам как в зверинец!» – поделился Сергей Попков.

В то же время многие специалисты указали на необходимость расширения круга общения для тюремных «питомцев», хотя бы через спортивные соревнования со сверстниками по ту сторону решетки.
Также было отмечено, что социальной и психологической работой в тюрьме должен заниматься обязательно человек «без погон». «Причем хорошо бы, чтобы начальники колоний более адекватно отличали соцработника от социального педагога. Первый занимается паспортами и трудоустройством, второй – воспитанием!»


Летняя спартакиада в Можайской ВК

«Первое, о чем мы должны позаботиться – это чтобы ребёнок не чувствовал себя потерянным – отметила Ольга Тищенко, начальник психологической лаборатории Можайской ВК. – Нужно сразу сказать ему: ты совершил ошибку, но не всё потеряно. Я бы ввела в штаты учреждений побольше психологов, каждый ребёнок – личность, и он требует внимания к себе. На воле он сам выбирает к кому пойти со своими проблемами. В тюрьме ему идти бывает не к кому».

Не меньшее внимание было уделено вопросу формирования заместительного круга общения и подмосковного опыта по введению института координаторов – штатных сотрудников районных КДН, прикрепленных к колониям. «Система исполнения наказания должна стать более прозрачной и подконтрольной обществу. Здесь можно опираться на европейский опыт, где представители общественных организаций имеют свободный доступ в тюрьму, у нас же зачастую возникают серьёзные проблемы, когда мы хотим попасть, скажем, в СИЗО или ещё куда-то» – напомнили сотрудники Комитета «За гражданские права». Необходимо адаптировать детей к нормальной жизни, когда они выходят из-за решетки, профилактика рецидива – вот главная цель воспитательного процесса в колонии. «Президент и СМИ много говорят о демографии, повышении рождаемости, но давайте для начала перестанем выбрасывать на помойку тех детей, которые уже есть!» – под этими словами одного из ораторов могли бы подписаться все присутствовавшие.

По итогам работы участники слушаний обещали в течение 10 дней определиться с письменным текстом предложений президенту и собраться в будущем на новые общественные слушания, чтобы обсудить тем же составам ряд вопросов, не вошедших тринадцатого числа в повестку дня.

Дмитрий РЕБРОВ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version