– Передайте маме, что мы ее любим, – просят по телефону близкие.
– Она передает вам, что тоже любит, – отвечает священник.
«Иногда эти слова становятся последними, – говорит настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» при Боткинской больнице отец Иоанн Кудрявцев. – Священник становится мостиком, который соединяет больных с их близкими.

Чаще всего человек попадает в больницу внезапно и также внезапно в реанимацию. Связь с родными прерывается, он остается один. Мы приходим сказать им, что он не один, с ним Бог и его близкие.
Каждый день священники причащают больных ковидом в московских реанимациях. Даже если человек подключен к аппарату ИВЛ или находится в коме.

«Если мы знаем, что он верующий, мы его причащаем. Душа в человеке всегда жива, даже если сознание отключено», – убежден отец Иоанн.
Во время пандемии он причастил больного, который месяц находился в коме. Потом, когда человек пришел в сознание, он рассказал, что помнит, как его причащали. Он все слышал и чувствовал. А еще он видел свою дочь-подростка, которая умерла несколько лет назад.

Одну женщину покрестили, когда она была коме. Она сама хотела креститься, но не успела, – сказали родные. Она тоже выздоровела, и помнит, как ее крестили.
«Я причастился впервые в жизни, – радовался один мужчина. Он уверовал в Бога в реанимации, называл ее своим святилищем. Он был достаточно молодым и казалось, идет на поправку. Но через несколько дней умер, – рассказывает отец Иоанн.

– Реанимация – это место, где ощущается присутствие тайны кончины человека. Все, кто там оказываются, становятся верующими».
Туда попадают не только пожилые, но и совсем молодые люди. Приезжают на лечение, а через неделю оказываются в реанимации.

«Вчера я причастил женщину, которая неделю пробыла в обычной палате, а потом попала в реанимацию. Недавно она похоронила маму, еще не отошла от горя, и теперь сама в любой момент может умереть, – говорит отец Иоанн. – Реанимация кажется каким-то нереальным миром, где все ходят в костюмах и даже лиц не видно. Болезнь влияет также на сознание, человек чувствует подавленность, уныние. Поэтому больным нужна духовная поддержка».
В день священник причащает около 5 больных из разных больниц Москвы. В неделю – 35, в месяц – 140. Иногда – больше.
– Передайте маме, что мы ее любим, – просят близкие.
– Она вас тоже любит, – отвечает священник.