Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Перед абортом – на беседу к православному специалисту

По сравнению с Америкой волонтеров у нас очень мало. В хосписе Шарлотта работает 60 штатных сотрудников и 400 (!) волонтеров. Причем много пенсионеров. Людям за 70, а они идут и добровольно ухаживают за болящими! Есть и студенты, они подключены к этому движению административно. Так что России еще предстоит развивать волонтерское движение

С руководителем отдела социального служения Екатеринбургской епархии, клириком храма великомученика и целителя Пантелеимона, священником Евгением ПОПИЧЕНКО мы встретились в Москве, когда отец Евгений возвращался домой из США. Поэтому и разговор мы начали с американских впечатлений отца Евгения.

— Отец Евгений, после поездки изменились ваши представления об Америке?
— Да, раньше у меня были стереотипы, что все американцы – снобы, думают только о долларе. Но рядовые американцы оказались нормальными людьми, открытыми, общительными. Поразило их умение трезво праздновать: в первый же день мы попали на городской фестиваль, гуляли 2 часа, было очень много народу – семьи, молодежь, пожилые люди. За 2 часа мы не встретили ни одного пьяного. (Я сразу представил наш день города). Девушки одеты скромно. Все равно наши девушки красивей, но там я не увидел вызывающей одежды. Вообще сложилось впечатление, что американцы на государственном уровне заботятся о нравственности. Много семей с тремя-четырьмя детьми. В свободное время я специально просматривал телевизор и на пятидесяти каналах не нашел ни одной растлевающей, пошлой передачи. (Наверное, они есть, но на платных, дорогих каналах). Понимаю, что впечатления наши поверхностны, мы были там всего 10 дней, жили в небольшом поселке, большинство жителей которого – пенсионеры, заработавшие себе на безбедную старость. Возможно, в ночном городе мы встретили бы и пьяных, и девушек легкого поведения… Но то, что мы видели за 10 дней, оставило приятное впечатление. Ощущение двойного стандарта, правда, есть – внутренняя политика одна, внешняя – совершенно другая, но рядовые американцы за это не ответственны.

— Вы ездили в Америку с конкретной целью?
— Меня пригласил Национальный фонд мира – американская организация, с представителями которой я неоднократно пересекался на антинаркотических семинарах и конференциях в Екатеринбурге. Я работаю с наркоманами, и мне предложили пройти анкетирование. В рамках программы «Открытый мир» (которая поддерживается Библиотекой Конгресса США) был приглашен на 10 дней в город Шарлотт для ознакомления с работой системы здравоохранения с ВИЧ-инфицированными и наркоманами. Что сказать? Действительно, работают, и работают здорово, люди получают реальную помощь, но в Россию эту методику перенести невозможно по многим причинам. Например, на одной из встреч в реабилитационном центре мы спросили, какой среднестатистический портрет американского наркомана. Оказалось, чернокожий мужчина лет 40, чаще безработный и бездомный. А у нас средний возраст наркоманов 20-25 лет. В 40 лет человек, по крайней мере, понимает, до чего себя довел. А у 20-25-летних ветер в головах, многие даже не понимают, что зависимы. Там же студенты не только наркотики не употребляют, среди них и курящих всего 20 %. Пиво не пьют, оно считается алкогольным напитком, и до 21 года его употребление запрещено. А американцы, как я понял – законопослушная нация. Характерный пример: едем в микроавтобусе, рядом с нами грузовик, шумит, рычит, выхлопные газы, а наш водитель не вырывается вперед, едет рядом – на дороге ограничение скорости 60 километров в час. Разве мы так сможем? А там это нормальное явление. То есть у нас совершенно другой менталитет. Поэтому и их реабилитационные методики у нас не будут работать.

— Вернемся в Россию. Если заглянуть на сайт Екатеринбургской епархии, создается впечатление, что у вас там кипит православная жизнь. Но одна знакомая журналистка, родом из Екатеринбурга, говорит, что многие жители вашего города, наоборот, относятся к Церкви враждебно? А как на самом деле?
— На самом деле как везде. Церковь – закваска, которая должна квасить все тесто. Свердловск был зоной победившего коммунизма. Сохранившиеся в городе и области храмы можно было пересчитать по пальцам. Народ искусственно оторвали от веры, она была выжжена. Сейчас это с трудом, со скрипом, но возрождается. Конечно, некоторые относятся к Церкви враждебно, одни – по неведению, другие – сознательно. Ну что ж, Церковь всегда была окружена врагами, но врата ада ее не одолеют. Надо просто делать свое дело. Вот и наша епархия по благословению архиепископа Викентия потихонечку трудится, ведет большую издательскую деятельность. Почти год круглосуточно работает православный телевизионный канал. К сожалению, пока он не включен в городскую волну (такие решения принимаются только в Москве), поэтому нас смотрят в Европе, в Японии, а в Екатеринбурге – только те, у кого есть возможность заплатить за кабельное и спутниковое телевидение.

— А сколько лет существует ваш отдел?
— Третий год. Четыре года назад одна женщина пришла к архиепископу Викентию за благословением создать хоспис, а владыка не только благословил, но решил, что необходимо создать социальный отдел. До сих пор это единственный хоспис в городе, пока только выездной. Сейчас это самостоятельная, хотя и дружественная нам структура. При отделе также работает центр помощи материнству «Колыбель». Он создан по типу московского центра «Жизнь», занимается информационной, просветительской, консультативной деятельностью.

— Не раз приходилось слышать, что среди врачей разных специальностей именно гинекологи менее всего восприимчивы к христианскому просвещению. Вы сталкивались с такой проблемой?
— Нет. Наоборот, у нас недавно достигнуто соглашение с главным гинекологом Екатеринбурга о работе в каждой женской консультации города (а их 14) православного специалиста. Каждая женщина, собирающаяся делать аборт, будет направлена на беседу с таким специалистом. Запретить ей сделать роковой шаг мы не можем, но верю, что некоторым такие беседы откроют глаза на аборт и убедят сохранить ребенка, а кого-то и к вере приведут. Для сегодняшнего дня это уникальная возможность. В большинстве консультаций работа уже ведется, в остальных начнется в ближайшее время. Всем специалистам епархия платит зарплату.

— А как относятся к приходу священнослужителей в других больницах?
— Полгода назад опять же по благословению владыки Викентия мы активизировали работу с больницами. Теперь за каждой из них закреплен конкретный священник. Например, в 5-й городской больнице 6 сентября был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Целительница». Теперь в епархии 16 больничных храмов, в основном в Екатеринбурге, по области их всего 2-3. Хотелось бы, конечно, чтобы в каждой больнице был храм и работали наши сестры милосердия. Если нет такой возможности, то необходимо хотя бы обеспечить регулярный приход священнослужителя к пациентам. В городе чуть больше тридцати больниц, и только в трех из них руководство категорически не идет на сотрудничество с Церковью. В одной по распоряжению главврача священника не пускают на порог (распоряжению, естественно, неофициальному, это же противозаконно). В другой главврач под разными предлогами избегает встреч со священником, а в третьей прямо говорят – нам ваша помощь не нужна.

— Но если кто-то из пациентов хочет исповедоваться и причаститься?
— В частном порядке приход священника возможен, тут, я думаю, главврача никто не спросит. Речь идет о систематической работе с пациентами и персоналом. Это возможно только при взаимопонимании с руководством.

— Допустим, они считают, что им не нужен храм. Но неужели они при нехватке сиделок не заинтересованы в организации сестричества?
— Представьте себе. То есть они не против, если кто-то из наших сестер устроится в штат, но категорически не пускают туда волонтеров. Надеюсь, что все-таки со временем отношение изменится. Как изменилось оно в Горздраве, где всегда на наши инициативы и предложения реагировали со скрипом. А в конце августа руководство Горздрава обратилось к архиепископу Викентию с просьбой о помощи: в городе чрезвычайная ситуация, много отказных детей, коек в детских больницах не хватает, необходима помощь Церкви. Владыка сразу отреагировал, подключил СМИ, провел беседу с настоятелями, при храмах организовались инициативные группы, которые приходят в детские больнице и помогают медперсоналу. Благодаря этим добровольцам и священники стали чаще бывать в детских больницах, крестить детишек, от которых отказались родители.


Заместитель министра здравоохранения Свердловской области, главный врач Областной клинической больницы №1 Е.В. Самборский (слева) и персонал ОКБ№1 в больничном храме во имя свв. Косьмы и Дамиана перед началом церемонии вручения ему Владыкой Викентием ордена святого благоверного князя Даниила Московского


— А с одинокими стариками проводится систематическая работа?
— Да, у нас в городе 7 центров социального обслуживания (по центру на район), за каждым закреплено от тысячи до полутора тысяч пенсионеров. Мы встретились с руководителями центров, объяснили, что этим бабушкам и дедушкам наряду с материальной и бытовой нужна и духовная помощь, предложили, чтобы социальные работники во время визитов просто информировали своих подопечных о возможности прихода священника, исповеди, причастия, соборования, освящения квартиры. Понимание было достигнуто, и бабушки-дедушки отреагировали с энтузиазмом. Теперь нам в центрах подают списки заявок на визит священника. Священник или ответственный прихожанин приходит вместе с социальным работником, помогает по хозяйству, а также беседует и готовит человека к исповеди. Эта работа уже налажена.

— Церковная социальная деятельность осуществляется только на средства епархии или есть какой-то городской бюджет?
— Бюджета нет. Владыка сам встречается с бизнесменами, рассказывает о проделанной работе, показывает новые проекты, убеждает. То есть отдел существует на пожертвования. Если возникает необходимость в специалисте, мы пишем прошение архиепископу Викентию, и он утверждает прием на работу новых сотрудников. Сейчас в штате отдела 10 человек, в основном врачи и психологи.

— А добровольцев достаточно?
— Одно из действующих сестричеств удалось организовать нашему приходу в 36-й больнице. 3 года назад мы пришли туда, главврач встретил нас настороженно, сразу заявил, что для открытия храма нет помещения, но не возражал против прихода сестер. Поначалу регулярно приходили к больным 5 человек, ухаживали за ними, проводили катехизацию, готовили к исповеди. Сейчас работает 18 сестер милосердия, каждая из которых находит часа 4 в неделю для посещения больницы.
Но по сравнению с Америкой волонтеров у нас очень мало. В хосписе Шарлотта работает 60 штатных сотрудников и 400 (!) волонтеров. Причем много пенсионеров. Людям за 70, а они идут и добровольно ухаживают за болящими! Есть и студенты, они подключены к этому движению административно. Так что России еще предстоит развивать волонтерское движение.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?