Парламент втрое сократил россиянам накопительную часть пенсии. Начиная с 2014 года, накопительная доля по умолчанию уменьшится с шести до двух процентов. Высвобожденные четыре процента пополнят страховую часть. Те, кто не захочет откладывать на старость по новым правилам, могут вернуться к старой схеме.
Эксперты приняли нововведение в штыки: они полагают, что реформа не решает проблему нехватки средств для выплаты пенсий, а лишь отодвигает критический момент на несколько лет. Залатать дыру в бюджете Пенсионного фонда при ответственном подходе граждан сможет рост, а не снижение накопительной части.
Десятилетие перемен
Пенсионная реформа в России длится уже десятый год. До 2002 года в основе пенсионной системы лежал принцип солидарности поколений: выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения. На пороге демографической ямы российские власти решили модифицировать этот принцип. Иначе будущие поколения работников оказались бы просто не в состоянии содержать растущую армию пенсионеров.
К страховой части пенсии, которая формировалась по старой, распределительной системе, добавилась накопительная. Она состоит из тех взносов, которые работник уплатил в Пенсионный фонд за годы трудовой карьеры, и полученного с них инвестиционного дохода. Учет накопленных средств ведется на персональном счету, который есть у каждого работающего россиянина. Таким образом, часть заботы о средствах к существованию на старости лет человек берет на себя сам. Первоначально размер накопительной части составил 4% от страховых взносов работодателя за каждого работающего гражданина, однако в 2008 году его увеличили до 6%. Новая система затронула граждан 1967 года рождения и младше. Те, кто родился раньше, получают и будут получать пенсии по старой схеме.
Сокращение накоплений
Накопительная система считается более прогрессивной. Поэтому по логике вещей на очередном витке пенсионной реформы следовало ждать дальнейшего увеличения индивидуального компонента будущей пенсии. Однако власти решили по-другому. Этой осенью по инициативе правительства накопительную часть сократили в три раза — с 6% до 2%. Изменения вступают в силу с 1 января 2014 года.
Проследить логику этого шага довольно просто. В обязанности Пенсионного фонда России входит сохранение и преумножение денег, отложенных на старость. Пенсионные накопления инвестируются через государственную управляющую компанию Внешэкономбанк, однако доходы от подобных инвестиций — ниже уровня инфляции. По закону ВЭБу позволено вкладывать пенсионные средства только в государственные облигации, у которых крайне низкая доходность. Поэтому с годами отложенное про запас не умножается, а тает. Во многом из-за этого в бюджете Пенсионного фонда образовалась громадная дыра размером более 1 триллиона рублей, которая ставит под сомнение способность государства выполнить свои обязательства по выплате пенсий.
Публично признать ошибки прошлых лет и расписаться в бессилии было поручено премьер-министру. Дмитрий Медведев заявил, что надежды на накопительную систему себя не оправдали. «Скажем откровенно, в целом ряде прогнозов, которые делали мои коллеги тоже, мы ошиблись… Это касается различных элементов пенсионной системы, в том числе так называемого накопительного элемента», — сказал глава правительства. Он назвал накопительный компонент важной частью пенсионной системы, но пожаловался на его неэффективность.
Чтобы не ударить в грязь лицом перед стариками и не дать разгореться социальным волнениям, руководителям государства приходится изыскивать средства для покрытия дефицита. В главном финансовом документе страны на ближайшие три года предусмотрены межбюджетные переводы на покрытие недостачи по пенсионному обеспечению. На эти цели у других расходных статей будет изыматься почти по триллиону рублей в год. На помощь государству помимо своей воли придет и работающее население. Накопительная часть пенсии именно затем и уменьшена втрое: высвобожденные 4% отчислений будут «капать» не на индивидуальный счет работника, а пойдут на выплаты нынешним пенсионерам. Сиюминутную проблему, таким образом, решить можно, но вот что будет дальше? «По сути, правительство намерено решить текущие проблемы пенсионных выплат за счет свертывания одного из основных будущих источников таких выплат», — считает экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Защита от народного гнева
У этой медали есть и другая сторона. Эксперты обращают внимание на тот парадоксальный факт, что, отбирая у двадцати-, тридцати-, сорокалетних часть их кровно заработанной будущей пенсии, власть имущие вроде как заботятся… об их собственном благе. Правда, забота эта носит несколько извращенный характер.
Одним из козырей действующего главы государства является курс на опережающую индексацию пенсий. Поэтому его так любят представители старшего поколения, которые не задумываются о том, что, получая очередную прибавку, они проедают последнее. Впрочем, на их век пенсионных запасов хватит, а вот сегодняшнее экономически активное население при достижении определенного возрастного рубежа попадет в затруднительное положение. Искусственный рост базовой (страховой) части пенсии привел к тому, что нынешние пенсионеры окажутся богаче будущих: раздутое госпособие будет выгоднее персональных накоплений. В итоге через 15 лет в стране образуется около 10 млн «новых» пенсионеров, которые будут получать примерно на треть меньше сегодняшних пожилых людей. Такой дисбаланс грозит настоящим социальным взрывом. Чтобы не допустить этого, принято решение сократить разрыв в пенсиях повышением базовой ставки будущим пенсионерам.
Впрочем, проворачивая эти хитроумные манипуляции, государство не защищает себя от потрясений, а напротив — подкладывает под себя бомбу замедленного действия. По словам Алексея Кудрина, предложенная система приведет к росту долгов государства, источников погашения которых будет постоянно не хватать. Не исключено, что в скором времени придется резко повышать налоги, что неизбежно вызовет волну протеста.
Сокращение накопительной части пенсий нанесет удар и по инвестиционной привлекательности страны. Пенсионные деньги, оседающие на индивидуальных счетах, инвестируются как внутри страны, так и за рубежом. Снижение инвестируемых накоплений просигнализирует западным инвесторам, что к долгосрочным финансовым вложениям в России относятся легкомысленно.
Бег по кругу
Последние новшества фактически перечеркнули десятилетние усилия по реформированию пенсионной системы, так как все скатилось к первоначальной точке. А это значит, что главная проблема, из-за которой затевалась реформа, — как прокормить стариков в условиях демографической ямы, — так и осталась без решения. В самое ближайшее время что-то придумывать все равно придется, так что вскоре нас ждут очередные пенсионные пертурбации. «В нынешнем виде это передышка для бюджета на пару-тройку лет, не больше, потому что потом надо будет опять заниматься всей архитектурой пенсионной системы», — считает председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс.
Он сетует на то, что государство вновь пытается решить за граждан, что для них лучше, хотя уже больше и не может себе этого позволить. Вместо того чтобы воспитывать в гражданах ответственность за собственную старость и перелагать на их плечи часть заботы о своем будущем, государство по-прежнему относится к людям «как к стаду», отмечает экономист. Власти опасаются, что, спустив раньше времени свои пенсионные накопления, недовольные люди выйдут на улицы. Страх не дает руководителям государства превратить граждан в своих союзников. Власти предпочитают жить не по средствам, не думая о том, что будет завтра.
Работать придется дольше
Многих смущает еще один пункт «Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года». В документе предполагается, что максимальную пенсию (40% заработка) получат люди, проработавшие не менее 35 лет. В долгосрочной перспективе нормативный трудовой стаж повысят до 40 лет. То есть, чтобы получать нормальную пенсию, людям придется работать и после достижения пенсионного возраста, что фактически означает его увеличение. И это несмотря на то, что первые лица государства ранее неоднократно повторяли, что повышать возраст выхода на пенсию не планируется.
Примечательно, что чиновники и депутаты, которые принимают за российских пенсионеров (нынешних и будущих) такие судьбоносные решения, своими деньгами не рискуют. Их пенсии будут начисляться по иным правилам и по иным коэффициентам. Для ухода на покой им достаточно проработать в госаппарате всего 15 лет. При этом размер их пенсии составит не треть от средней зарплаты по стране, а половину (а то и три четверти) жалования госслужащего.
Что делать?
Чтобы не стать жертвой пенсионных манипуляций, каждому из нас предстоит уже сейчас определиться, по какой системе он хочет откладывать себе на старость. Благо, власти россиянам право выбора оставили. Любой, кто пожелает отчислять на пенсионный счет 6%, а не 2%, получит такую возможность.
В начале следующего года Министерства труда и соцзащиты представит в правительство новую формулу расчета пенсионных прав граждан. Когда кабмин ее одобрит, граждане смогут определиться, чему отдать предпочтение. Работников, у которых пенсиями распоряжается государство, автоматически переведут на двухпроцентную систему. Чтобы остаться на шестипроцентной, нужно будет подать специальную заявку. Это важно еще и потому, что в случае преждевременной смерти работника накопительная часть пенсии может быть передана по наследству, тогда как страховая — нет. Напротив, граждане, участвующие в негосударственных пенсионных фондах или управляющих компаниях (таких в России около 20%), по умолчанию останутся на 6%. Для сокращения накопительного компонента им придется писать заявление.
Время, для того чтобы сделать выбор, еще есть. Однако не исключено, что вскоре нам вновь предстоит ломать головы над своими будущими пенсиями. Поскольку нет никакой гарантии, что через годик-другой нас не ждет продолжение сериала под названием «Пенсионная реформа в России».