Православный портал о благотворительности

Инструкция от Павла Демидова: как попросить царя «возвысить» училище

Бывает, прочтешь удивительный исторический документ. Вот царский указ, утверждающий «благотворительное распоряжение статского советника Демидова» о возвышении гимназии в университет. Что это такое?

«Вид города Ярославля» кисти В.Г.Башкова, 1856 год. Изображение с сайта charmingrussia.ru

А это интереснейшая история о том, как возник в Ярославле университет. То есть сначала училище, «которое имело одинаковую степень с университетом»

«Город белокаменный, веселый, красивый, с садами, с старинными прекрасными церквами, башнями и воротами; город с физиономией. Калуга не имеет никакой физиономии или физиономию чисто казенную, Симбирск тоже почти, но Ярославль носит на каждом шагу следы древности, прежнего значения, прежней исторической жизни. Церквей – бездна, и почти не одной – новой архитектуры; почти все пятиглавые, с оградами, с зеленым двором или садом вокруг. Прибавьте к этому монастыри внутри города, с каменными стенами и башнями, и вы помете, как это скрашивает город, а тут же Которость и Волга с набережными, с мостами и с перевозами. Что же касается до простого народа, то мужика вы почти и не встретите, т. е. мужика-землепашца, а встречается вам на каждом шагу мужик промышленный, фабрикант, торговец, человек бывалый и обтертый, одевающийся в купеческий долгополый кафтан, с фуражкой, жилетом и галстуком… Роскошь в городе страшная. Мебель, квартиры, одежда – все это старается перещеголять и самый Петербург».

Так писал о Ярославле середины позапрошлого столетия Иван Аксаков. Он забыл о главном – в городе действовало высшее учебное заведение, так называемое Училище высших наук. А по сути – университет.

Указ

П.Г.Демидов. Иллюстрация из книги С.П.Покровский, Демидовский лицей в его прошлом и настоящем. Ярославль, 1914 год. Иллюстрация с сайта wikipedia.org

Датой основания Ярославского Демидовского училища высших наук считается 18 июня 1803 года. Месяцем раньше крупный российский предприниматель, ученый, путешественник и благотворитель Павел Григорьевич Демидов встречается с императором Александром Первым и обращается к нему с неожиданной просьбой – «назначенную в Ярославле гимназию возвысить в такое училище, которое бы имело одинаковую степень с университетом». Тот же, не долго думая, издал указ, в котором утвердил «благотворительное распоряжение статского советника Демидова».

По сути, имело место откровенное и вызывающее нарушение субординации. Какой-то, понимаете, Демидов вдруг просит царя издать царский указ. За своей царской подписью. Но не своей царской волей, а волей какого-то там Демидова. И царь его слушается. Издает.

Причина, впрочем, очевидна. Во-первых, помимо просьбы обращение Павла Григорьевича содержало еще и обещание. А именно – финансировать новое учебное заведение. Государственный университет, открытый по указу императора, но содержащийся на средства частного лица – явление, мягко скажем, нетривиальное. И, разумеется, немаловажным было то, кто именно выступил с этим предложением. Очевидно, что Павел Григорьевич не был «каким-то там» Демидовым, иначе встреча вообще не состоялась бы. О, это был Демидов с большой буквы.

Демидов с большой буквы

Портрет П.Г.Демидова работы неизвестного художника, около 1800 года. Изображение с сайта wikipedia.org

Павел Григорьевич Демидов родился в 1739 году. Он был из тех самых тульских Демидовых, внук легендарного Акинфия Никитича, стоящего у истоков уральского горнозаводства. То есть, денег у Павла Григорьевича было вдоволь с рождения.

Склонности к бизнесу он не имел, но не цыганки его привлекали, не веселье и не кутежи. Унаследовав в возрасте двадцати двух лет Камбарский, Рождественский и Уткинский заводы, он сразу же передал их в управление братьям, наделенным, в отличии от него, коммерческой жилкой. А затем и вовсе продал этот бизнес. Окончательно, однако же, от горного заводства он не отошел. Вовсю им занимался – но уже как ученый-исследователь.

Демидов много ездит, и не только по России. Его привлекает Европа – Франция, Германия, Нидерланды и другие страны. Между делом, вместе с братьями, назначен был Екатериной Великой советником Берг-коллегии. Занимался в основном науками и много жертвовал. Но период активных пожертвований начался именно после смерти императора Павла. Помимо училища в списке его заслуг естественнонаучная и нумизматическая коллекции, а также  библиотека, которые он передал Московскому университету, 100000 рублей, выплаченных на учреждение Киевского и Тобольского университетов (вместо последнего на эти деньги впоследствии откроют Томский университет).

При всем при том в быту Демидов был более чем скромен. В месяц наедал всего на 6 -7 рублей. На завтрак выпивал чашку кофе или шоколада. На обед хлебал жидкий бульон и высасывал мясной сок из небольшой котлетки, запивал же эту трапезу чашкою чаю с молоком. Зимой к обеду добавлялось несколько ложек простокваши – организму для борьбы со злыми русскими морозами требовались дополнительные калории.

В долг никому не давал – считал что «всякий должен довольствоваться тем, чем его благословил Бог». Зато оброк со своих крепостных брал символический – по пять рублей с семейства в год.

Почти университет

Портрет Карла Ивановича Яниша кисти К.П.Брюллова, 1841 год. Изображение с сайта iskusstvu.ru

Первым преподавателем нового учебного учреждения стал Карл Иванович Яниш, переведенный в Ярославль из Московского университета. Ярославский губернатор князь Голицын анонсировал янишевы лекции: «Императорский Московский университет, желая ревностно содействовать распространению наук и просвещения, через сие объявить честь имеет, что он поручил адъюнкту своему, доктору медицины г. Янишу открыть в Ярославле публичный курс физики, естественной истории и химии».

Он был не одинок: «Университет своими лекциями полагает первое основание ярославского училища высших наук, нового храма учености, которого единое наименование достаточно к воспоминанию блистательного действия патриотизма, отличающего сочлена благородного дворянства ярославского, г. статского советника и кавалера Павла Григорьевича Демидова».

Собственного помещения в то время еще не было – строители не успевали за учеными. Лекции читались в арендованных залах. Но уже в ноябре 1804 года император жалует Училищу так называемый Новый архиерейский дом. Официальное же открытие состоялось 11 мая 1905 года. По сему случаю ярославский губернатор направил ярославскому же предводителю дворянства так называемое «отношение»: «Будущего апреля месяца 29-го числа в 9 часов поутру имеет место быть в здешнем городе торжество в нанимаемом доме Матвеевского по случаю открытия Демидовского высших наук училища. По поводу чего извещении об оном открытии живущих в городах вверенной управлению моему губернии господ дворян и прочих любителей учености, сделав я градским полициям предписания, долгом ставлю и ваше превосходительство о сем уведомить, с тем дабы благоволили известить подобно через господ дворянских предводителей живущее в местах почтенное дворянство, присутствие которого при том же открытии принято будет приятнейшим знаком благорасположения его к устрояемому непосредственно для дворянства училищу».

Первым руководителем – проректором – училища был упомянутый Карл Яниш.

История натуральная и этика собственного  сочинения

«Демидовский лицей в его прошлом и настоящем» / Покровский С.П. Ярославль, 1914 год. Фото с сайта bibliard.ru

В Училище высших наук существовал реестр преподавателей: «Карл Иениш, медицины доктор, Московского университета адъюнкт, кроме публичных лекций, читаемых по средам и субботам, после обеда от 5 до 6 часов зимою, а летом от 5 до 7 часов, будет преподавать воспитанникам физику, химию и историю натуральную на российском языке.

Иоганн Фридрих Шмид, философии и свободных наук магистр, по вторникам и четвергам будет изъяснять логику по руководству Кизельветтера. А по субботам от 8 до 10 часов поутру…учение нравов, придерживаясь к нравственной философии Фернгюссона, начав историею краткою, как древней, так и новейшей этики, им сочиненной. Лекции читать будет на латинском языке.

Василий Шитацкий, философии и свободных наук магистр, в сем году по вторникам, четвергам и субботам поутру от 10 до 12 часов будет изъяснять слушателям своим на российском языке: 1) алгебру с начала, придерживаясь наставлений Г. Клеро; 2) по повторении геометрии и тригонометрии приступит к изъяснению приложения алгебры к элементарной геометрии, коническим сечениям и другим кривым линиям; 3) статистику по руководству Монжа.

Иван Евсеевич Срезневский. Иллюстрация из книги: В.И.Срезневский «И.Е.Срезневский, биографический очерк с приложением портрета» Спб. 1898 Изображение с сайта wikipedia.org

Иван Срезневский, философии и свободных наук магистр, будет преподавать историю изящных наук, с самого начала оных до времен Августовых, представляя по возможности во всяком роде примеры, как в прозе, так и в стихах, более же времени употребит на изъяснение писателей златого века, последуя славным критикам из древних – Квинтилиану, из новейших – Лагарпу, Блеру, Батте и прочим.

Также по вторникам и пятницам после полудни от 4 до 6 часов будет проходить Российскую историю и постарается внушить с помощью оной слушателям своим любовь к отечеству и наукам».

Писатели златого века! Половина лекций на латинском языке. Законотворчество, этика, философия. Действительно, прекрасное образование.

А вот студентов поначалу было не так много. Всего лишь двадцать человек могли за счет Демидова приобретать под руководством Вилке, Шмидта и других светил науки знания, столь полезные для их развития. Впрочем, заплатив малую толику, лекции мог посещать каждый желающий, выдержавший вступительное испытание или предъявивший документ о наличии у него начального и вообще какого-либо образования.

Выпускники же автоматом зачислялись на государственную службу, в чиновники 14 класса. Дальше все зависело исключительно от них самих.

Аттестаты же, выданные в Ярославле, действительно приравнивались к университетским.

Судьба возвышенного училища

Демидовский юридический лицей. Ярославль. Фото 1910 года с сайта charmingrussia.ru

Один из ярославцев так писал об этом учреждении: «В Ярославль приезжало учиться студенчество со всех концов России, даже из Сибири, учитывая то обстоятельство, что в Ярославле можно было дешевле прожить, чем в Москве, Петербурге, Киеве, Варшаве, хотя там были университеты со всеми факультетами, в Ярославле же в университете был только один юридический факультет. Может быть поэтому, то есть учитывая дешевую жизнь, в Ярославском лицее учились большей частью дети мелких чиновников, служащих, бывших семинаристов и других лиц, которые не могли тратить много на образование детей, но и не хотели их оставить без образования. Плата в лицее за учение была 40 рублей в год. Имелся при лицее интернат, но очень небольшой, кажется, человек на 15 – 20».

В 1834 году Училище высших наук было преобразовано в Демидовский лицей. А в 1868 году лицей сделался узкопрофильным, юридическим. Его популярность от этого не пострадала, а, наоборот, только выросла – выпускники получали востребованную и, соответственно, денежную, профессию. А после революции он снова сделался университетом. Ленинский декрет от 21 января 1919 года гласил: «В ознаменование Октябрьской революции 1917г., раскрепостившей трудящиеся массы от политического, экономического и духовного гнета со стороны имущих классов и открывшей им широкие пути к источникам знания и культуры, учредить государственные университеты в городах Костроме, Смоленске, Астрахани и Тамбове и преобразовать в государственные университеты бывшие Демидовский юридический лицей в Ярославле и педагогический институт в Самаре».

Фото с сайта uniyar.ac.ru

И все это время – с 1829 по 1931 годы одну из главных ярославских площадей украшал так называемый Демидовский столп. Он представлял из себя бронзовую полую колонну, для устойчивости заполненную песком. В 1931 году столп снесли (еще раньше с него сбили двуглавого орла).

А в 2005 году колонна была восстановлена.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version