Павел Астахов сообщил, что детские дома в разных регионах России успешно закрываются, поскольку детей разбирают по семьям. Только персонал учреждений, бывает, не хочет расставаться с сиротами. Куда переселяются дети с «насиженных» мест?
ГКОУ Детский дом № 3 г. Калуги, решение о закрытии которого принято не далее чем 10 сентября
Пресс-конференция Павла Астахова и представителей госучреждений, связанных с семейным устройством сирот, проходила так оптимистично, словно проблем (кроме разве что чрезмерной привязанности нянечек к воспитанникам) в этой сфере в России нет. Понятно, что постоянно критикуемому в СМИ омбудсмену необходимо хотя бы рассказать о статистике, которая может проиллюстрировать заявления о позитивных результатах работы.
Статистика, например, бывает такой: в Ханты-Мансийском автономном округе в 2012 году устроили в семьи 107% выявленных сирот, а в 2011 году – 117%. Звучит забавно, а означает, что устроили в семьи несколько больше, чем выявили, то есть усыновителей хватило и тем, кто уже жил в детских домах.
Детские дома закрывают – детей разбирают по семьям. В Тюменской области осталось 9 детских домов, а было 30, сообщил Павел Астахов. За сиротами в Тюмени стоит очередь: остаются без семьи только дети старшего возраста и с особенностями развития, а усыновители, как водится, ждут появления в «банке» маленьких, кудрявых и голубоглазых.
Закрывать детские дома – одно удовольствие. Если только не путем объединения нескольких маленьких в один гигантский. А некоторые губернаторы, признал Павел Астахов, склонны «хитрить» таким образом: было три дома по 30 детей, а стал один, только на 90.
– Если вы знаете о таких случаях – сообщайте. Уполномоченные на местах знают, что я принципиально против такого укрупнения. Это исключительные случаи, – сказал уполномоченный.
Правда, назвать количество таких «исключительных» случаев он не смог. На слуху пример Реутовского детского дома, откуда детей перевели в Егорьевск в 2012 году. Восемь из двенадцати переселенцев устроили побег в знак протеста против переезда из малокомлектного и семейного дома в большой незнакомый интернат. Их привязанность к прежнему месту и психологические травмы, впрочем, Павла Астахова мало интересовали: он напомнил, что детский дом в Егорьевске гораздо лучше оснащен, чем в Реутове.
Годом раньше сообщалось о закрытии как минимум двух детских домов в Московской области тем же способом.
В Калужской области радостно сообщают, что 8 детских домов, где в 2010 году жили 320 детей, сегодня остались два детских дома – их численность до предела сократили, а «фактическая численность детей не превышает лицензионную наполняемость». В области столкнулись с тем, что персонал не хочет расставаться с детьми. Не хочет настолько, что в Малоярославецком детском доме всех детей разобрали по семьям сотрудники.
Остается вопрос, почему не радуются выпускники калужского детского дома №3, решение о закрытии которого принято не далее чем 10 сентября.
Дети будут переведены в другие дома, а в здании откроется социальная гостиница. Выпускники этого учреждения обратились с просьбой поменять решение к губернатору Анатолию Артамонову, но глава региона ответил отказом. Теперь молодые люди призывают президента Владимира Путина обратить внимание на ситуацию.
– Заметьте, что перенаселение в крупных детских домах, согласно государственным стандартам, все равно не происходит, – «успокоил» собравшихся омбудсмен.
Признал Павел Астахов и то, что нормативы надо бы поменять.
– Министерство здравоохранения поставило задачу разукрупнять дома ребенка. Надо делать то же самое и с детскими домами. Детский дом на 120 человек неуправляем, если это не международный детский дом в Иваново – там 400 человек и все прекрасно организовано, – сказал Павел Астахов.
Детям из детского дома в Иваново, не исключено, вскоре тоже придется переезжать. До конца года правительство России примет постановление, согласно которому в детских домах должны будут жить не более 60 детей. Об этом на той же пресс-конференции сказала начальник отдела департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ Ирина Романова. Постановление должно будет регламентировать также количество детей в группах. Для домов ребенка это 6 человек, а для детских домов будет не более 8 человек.
Также в постановлении будет прописан порядок объединения детдомов.
Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов считает, что нормой должно быть не более 50-60 сирот в детском доме. Более предпочтительными он назвал дома семейного типа на 30 воспитанников. А еще более предпочтительным, естественно, – возвращение детей в кровную или усыновление в новую семью.