Православный портал о благотворительности

Павел Астахов: «Выросло как минимум два поколения людей, не понимающих, что такое семейные ценности»

При проведении стандартных психологических тестов среди детей даже на тему «я в будущем» 30% ребят рисует монстров-мутантов

В РИА Новостях состоялся круглый стол « «Монстры» из телевизора: как защитить наших детей?» Поводом стал вступающий в силу с первого сентября следующего года 436-ой федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующий «отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции»… Какова же эта продукция и какой вред она наносит, почему?

Открывая встречу, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов сформулировал те основные проблемы, которые привели к необходимости создания такого закона. В этом законе совершена попытка вырабатывать максимально точные критерии того, что же разрушает духовно-нравственный мир ребенка. «Закон многое расставит по своим местам, – сказал Павел Астахов, – в частности, определит, что же за информация наносит вред духовно-нравственному развитию ребенка, и те, кто будет распространять такую информацию, будут привлекаться к ответственности. И пока он не вступил в силу, мы решили сегодня поговорить о том, в каком состоянии находится сегодня телеиндустрия, с точки зрения именно продукции, которая представляется нашему вниманию». По словам Астахова, телевидение давно заняло место воспитателя для детей, школа уступила телевидению это место, образование давно уже не воспитание-и-обучение, а в лучшем случае учебный процесс: «Тем более, когда мы переходим на новые стандарты, а эти стандарты не предусматривают никакого воспитания. Мы живем в обществе, в котором выросло как минимум два поколения людей, не понимающих, что такое семейные ценности, не понимающих, что такое забота, уважение, любовь к супругу, детям, близким. И вот результат». Результат – высокие цифры статистики разводов, беременные несовершеннолетние, аборты, брошенные в роддоме дети.

Это результат отсутствия воспитания, потребления телевизионной продукции, разрушающей сознание ребенка. «Посмотрите, сколько молодых родителей, у которых изымают детей, – сказал Павел Астахов, – вы же видите, сколько этих рассказов каждый день. Уже, как минимум, три программы у нас появилось, которые говорят об одном и том же, об одних и тех же героях, – хотя и не герои они вовсе, – которые кричат, что детей у них забрали за бедность, за отсутствие ремонта, как вчера об этом на прямой линии сказала одна актриса, возглавляющая соответствующий фонд – у нас есть мама одна, которой разбили окно, не хватило денег вставить окно, забрали ребенка. Я не верю. Я каждым таким случаем занимаюсь. Юрисдикция не моя, но контрольную функцию я могу осуществлять. Я проверяю каждый сигнал, доходящий до нас». Сигналы эти рассматриваются и в упомянутых передачах, но, – считает Астахов, – сделано это так, что лучше бы они этого не делали. «И когда они рассказывают, сидят в студии, смакуют все это, или того хуже, смакуют историю ребенка, который стал жертвой преступления, смакуют все эти подробности – все это создает некую модель для копирования, особенно в сознании людей нездоровых. И люди с неустойчивой психикой начинают копировать, а мы удивляемся, откуда столько насилия в нашем обществе. Когда телевидение само рассказывает, показывает, и даже учит тому, как нужно это делать. А самое ужасное, что оно рассказывает о том, что такое количество детских несчастий и все они, в общем-то, безнаказанны. Что еще больше способствует появлению таких несчастий. Вот поэтому мы и решили провести сегодняшнюю встречу, позвать уважаемых людей», – резюмировал Павел Астахов.

Профессор факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор филологических наук Елена Евгеньевна Пронина рассказала к каким психологическим результатам приводит просмотр детьми телевизионных передач: «Оказывается, дети предпочитают совсем не детские каналы, а взрослые». По статистике, дети — разные дети, разных возрастов, даже дети одаренные, учащиеся в гимназиях, предпочитают передачи развлекательные. «Мы видим, что это достаточно небезопасное зрелище для детей», – убеждена Елена Пронина. Особенное внимание уделяется популярным мультфильмам, «которые на Западе анонсированы как мультфильмы для взрослых, но у нас они и шли и даже сейчас идут в дневное время» («Южный парк», «Гриффины», «Симпсоны»). По статистике, приведенной Е.Е. Прониной, эти мультфильмы насыщенны на 45% – темой страха и мистики, на 50% – темой смерти, на 84% – сексуальной темой, на 92% – темой насилия и на 100% -отрицания норм в принципе. «И стилистика этих мультфильмах начинает все больше появятся в детских рисунках, речи, поведении, – сказала Елена Евгеньевна, – согласно своему возрасту, они моделируют и копируют, как положено детям». При проведении стандартных психологических тестов «нарисуй свою семью», «нарисуй несуществующее животное», дети рисуют что-то схожее на персонажей указанных мультфильмов, теряя чувство реальности и воображение. И даже на тему «я в будущем» 30% рисует монстров-мутантов. Происходит проецирование этих мультфильмов на собственную жизнь, неразличение.

Был проведен еще один тест – как подобные мультфильмы влияют на человека в будущем, то есть, тестировались уже взрослые. Им задавались вопросы о том, в каком возрасте они познакомились с этими мультфильмами, нравится-не нравится. Взрослые проходили так называемый тест Розенцвейга, выявивший их агрессивность (или приятие насилия вообще) в прямой зависимости от раннего знакомства с указанными мультфильмами и одобрения насилия в них. «Детское телевидение должно быть поддерживающим, давать модели позитивного поведения, – сказала Елена Евгеньевна, – модель того, как справляться с трудными ситуациями. В существующих детских передачах этого нет».

Защита детей, по словам Прониной, должна быть не только индивидуальная (родительская), но и коллективная (общественная).

Присутствующие на встрече художественный руководитель программы «АБВГДейка» Т.К. Черняева и главный продюсер телеканала «Карусель» Е.С. Соколова поделились своим мнением и опытом, как непосредственные участники производства продукции для детского телевидения.
Татьяна Черняева говорила, что по правилам (по лицензии, которую имеет каждый канал), доля детских передач на канале должна составлять 6-7%, но, по сути, нет и этих 6-7 процентов! Нет и финансирования, и интереса каналов к детским темам, нет желания показывать передачи и фильмы, созданные на основе Библейских ценностей. А значит, и у детей — нет традиционного воспитания.

Еще одна проблема детского телевидения, по словам Е.С. Соколовой в том, что «сейчас в стране сложилась такая ситуация, что отечественного контента, связанного с ценностями, близкими русскому, российскому народу, очень, очень мало». «Мы, ответственные за то, чтобы телевидение для детей было безопасным, – говорит Соколова, – сталкиваемся с тем, что его просто неоткуда брать, а наша задача производить современный качественный контент».

Закон, обсуждавшийся на встрече, разрабатывался 13 лет специально созданной экспертной группой. При разработке учитывался опыт западных стран, в которых такие законы существуют давно: в Германии – 60 лет, во Франции – 25 лет, во многих других странах десятки лет. Там эти законы отработаны, существуют защитные механизмы, регулирующие их действие. За 13 лет работы экспертная комиссия попыталась подготовить закон, учитывающий все аспекты, которые могут нанести вред ребенку (вплоть до анонсирования различных фильмов, какие кадры берутся в анонс, если анонс показывается в то время, когда его может увидеть ребенок). Впрочем, как этот закон будет работать, мы увидим через полгода. И, разумеется, важно помнить то, что то, что происходит с нашими детьми, зависит не только от медиа.

Александра БАБУШКИНА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version