Экспертные обсуждения программы «Россия без сирот» будут проходить еженедельно – об этом заявил на встрече с чиновниками социальной сферы, усыновителями и воспитанниками детдомов омбудсмен Павел Астахов. Кроме того, весной или летом этого года должно состояться совещание всех руководителей детдомов страны.
Федеральная целевая программа «Россия без сирот» направлена на помощь уже проживающим в детдомах сиротам и на предотвращение появления новых (речь идет, конечно, о так называемом социальном сиротстве). По плану ее создателей, в итоге большинство детских домов окажется просто не нужно. Так обстоят дела, например, в Израиле, где государство и общественные организации начинают заботиться о детях еще до их рождения: оплачивают супругам лечение от бесплодия, выдают премии женщинам, отказавшимся от аборта, обеспечивают неблагополучные семьи регулярной помощью психологов и педагогов, передают детей проблемных родителей в семьи благополучные, не препятствуя встрече этих детей со своими родными. Может ли так быть в России? В это верят не все.
По мнению Павла Астахова, государству выгоднее воспитывать своих детей в семьях, чем в специальных учреждениях – деньги, которые тратятся на содержание в детдомах можно частично или полностью переводить приемным родителям. А с неблагополучием биологических семей бороться профилактически. Впрочем, у некоторых есть сомнения насчет того, как успешно будет работать эта схема. Удивительно, но против расформирования детдомов высказались оба приглашенных на встречу воспитанника таких учреждений.
Александра Кузнецова, выпускница детского дома, теперь студентка:
– Не все дети, которые живут в детских домах, хотят уйти оттуда в приемные семьи. Они считают детдом своей семьей, поэтому, я считаю, полностью искоренять их нельзя.
О том, чтобы разом расформировать все коллективы детдомов и интернатов, пока речи не идет, но вместо части их планируется создать «Центры профилактики и помощи семьям», которые станут осуществлять пресловутый социальный надзор, которого так боятся многие родители. Беспокоит то, насколько тактично и профессионально будет вестись такая работа и какие семьи она может затронуть. Например, Галина Сабитова, первый заместитель директора ГНИИ семьи и воспитания, считает, что до 70% неполных семей нуждаются в помощи специалистов. Все ли эти мамы готовы впустить в свой дом посторонних?
– Родительское сообщество тревожат эти методы профилактики, – говорит усыновительница Ольга Леткова. – На прошедшем 9 февраля Съезде родителей России, Путин пояснил, что мнение общества будет услышано и учтено, и согласился с тем, что есть немало примеров издевательского вторжения в семейную жизнь.
В некоторых регионах профилактикой социального неблагополучия уже занимаются специальные службы, но перед ними встает немало проблем. Об этом рассказала куратор центра помощи семье и детям «Огонек» Алена Назибуллина:
– Мне кажется, куратор должен быть среднего возраста и уже иметь свой семейный опыт, потому что бывает, что когда неопытный человек приходит в семью, он теряется и не понимает, как им помогать. Еще у нас есть проблемные зоны: маленькая зарплата, из-за этого – текучка кадров, а еще нужны курсы подготовки и повышения квалификации.
Помимо неблагополучных семей, есть и еще одна группа риска – родители, у которых появился тяжело больной ребенок. Предполагается, что в таких случаях работу с матерями надо начинать еще в роддоме, ведь часто услышав, что новорожденный появился на свет с серьезными патологиями, семья принимает решение не забирать его домой. Но перечня конкретных мер помощи, на которые может рассчитывать мать, решившаяся выписаться с малышом и самой бороться с его болезнями, пока, к сожалению, нет.
Словом, сама идея сокращения в России числа сирот не может не нравиться, и даже, как заметил Павел Астахов, претендует на звание национальной, но методы достижения этой благородной цели понятны далеко не всем. Уполномоченный по правам детей заверил, что обсуждение будет продолжаться и пойдет по демократическому пути: одобрить Программу должно будет большинство.