Православный портал о благотворительности

Патронат: FAQ

Нашумевший законопроект «Лаховой/Крашенинникова» «Об опеке и попечительстве» будет рассмотрен Государственной думой во втором чтении 9 апреля. Напомним, что в этом законопроекте не нашлось места такой форме воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как патронат. Мы отобрали самые распространенные вопросы и претензии к патронату и попросили двух ведущих российских специалистов в этой области ответить на них или прокомментировать соответствующие высказывания

Мы отобрали самые распространенные вопросы и претензии к патронату и попросили ответить на них или прокомментировать соответствующие высказывания двух ведущих российских специалистов в этой области: главного популяризатора деинституациализации в России, доктора психологических наук, педагога Галину Владимировну Cемью и директора одной из основных патронатных площадок страны, 19-го детского дома, Марию Феликсовну Терновскую. Некоторые мы пересказали своими словами, другие (их мы выделили курсивом) привели дословно из наиболее ярких и характерных источников – интервью, данных нашему сайту детским психиатром Еленой ЛЕБЕДЕВОЙ и директором Ковалевского д/д прот.Андреем ВОРОНИНЫМ, нашумевшего письма Екатерины ЛАХОВОЙ (тогда – председателя комитета Госдумы по вопросам семьи и женщин) к Дмитрию МЕДВЕДЕВУ и широко разошедшейся в рунете статьи юриста Антона Жарова «Почему я против патроната»:


Галина Владимировна Семья и Мария Феликсовна Терновская


– Патронат не является семейной формой устройства сирот, т.к. действует только до 18 лет и на это время «родители» поступают на службу в учреждение.

«Форма устройства – это определение ребенку законного представителя, который вместо родителей будет отвечать за ребенка, осуществлять его воспитание, содержание, образование, защиту его прав и законных интересов (статьи 26, 28, 32, 33 и 36 ГК РФ, статьи 56, 63, 137, 146, 153 СК РФ). При патронате законным представителем ребенка остается учреждение, которое передало ребенка на патронат, или орган опеки и попечительства.»
Г.С.:
– Совершенно верно, патронат действительно не является семейной формой устройства. Это форма воспитания ребенка в семье. Патронат не считается устройством с точки зрения законодательства, так как опекуном ребенка остается руководитель учреждения, а не патронатный воспитатель, а сам ребенок числится в контингенте детского дома.

Сегодня многие специалисты рассматривают патронат как промежуточную форму, которая позволяет воспитателям укрепиться в своем решении взять ребенка на усыновление, под опеку. Поэтому в ряде регионов срок пребывания ребенка в семье ограничен.
Вернуться к основной статье о патронате
М.Т.:
– A мы считаем, что патронат- это форма устройства в семью. В соответствии со статьей 1 закона города Москвы №16 «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» : «Патронатное воспитание – форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем)».
Законы о патронатном воспитании приняты в 42 регионах Российской Федерации. В 32 регионах патронатное воспитание определяется как форма устройства ребенка в семью, в 10 – как форма воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 80 % регионов при патронатном воспитании применятся разграничение прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка между учреждением по патронатному воспитанию, которое часто является еще и уполномоченной организацией по патронатному воспитанию, и патронатным воспитателем. В 49% регионов договор о патронатном воспитании заключается между органом опеки и попечительства, учреждением по патронату и патронатным воспитателем, в 34% регионов – между только учреждением и патронатным воспитателем, в 17% – между органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем. В большинстве регионов применяется как долгосрочный патронат (до 18 лет), так и краткосрочный (гостевой). В ряде областей применятся пост-интернатный патронат.
Также в 31% регионов законом установлен социальный патронат как форма профилактической работы с ребенком, проживающим в семье в социально опасном положении.

Ребенок передается в семью, живет в семье, вырастает в семье. А где работают его патронатные родители, или какой документ был оформлен, когда его забирали из детдома, ему, по большому счету, не важно. Главное – любят ли , заботятся ли, проводят ли с ним все свое время и т.п. В конце концов, в семье опекуна или приемного родителя ребенок живет тоже до 18 лет. Их свойства «быть семьей» никто не оспаривает. И работать они могут где угодно.

В Семейном кодексе используется термин «форма воспитания», а не «форма устройства». «Воспитание» – слово емкое, вмещающее и кров, и уход, и моральные устои, и духовную близость, и многое другое. Главное в воспитании – любить ребенка, уважать его, быть настроенным на него, перекраивать под него свою жизнь, быть рядом, и через постоянное общение помогать расти, набираться опыта и – делать свой выбор. «Законное представительство», т.е. принятие решений за и от имени ребенка – дело тоже важное. К сожалению, юристы забывают, что смысл помещения в семью – не в приобретении права выступать в суде, а в том, чтобы у ребенка была семья, чтобы появился кто-то, кому этот ребенок был бы нужен и кто смог бы его вырастить здоровым и успешным. Т.е. важно то, что происходит между ребенком и новыми родителями, а не как они «функционируют как законные представители при отстаивании интересов ребенка перед третьими лицами».

При патронатном воспитании представлять интересы ребенка могут и новые патронатные родители, и учреждение. При этом у них солидарная (совместная) ответственность за общий результат и четко определенны свои задачи и права. В зависимости от необходимости для ребенка, от возможностей семьи, или для наилучшего обеспечения его развития варьируется и объем полномочий семьи и службы. Учреждение лишь дополняет «родителей» – там и тогда, когда их собственных усилий не хватает, и нужны профессиональные знания. И дает гарантию безопасности от халатности и злоупотреблений, или просто от непонимания или даже от слепой любви.

Для этих целей в ряде регионов (Москва, Калининград, Томск, и т.п.) в законах используется термин «разграничение прав по защите прав и интересов ребенка» между новой патронатной семьей и уполномоченным учреждением по опеке и попечительству (имеющим в свою очередь договор с органом опеки на исполнение данной работы). Принципиальное свойство патронатного воспитания – наличие такого разграничения прав. Иными словами, «родителю – родителево», а «где нужна помощь, или профессиональный взгляд на проблему» – то пусть отвечают специалисты.
Вернуться к основной статье о патронате

– Дети понимают, что родители «не настоящие», понимают временность и шаткость своего положения, неискренность отношений за деньги и не относятся серьезно к таким отношениям. А еще – боятся, что если что не так, от них откажутся, это – психотравма.
М.Т.:
– Это спекуляция. Решение суда об усыновлении – тоже не гарантия любви, взятые под опеку, в приемные семьи, усыновленные – боятся того же. У нас в детском доме много детей, которых отняли от усыновителей. Их усыновляли младенцами (не у нас, а обычным путем, через опеку и банк данных), а изымали лет в 10-12. Причины бывали совершенно жуткие, вплоть до прямой угрозы жизни. Что же теперь запрещать усыновление, если такое происходит? Или вообще прекратить все семейное устройство, т.к. «положение шаткое», как оказывается, при любой форме устройства? А патронату отказывают в доверии за то, что случается при этой форме устройства ничуть не чаще, чем при других. На наш взгляд, в первую очередь, нужна семья, но одно лишь «перемещение в семью» любой ценой не должно стать единственной целью.
Целью должен быть ребенок – его счастье в новой семье, а также и его благополучие и развитие.
Вернуться к основной статье о патронате

– Руководству патронатных детдомов невыгодно передавать детей на опеку и на усыновление, т.к. финансируют д/д по числу содержащихся там детей, усыновленные дети там не числятся, а патронатные – числятся, но не содержатся, т.е. финансирование идет, а тратить его на детей не надо.
М.Т.:
– Наша модель дает фактически новый финансовый механизм деинтситуциализации. Действительно, у нас нормативное финансирование – все расчеты идут от числа обслуживаемых лиц. В школах – от числа учеников, в органе опеки – от числа тысяч детского населения, в социально-реабилитационном центре – от числа обслуживаемых детей и семей, в детском доме – от числа воспитанников в списочном составе.

Мы реструктурировали бюджет детского дома. Мы считаем, что дети – наши клиенты, мы их обслуживаем. Исходя из их числа (как и в прочих бюджетных организациях) формируется фонд оплаты труда по нормам для детских домов. В пределах выделенного (как для обычного детского дома) фонда мы вводим ставки для основного персонала (у нас 4 социально-психологические службы, стационар, отделение «Маленькая мама», отделение «Мой дом» для выпускников), а также – и ставки на патронатных воспитателей ( примерно, 50%). Т.е., за те же деньги, как и в детском доме, работают и службы сопровождения, и патронатные воспитатели.

Далее. Смета расходов на содержание детей в обычном ДД содержит несколько статей (питание, одежда, медикаменты и т.д.). Что у нас: средства, предусмотренные на эти статьи, ПЕРЕМЕЩЕНЫ в новую статью – трансферты населению – в виде совокупной суммы «пособия», которая «идет» за ребенком. Т.е. ребенок живет в стационаре – деньги поступают на его расходы в стационаре. Ребенка передали в семью – деньги за ним в тот же день передаются по договору в семью.

Т.е. мы фактически средства из учреждения «канализировали» в семьи.
Деньги «следуют» за ребенком и нигде не остаются. Так что, то, что написали авторы цитаты: «финансирование идет, а тратить на них не надо» – это абсурд.
Если надо, мы готовы показать сметы и расчеты.
Вернуться к основной статье о патронате

– Сторонники деинституционализации призывают к радикальному отказу от учреждений, но ведь патронатный эксперимент очень молод – не получится ли, что разрушив одну систему не удастся отстроить другую?
Г.С.:
– О радикальном отказе речь не идет. В широком смысле термин деинституционализация означает реализацию четырех взаимосвязанных составляющих: во-первых профилактика семейного неблагополучия, недопущение детей вообще в систему государственного попечения; а если попали – неперевод потом ребенка из дома ребенка в детский дом. Во-вторых – это развитие альтернативных форм семейного устройства. В-третьих – перепрофилирование закрывающихся детских домов в службы сопровождения или в другие учреждения. И в-четвертых – это создание новой системы учреждений для тех детей, которые по разного рода причинам не будут в семьях.

Ведь всегда будут дети, которые никогда не будут устроены в семьи, это надо осознавать. Подростки не хотят уходить в семью, есть дети с отклонениями в развитии или с серьезными медицинскими диагнозами, кто-то вернется с патроната – вариантов много. Мы должны иметь систему, куда ребенок может вернуться, но это должны быть детские дома, где созданы принципиально иные условия.

Мы с интересом наблюдаем за реализацией политики деинституционализации в Румынии, где закрыли все детские дома. К сожалению, по данным экспертов, сейчас пошла волна возврата детей.

Поэтому когда региональные власти говорят, что их область будет областью без сирот, это самообман. К сожалению, они плохо понимают ситуацию, и в погоне за показателями иной раз идет принудительное закрытие учреждений интернатного типа. А вовсе не потому, что благодаря нам всех детей «раздали» по семьям.
Вернуться к основной статье о патронате
М.Т.:
– Мы как раз и говорим о том, что нельзя ломать, а надо сохранять кадры, вкладывать в них, занимаясь их переподготовкой и повышением проф. уровня. Чтобы постепенно преобразовать стационарный детский дом в систему социальных и психолого-педагогических служб для устройства в семью и профилактики сиротства. Это будет постепенный процесс преобразований и эволюционное замещение одной системы другой.
Вернуться к основной статье о патронате

– Поддержка патронатных программ отвлекает государственные средства от программ реального усыновления и от поддержания в порядке детских домов.
Г.С.:
– Это полностью не соответствует реалиям. Патронат сегодня – практически единственная возможность устроить на семейное воспитание старших подростков, выпускников интернатных учреждений (постинтернатный патронат), больных детей. Патронат позволяет дифференцировать поддержку и помощь таким семьям. Содержание ребенка в патронатной семье является менее затратной формой содержания ребенка по сравнению с детским домом. Таким образом, патронатная система позволяет скорее экономить средства, выделяемые детскому дому, а не отвлекает их.

Есть другая проблема в финансовой сфере. Международные эксперты говорят, что самая большая проблема при перепрофилировании учреждений интернатного типа – сопротивление персонала, в том числе – из страха потерять рабочие места, заработную плату. На мой взгляд, это должно решаться планово. Сотрудники учреждения должны знать, когда будет перепрофилировано их учреждение, кем они смогут там работать. Они должны иметь возможность пройти переподготовку.
Вернуться к основной статье о патронате
М.Т.:
– С другой стороны, получается, что от реального усыновления отвлекает и повсеместное распространение приемных семей? Ведь приемная семья – тоже временная, до 18 лет. И закон «Об опеке и попечительстве» тоже отвлекает, т.к. он не про усыновление, а про опеку и попечительство. А опека тоже – до 18 лет.
Вернуться к основной статье о патронате

– «Ребенок, находящийся на патронате, хотя и не убирается из базы данных, фактически исчезает из поля зрения потенциальных усыновителей или опекунов. Почему? Его нет в детском доме, с ним невозможно увидеться, даже если «выбрать по фотографии». Как вы себе представляете сцену, что некто семья Ивановых, выбрав по фотографии какого-нибудь Илюшу пяти лет, приезжает с направлением в детдом, а там, телефонограммой вызывают патронатных воспитателей семью Петровых с Илюшей, которому объясняют, вот, мол, эти люди хотят тебя усыновить.
Я описать-то это не могу толком, а что будет твориться в голове ребенка — неясно совсем. И что будут думать Ивановы и Петровы — трудно описать словами.»

М.Т.:
– Мы считаем, что патронатное воспитание правомочно приравнять к формам устройства в семью, таким как опека, приемная семья, усыновление. Поэтому ребенок не должен находиться в банке данных, т.к. в этом банке данных регистрируют детей, не находящихся на воспитании в семье, а проживающих непосредственно в стенах детского дома. В банке данных нет детей, переданных под опеку и в приемную семью. Не должно быть и детей, переданных в патронатную семью.

Добавим, что 25% наших патронатных воспитателей впоследствии (года через 3-4) усыновляют «своих» детей. Остальные 75% – нет, т.к. им (и им, и ребенку) необходима помощь наших служб и важно сохранить другие льготы для ребенка (связанные с получением образования и выделением жилья). А при усыновлении все эти возможности исчезают.

Вопрос о помещении ребенка на ту или иную форму устройства, о возврате в кровную семью, или о передаче на усыновление должен решаться в плановом порядке органом опеки и попечительства на основе профессиональных заключений специалистов уполномоченных учреждений типа нашего. Мы считаем, что необходимо ввести процесс планирования попечения для каждого ребенка.
Вернуться к основной статье о патронате

– Предлагаемая сторонниками патронатного воспитания модель подразумевает смену приемных семей при отказе приемных родителей от дальнейшего воспитания ребенка. Получается, что главный бич воспитания в учреждении – прерывание эмоциональных связей – сохраняется и на патронате.
Г.С.:
– Прерывание эмоциональных привязанностей – это действительно негативная сторона краткосрочного патроната. Если это происходит, надо готовить ребенка к расставанию и минимизировать последствия травмы: психологи умеют это делать.
Если ребенка возвращают с патроната – это значит, с одной стороны, плохо отработали те специалисты, которые подбирали, обучали эту семью. Существует такая статистика: из пятнадцати позвонивших остается примерно один человек, который прошел отбор и обучение. Очень многие на периоде обучения отказываются. С другой стороны, причина возврата, – плохо сопровождали, не помогли справиться с проблемой.

Конечно какая-то шаткость, и тем более возвраты – это плохо! Я считаю, что патронат в большей степени подходит, в первую очередь, для подростков и для выпускников. Они люди взрослые и понимают, что происходит.
Но и приемная семья может не справиться с ситуацией и точно так же может отдать ребенка обратно. В усыновлении тоже можно инициировать отмену.
Вернуться к основной статье о патронате
М.Т. :
– Мы как раз работаем на то, чтобы минимизировать перемещения детей. Ho прерывание эмоциональных связей возникает в любом случае, когда ребенка забирают от родителей. В учреждении же не возникает никакой адекватной замены фигуры привязанности. Т.е., не возникает новых отношений привязанности. Именно в этом и основной вред воспитания в учреждении.

Помимо этого, нынешняя ведомственная модель защиты прав детей предполагает обязательное перемещение ребенка из учреждения в учреждение при смене статуса, возраста, состояния здоровья ребенка: больница, приют, дом ребенка, детский дом, интернат, общежитие колледжа. Это самый небольшой перечень. Наша модель предполагает единое ведение ребенка специалистами, направленное как раз на сохранность отношений. В первую очередь, со своей семьей – это называется социальный патронат: ребенок продолжает жить с родителями, ему помогают соцпедагоги службы соцпатроната. Если ребенка нельзя оставить дома, то для него находится новая семья и дальнейшая работа направлена на стабильность этой семьи и на формирование привязанностей с новыми родителями. В большинстве случаев это удается. Если же все-таки привязанности не возникает, или родители почему-либо не справляются и происходит возврат, то ребенку помогают справиться и жить дальше. Очень важна роль реабилитационной работы с ребенком на всем протяжении его взросления и постоянство специалистов, контакта со службой. В нашей модели это все одни и те же люди одной и той же службы, они и создают тот самый фактор стабильности для ребенка и дают защиту и постоянство отношений.

В модели патроната есть профессиональная работа и с ребенком, и с семьей, и до, и после устройства, и если это делается теми же службами и специалистами, это дает гарантию минимизации травм от новых разрывов и быстрое восстановление. При этом ребенок не остается навсегда в детском доме. Ему помогают обрести новых родителей.
Вернуться к основной статье о патронате

– Патронатным родителям платят гораздо больше, чем усыновителям и биологическим родителям. Почему?
М.Т.:

– Биологические родители сами должны содержать своих детей. Усыновители же по нашему закону приравнены в правах к биологическим родителям. Поэтому им тоже не идет оплата.
Но патронатным родителям платят сейчас меньше, чем опекунам и приемным родителям, которым выплаты положены по федеральному закону. Патроната пока нет в федеральном законодательстве, поэтому средства на эти семьи – это средства регионов. Регионы их выделяют крайне мало и неохотно.
Вернуться к основной статье о патронате

– Большинство патронатных родителей берет детей ради денег, часто на самих детей им наплевать.

«Мотивации иной, кроме финансовой, у патронатных воспитателей нет. Если хочешь взять ребенка — возьми под опеку, отвечай за него, расти. Если не можешь взять на себя ответственность за ребенка — иди, «зрей».»
М.Т.:
– При подготовке и обследовании семей выявляются мотивы приема детей в семью. Обычно присутствует комбинация трех мотивов:
– «получить» ребенка, стать родителем, продолжить родительство;
– заниматься любимым делом, которое лучше всего получается – воспитанием детей;
– мотивы служения, помощи («..так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»).
Как правило, в чистом виде ни один из них «не работает» , а именно их совокупность приводит к решению.
Те люди, которым нужны деньги, обычно больше одного раза не звонят. Сразу становится понятно, что денег мало, и для того, чтобы ребенка воспитать и вырастить до совершеннолетия, их нужно в несколько раз больше, т.е. вкладывать свои средства. И «работа» и «зарплата» будут не завтра, а после длительной подготовки и подбора ребенка. Так что как раз модель патронатного воспитания и технологии работы с заявителями позволяют не допустить к воспитанию детей граждан, имеющих лишь материальный интерес. Мы такие звонки даже не регистрируем как входящие.
Вернуться к основной статье о патронате
Г.С.:
– Нельзя так однобоко все интерпретировать! Если в детском доме воспитатели работают за деньги – и это хорошо, то почему же, когда если кто-то получает заработную плату как патронатный воспитатель – его сразу обвиняют в меркантильности? Почему вы отказываете бедным людям право иметь чувства по отношению к приемному ребенку? Только потому, что он бедный?

Вот в Белгородской области стали давать квартиры усыновителям, нуждающимся в улучшении условий. Да, может быть, многие и взяли этого ребенка из-за того, что еще и квартиру можно получить (она, правда, служебная: если ты откажешься, ты ее потеряешь). Но почему надо обязательно считать, что у них нет любви к этому ребенку? Между прочим, полюбить приемного ребенка – это определенный труд. Я проводила оценку ситуации с развитием семейных форм в Беларуси по заказу ЮНИСЕФа. Было проведено республиканское сочинение, в котором усыновители отвечали на вопросы «Почему я взял ребенка в свою семью, как прошла адаптация, когда я почувствовал себя родителем» и прочее. Как оказалось, очень многие принимают это решение спонтанно. И одна женщина даже написала: «Первые полгода я себя чувствовала няней, но не мамой – родительская любовь пришла потом».

Отсекайте тех, кто хочет усыновить ребенка ради денег или трудовой эксплуатации! Это часто можно выяснить на этапе работы с кандидатами. Я, к примеру, в одном из южных районов Казахстана обнаружила, что патронатные семьи узбеков предпочитали брать из детского дома исключительно русских 12-13-летних девочек, хотя в учреждениях были и узбекские дети. При посещении таких семей, я обнаружила, что в одной руке у этих девочек уже хозяйская малышка, она ее качает, а второй рукой она показывает, как печь хлеб, и что она еще делает по дому. И на курсах повышения квалификации наши специалисты органов опеки и попечительства иногда рассказывают, что в период весенне-осенних полевых работ число детей, которых хотят взять в семью временно, увеличивается. Это уже не трудовая социализация, а эксплуатация детского труда, это, конечно, недопустимо.
Вернуться к основной статье о патронате

– Почему патронат гораздо проще оформлять, чем усыновление?
М.Т.:
– Это миф. Мы уверены, что абсолютно все замещающие семьи, независимо от форм устройства, нужно обследовать и готовить к приему детей. У нас, в нашей модели – это организовано. В действующей системе органов опеки – нет. Потому что там нет соответствующих служб, а у нас есть. Программы подготовки усыновителей немного должны отличаться, т.к. различаются проблемы детей. При патронате очень важно взаимодействие семьи со службой, поэтому при подготовке больше времени уделяется и этим проблемам.

Также отличие состоит в способе подбора семья-ребенок. В случае усыновления семья выбирает ребенка из базы данных по формальным признакам (рост, цвет глаз, волос и т.п.). В случае работы профессиональной службы патронатного воспитания, специалисты выявляют потребности и проблемы ребенка, обследуют семью и могут дать рекомендации по профессиональной совместимости ребенка и семьи, а потом и семья, и ребенок принимают решение. Это более защитная ситуация. Т.е. она не «проще», а «более профессионально выстроена».
Вернуться к основной статье о патронате
Г.С.:
– Количество бумаг определяется региональным законодательством, поэтому иногда все же патронат бывает легче оформить. Но ведь надо еще пройти обучение. И получить отказ при патронате легче, чем при другой форме. Ведь здесь учитываются обучения и результаты психологического тестирования.
Вернуться к основной статье о патронате

– При выборе стези «профессионального родителя» есть вероятность сексуальных мотивов. Часто ли патронатными воспитателями становятся одинокие люди? Много ли среди них мужчин?
М.Т.:
– Когда мы начинали, в середине 90-х годов, у нас было много одиноких женщин – около 50%. Многие были с детьми, но не все. Сейчас 2/3 патронатных семей – это полные семьи, и только треть – одинокие женщины. Не потому, что мы так выбираем. А потому, что изменилась ситуация, для многих вопрос выживания собственной семьи уже не стоит. Поэтому стало больше приходить именно семей с детьми, тогда как 10 лет назад у них такой возможности не было. У нас есть и несколько «патронатных отцов», с которыми заключен договор (т.е. с ними, а не с их женами) – ответственность за ребенка лежит на «отцах».

Одиноких отцов у нас было всего 2: один был из казачьей общины и весьма успешен как патронатный отец. Ему помогала вся община. Второй только начал с нами взаимодействовать, как мы выявили на ранних стадиях скрытую предрасположенность к педофилии. В настоящее время мы практически не имеем инструментов для качественной оценки таких граждан, т.к. как известно, педофилия не диагностируется заранее. Наверное, здесь критерием может стать наличие системы поддержки у такого мужчины: родственники, друзья, их готовность во всем участвовать и помогать в воспитании.
Вернуться к основной статье о патронате

– Сторонники патроната скрывают статистику возврата из патронатных семей. Есть ли такая статистика, где она? Чем она отличается от статистики по другим формам семейного устройства?
М.Т.:
– Мы не скрываем. У нас все опубликовано на нашем сайте. Мы как раз работаем на то, чтобы возвраты предотвращать. А если случаются, помогаем ребенку жить дальше и добиваться стабильности уже в новой семье.

Это иллюзия, что решение суда о назначении нового родителя, может спасти от разрыва отношений. Отношения развиваются, жизнь идет и меняется, всякое может случиться. Главное, как с этим будут справляться. И будет ли кому им помочь, т.е. есть или нет выстроенная и гарантированная система поддержки.

У нас помощь юридически заложена в самой форме патронатного воспитания. Это не спасает на 100% от ошибок, но в большинстве случаев дает возможность справиться. У нас 90% успешных устройств и 95% детей, устроенных в семьи из всех, кто попал к нам в детский дом.

И опять: достоверной статистики по опекунам, приемным родителям и усыновлениям найти непросто, и она тоже состоит не из одних побед. Так, в Санкт-Петербурге до 60% детей в детских домах – это дети, изъятые из семей опекунов. В Москве происходит отмена каждого 10-го усыновления. У нас много детей после отмен усыновлений… так что- делайте выводы.
Вернуться к основной статье о патронате

– У детдомовцев такая наследственность и так деформирована в младенчестве психика, что никакая подготовка патронатных родителей не может компенсировать работу в учреждении.
Г.С.:
– Конечно, есть такие заболевания, с которыми справиться невозможно. Медицинский статус ребенка – очень серьезный барьер для приемных родителей. Многие кандидаты говорят, что нужна дополнительная медицинская страховка, чтобы иметь гарантию лечения ребенка. И вот при такой поддержке справиться со многими заболеваниями в семье легче, чем в детском доме. Здесь работают другие психологические факторы – чувство психологической защищенности, уверенность в стабильности ситуации и конечно, безусловная любовь к ребенку.
Вернуться к основной статье о патронате
М.Т.:
– Действительно, дети, пережившие травму от разрыва с семьей, никогда не знавшие маму, имеют особенности развития. В системе патронатного воспитания одна из главных задач – это подготовка ребенка к помещению в семью. Сам уклад жизни в семейной группе в детском доме, где проводится такая подготовка, способствует формированию чувства защищенности и доверия.

Важно, что в системе патронатного воспитания обязательно работает реабилитационная служба. У нас есть «набор» специалистов: психологи, врач, педагог, дефектолог, логопед, психоневролог. Они обследуют ребенка как только он приходит к нам в проект, делают прогноз для его развития, проводят соответствующие занятия. Психологи ведут терапию и прорабатывают прошлые травмы. И только когда ребенок готов к новой привязанности, его передают в патронатную семью. Терапия продолжается и после устройства ребенка в семью. Реабилитационная служба дает рекомендации новой семье о том, как дальше развивать ребенка, участвует в подборе школы. Психотерапевтическая и коррекционная работа продолжается и после помещения ребенка в семью – вплоть до выпуска в жизнь.
Таким образом, создается основа для формирования новых стабильных отношений с новыми родителями и для ликвидации социально-педагогической запущенности и нормализации развития. Есть и помощь в процессе адаптации ребенка в новой семье. Заметим, что самим новым родителям тоже нужна терапевтическая помощь, т.к. с приходом ребенка в семье многое меняется, надо перестраиваться, привыкать. Это процесс непростой и нужно помогать с этим справляться.

Именно сочетание профессиональных ресурсов службы и семейного воспитания и дает мощный результат для нормализации развития ребенка и его успеха в будущем.
Вернуться к основной статье о патронате

– Многие воспитанники детских домов вспоминают свой д/д с благодарностью, приезжают в гости и т.д. Известны ли подобные случаи в среде патронатных воспитанников? Вообще, есть ли в России хоть один выпускник патроната?
М.Т.:
– Всего в России в патронатных семьях около 5,5 тысяч детей. В нашем проекте в Москве уже 50 выпускников. Из них в группе риска всего 2, но и они вполне социализированы, имеют постоянных партнеров, работают.
Многие патронатные воспитанники продолжают жить со своими патронатными мамами и папами после выпуска. Наша модель патронатного воспитания – это модель постоянного устройства ребенка до достижения им возраста 18 лет. Гостевую форму патроната (т.е. патронат без оформления его постоянного проживания в семье, ребенок приходит в семью в гости по выходным и праздничным дням, живет в семье на каникулах) мы считаем очень опасной и подходящей только для очень узкой категории детей: либо имеющих симбиотическую связь со своей семьей и тесный контакт с ней (тогда гостевая семья – еще одни друзья для ребенка, не более), или для подростков, готовящихся к самостоятельной жизни. Тогда им просто надо помочь подготовиться к ней, поддерживая, давая тепло отношений и защиту. А для остальных детей нужны постоянные семьи, в которых можно вырасти и остаться навсегда. Опять-таки, это не зависит от вида решения об устройстве. Главное – качество отношений, безопасность и уровень заботы.

Мы работаем для того, чтобы сохранить семью, чтобы помочь преодолеть кризисы адаптации, создать условия для нормализации развития и адаптации ребенка. Чтобы человек мог выйти в самостоятельную жизнь и нормально конкурировать со сверстниками. Нашим детям выделают жилье, однако переезжают они не сразу, постепенно все обустраивают, оставаясь в патронатной семье и после выпуска. Обычно переезжают, когда создают свои семьи.
Вернуться к основной статье о патронате

– В России нет крепкого института семьи (на каждые 1000 браков приходится 800 разводов). Невозможно говорить о приоритете семейного устройства, когда у нас почти нет нормальных семьей.
М.Т.:
-Даже, если так, мы считаем, что мама с ребенком, если они любят друг друга, это уже семья. Такой ребенок, когда вырастет, сможет создать свою крепкую семью.
Вернуться к основной статье о патронате
Г.С.:
– В нашей стране дети-сироты составляют два-три процента от всего количества детского населения. И я не поверю, что у нас нет такого количества нормальных семей. У нас 160 тыс. детей находятся в учреждениях, из них примерно две третьих могут быть точно переданы в семьи на разные формы.

Год назад по заказу уполномоченного по правам ребенка мы проводили исследование в Москве на выборке 1200 человек. Оказалось, что 2,7 % опрошенных готовы взять ребенка к себе в семью сейчас, еще три процента готовы взять при наличии дополнительных преференции: медицинская поддержка, путевки в лагеря, большее пособие и пр. Если полученные данные экстраполировать на численность населения в городе, то кандидатов – значительное количество. А детей-сирот в Москве всего около пяти тысяч детей во всех видах учреждений. Даже на уровне здравого смысла я не поверю, что в двенадцатимиллионном городе не найдется пяти тысяч нормальных семей.
Вернуться к основной статье о патронате

– Есть ли право отказать кандидату в патронатные воспитатели, или д/д, включенный в патронатный эксперимент, обязан с ним сотрудничать, если он изъявит такое желание – как в случае усыновления детдом обязан отдать ребенка каждому, представившему необходимые справки?
Г.С.:
– Патронат подразумевает серьезную систему отбора. Это очень важно, чтобы будущий «родитель» обязательно прошел отбор, подготовку, и был готов сотрудничать со специалистами службы сопровождения. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план защиты его прав, специалисты следят за тем, чтобы он выполнялся. Если при посещении патронатной семьи специалисты видят нарушение прав ребенка, отсутствие возможностей удовлетворить его основные потребности, может быть приято решение о прекращении патроната. Все это оговаривается в договоре. На каком основании вы можете это сделать при традиционных формах? На каком основании вы будете тестировать любого другого кандидата – на любую другую форму? В законе это не прописано. Есть ограничения по медицинскому статусу, по жилью, по доходу или по чему-то еще, а требования проходить тестирование, обучение – извините, нет!

В случае патроната, воспитатель, не являясь законным представителем ребенка, заключает договор с детским домом или каким-то другим учреждением, поэтому это учреждение имеет право диктовать ему свои условия, которые прописаны на уровне региональных законов о патронате: что надо обязательно пройти отбор, специальную подготовку и т.п.
Вернуться к основной статье о патронате
M.T.
– Мы занимаемся устройством ребенка в семью, т.е. подбираем для каждого ребенка семью, совместимую с ним. Главный принцип – не навреди. Мы постоянно ищем семьи, чтобы выбрать, кто лучше поможет каждому конкретному ребенку. И чтобы подготовить семью к его воспитанию. С тем, чтобы семья могла понять, справится ли и взять ответственность осознанно. Поэтому нам важно понять, какие люди к нам пришли, какая у них семья, какие у них компетенции по воспитанию приемного ребенка. На основе только лишь документов этого не понять. Наши специалисты делают диагностику и прогноз о развитии ребенка и дают рекомендации. Мы пытаемся объяснять новым родителям, что это означает для ребенка и для них, а действуют – они. Но уже осознанно, беря ответственность за то, что знают. Есть выстроенная система ежегодной оценки развития ребенка. Все с ней ознакомлены и знают, что такой контроль есть и что придется нести ответственность за то, что произойдет с ребенком.
Вернуться к основной статье о патронате

– В Британии все приличные школы построены по интернатному признаку, российская история тоже знает давнюю традицию воспитания в учреждениях – Лицей, кадетские корпуса, макаренковские коммуны и т.д., и все были счастливы. Почему сейчас это осуждается?
Г.С.:
– Разве это одно и тоже – брошенный, найденный на помойке ребенок и сын богатых родителей, отданный в элитную школу? Когда есть родители, но дети живут отдельно – там может быть своя специфика и личностные отклонения, но они другого характера и другой природы. Да, дети от родителей там далеки, но все-таки они с ними встречаются, летом с ними живут, родственники приезжают. Это абсолютно разные вещи!

Те же, кто говорят о Макаренко, забывают, что это было другое время, и другие дети. Методика Макаренко не применима сейчас в таком виде, как это было раньше. Да никто так и не сумел повторить, между прочим, макаренковский опыт! Ни последователи, ни ученики. Сегодня его опыт вызывает большой интерес во всем мире. Очень многое из системы Макаренко было засекречено в архивах. В начале 90-х годов, будучи зам. директора Института развития личности РАО, я принимала участие в борьбе за приоритет получения архивов Макаренко. К сожалению, победили немцы, они заплатили за документы. Наследие Макаренко требует дальнейшего изучения с учетом реалий настоящего времени, а не механического перенесения.

И сегодня у нас есть такие формы воспитания, как кадетские школы, летные школы, «воспитанник полка» и другие. Ребята с удовольствием соглашаются жить в таких условиях. И для определенной категории детей, особенно с нарушениями в поведении, это может быть единственным выходом.
А с другой стороны, трудно не учитывать весь негатив, к которому привело, например, интернатовское воспитание детей малочисленных народов Севера, когда их забирали с пастбищ, отдаленных селений в школы-интернаты. Так что в каждом случае – своя специфика.
Вернуться к основной статье о патронате

– Для ребенка важно, какой человек его воспитывает: какая мама, какая няня, какой учитель. А вопрос, где его этот человек воспитывает (в приемной семье или в детском доме), является уже второстепенным.
М.Т.:
– Безусловно, важно, чтобы с ребенком «работали» и его воспитывали квалифицированные и душевные люди. А вот вопрос, где – совсем не такой однозначный.

Семья – это не просто место проживания, в котором осуществляется воспитание. Самое главное – это отношения привязанности, которые формируются только в семье. И качество этих отношений. Только благодаря наличию человека, которому ты нужен, появляется мощным стимул к развитию. Возникают «корни», которые дают опору в жизни. Имеет значение качество этих отношений, их взаимность, безусловность принятия другого. Еще семья – это система. Когда в семью приходит ребенок, меняются отношения, связи, роли в семье, освобождая место ребенку. Включенность в семью, стабильность новых связей и отношений – дает дополнительную защиту и возможности, открывает общение с миром. Только в семье ребенок учится ответственности за другого. Конечно, в детском доме у ребенка тоже может появиться значимый человек. Но большинство детей этого лишены. Все обеспечено, а близкого человека нет.
Вернуться к основной статье о патронате
Г.С.:
– Чтобы вы могли почувствовать, что такое детский дом я спрошу: вы в пионерский лагерь ездили, когда были маленькими, да? Конечно, там хорошо, если одну смену. А две смены подряд когда-нибудь были? К концу надоедало? А вот теперь представьте: вас отдали в пионерский лагерь и забыли забрать. И вы остались в этом пионерском лагере на долгие годы, – это вот и есть современный детский дом. Это пионерский лагерь до 18-ти или до 16-ти лет!
В справочнике по многоосевой классификации психических расстройств в детском и подростковом возрасте, известном как МКБ-10, есть диагноз – нарушения в семейном окружении. Он охватывает все ситуации, когда воспитание ребенка проводится в условиях учреждения, в котором он постоянно проживает и где осуществляются групповые, а не семейные формы ухода и воспитательных мероприятий. В данном случае за ребенком присматривает большое число взрослых, работающих по расписанию и делящих между собой обязанности по уходу, включая регулярный ночной уход . Поэтому, какие бы условия, приближенные к семейным, мы ни создавали в детском доме, какие бы чудесные воспитатели ни были бы, у воспитанника всегда будут определенные нарушения.
Вернуться к основной статье о патронате

– Недавно мы узнали такую историю:
Тома выросла в детском доме семейного типа — у супружеской пары в Рязани было на воспитании 25 детей. До 12 лет Тома называла своих приемных родителей папой и мамой, потом узнала, что неродная. После девятого класса ее определили в училище с общежитием: по замыслу приемных родителей, Тома должна была стать штукатуром. Но девочка штукатуром быть не хотела, и из училища ее скоро отчислили, из общаги выгнали. Приемные родители сказали, что ничем помочь не могут: у них теперь другие дети. Так Тома оказалась на вокзале. Документов у нее нет: паспорт она получить так и не успела. Это нехарактерный случай, или так бывает часто? Чья здесь недоработка?
М.Т.:
– По закону за такие случаи ответственна приемная семья. Заметьте, не орган опеки , который отдал 25 детей и не помог! Такие у нас законы. И именно это мы хотим поменять: необходимо ввести ответственность службы за итоговый результат для ребенка.

25 детей – случай нетипичный : не в каждой семье cтолько.
Что касается недоработок – вполне типичная ситуация. Приемные семьи, в отличие от патронатных, обязаны формировать и вести пакет документов для ребенка для защиты его прав. Таких документов бывает штук 20-30. У нас этим занимаются социальные работники и наши патронатные семьи избавлены от бумажной волокиты. Профессиональная служба гарантирует своевременность оформления документов в полном объеме.

В этой приемной семье было 25 детей. Оформить и постоянно обновлять 25х30 = 750 документов, попутно с воспитанием детей, видимо, было сложно.

Это к вопросу о разграничении прав и о том, что первично – интересы ребенка, интересы таких семей, или юристов, которым сложно разбираться в многообразии и специфики отношений, возникающих в процессе решения судьбы ребенка.
Вернуться к основной статье о патронате

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version