Патриотические ходули

В школах сократят количество образовательных дисциплин. Член-корреспондент РАО Александр Кондаков заявляет: «Для государства воспитание гражданина и патриота… важнее математики или физики»

В старших классах российских школ предлагают сократить количество образовательных дисциплин в пользу занятий по нравственному и патриотическому воспитанию. Соответствующий стандарт проходит общественные обсуждения с подачи Российской академии образования

Волнения на Манежной площади вскрыли не только проблему межнациональных отношений. В Российской академии образования копнули глубже: по мнению специалистов, вирус ксенофобии одолел наше общество (а особенно представителей молодого поколения) из-за недостатка патриотического и нравственного воспитания. Устранять этот изъян, считают в академии, необходимо в старших классах средней школы.

С этим тезисом (впрочем, далеко не новым) желающих спорить не нашлось бы, если бы не одно «но»: делать из старшеклассников патриотов предлагается в ущерб изучению основных предметов школьной программы. Один из авторов инициативы, гендиректор издательства «Просвещение», член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков, считает, что нужно в корне изменить ситуацию, при которой школа обучает, но не воспитывает. Может и так, но о том, что развитие интеллекта и расширение кругозора, которые дает качественное образование, наилучшим образом способствуют воспитанию личности, руководителю издательства с таким названием забывать не к лицу. Как метко выразился по этому поводу журналист Александр Привалов, современные недоросли выходят на улицу с националистическими лозунгами не от нехватки казенно-патриотических нравоучений, а от избытка невежества.

В нижней палате парламента идею воспитания патриотов за школьной партой продвигает депутат-единорос Григорий Ивлиев, возглавляющий думский комитет по культуре. На прошлой неделе он изложил журналистам суть масштабной реформы старшей школы, в рамках которой будет установлен новый образовательный стандарт. Проект этого документа обсуждался на заседании Государственно-патриотического клуба (партийного кружка «Единой России»), состоявшемся в конце прошлого года. Ивлиев обещает, что общественные дискуссии вокруг документа продлятся до 15 февраля. После этого эксперты обсудят поступившие замечания, а затем законопроекту, возможно, будет дан ход в Государственной думе.

Новый стандарт, по словам Ивлиева, станет более гибким. Это значит, что, например, программу по математике можно будет модифицировать в зависимости от того, является ли конкретное учебное заведение гимназией, лицеем, обычной или специализированной школой. Кроме того, согласно проекту, количество образовательных предметов будет урезано в пользу уроков нравственного воспитания. В перспективе учебный день старшеклассников будет состоять из двух частей: образовательной и воспитательной. При этом, как отмечает Ивлиев, «в результате нововведений никакого увеличения нагрузки на школьников не будет — произойдет лишь ее перераспределение», а это значит, что от части предметов попросту откажутся.

Проект стандарта, по словам депутата, меняет сложившуюся в последнее время нормативную часть школьной программы. «Во-первых, (стандарт) дает возможность ребенку выбрать наиболее интересную для себя сферу знаний – естествознание, технические науки, гуманитарный цикл. А, во-вторых, уделяет внимание не только системе доставки учащемуся конкретных знаний по тому или иному предмету, но и созданию социокультурной среды вокруг ученика, позволяющей ему расти в духовном, морально-нравственном и, соответственно, творческом плане», — заявил парламентарий.

Разработчики стандарта предлагают на старшей ступени перейти от 20 обязательных учебных предметов к десяти. По их мнению, необходимо «затачивать старшеклассников на дальнейшую успешную социальную и профессиональную деятельность и профобразование». «Так мы дадим возможность каждому ребенку или школе устанавливать соответствующий профиль обучения, каждому ребенку выбирать свой индивидуальный план, если школа способна это обеспечить. Основной упор в старших классах должен делаться уже на социальной жизни учащегося», — пояснил Ивлиев.

На практике это будет означать следующее. Обязательными для изучения предметами станут физкультура, основы безопасности жизнедеятельности и невнятная дисциплина под названием «Россия в мире» (по чуть-чуть истории, географии, культурологии и правоведения). Об этом, заметим, в интервью одному из отечественных интернет-изданий заявил разработчик стандарта Александр Кондаков. Все остальные предметы будут разделены на шесть областей: русский язык и литература, иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки плюс курсы по выбору. Из каждой из этих групп ребенок сможет выбрать по одному-два предмета, но в сумме не более семи, чтобы не дай Бог не перетрудиться. При этом три-четыре дисциплины будут изучаться на базовом уровне, остальные — на профильном. Чтобы не размениваться по мелочам, в новый образовательный стандарт введен термин «интегрированный курс»: например, химию, физику и биологию объединят в общем предмете под названием «естествознание». В то же время Григорий Ивлиев говорит, что обязательными будут дисциплины из всех пяти основных предметных групп, а не только занятия по использованию противогазов и лазание по канатам. Так что с нюансами нововведений их авторы еще сами не вполне разобрались.

Вторая половина дня будет посвящена урокам патриотизма. Какое именно наполнение получат эти «акции, направленные на формирование личности гражданина», и в каком формате они станут проходить, пока что не могут четко объяснить ни в ГПК, ни в РАО. По всей видимости, речь идет о факультативах, кружках и секциях, на которых подростков будут учить родину любить. В качестве вариантов времяпровождения называются посещения мест боевой славы и краеведческие экскурсии. Но, во-первых, на большей части российской территории мест боевой славы нет, а во-вторых, постоянное проведение экскурсий требует серьезного финансирования. А откуда в школах взяться лишним деньгам на разъезды по стране, если им не хватает средств на ремонт помещений, закупку учебников и компьютерного оборудования?

При этом авторы инициативы, видимо, не могут сами до конца разобраться, что же самое главное в предлагаемом стандарте. С одной стороны, они уверяют, что речь не идет о сокращении программы, а всего лишь о ее специализации. «Все направлено на то, чтобы дать возможность реализовать индивидуальность ученика, но вместе с тем не лишить его всестороннего и качественного образования», — говорит член единоросовского клуба, депутат Госдумы Ирина Яровая. С другой стороны, Александр Кондаков прямым текстом заявляет, что «для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны является главной задачей, оно важнее математики или физики». «Физику можно выучить потом, если не выучил, математику можно выучить. Но воспитать ценностную сферу гораздо сложнее. Потом не наверстаешь… Все содержание образования и духовно-нравственного развития в школе должно быть направлено на гражданственно-патриотическое становление подростка. Основная задача школы будущего— формирование гражданского общества России», — отмечает член-корреспондент РАО.

Привив подросткам правильное (в их представлении) понимание того, что такое патриотизм, разработчики стандарта хотят остановить рост националистических настроений в обществе. Тогда Россия сможет избежать повторения декабрьских событий на Манежке, увеличенных в многократном масштабе. «У современной молодежи совсем нет понимания того, что мы живем в поликультурном, полинациональном, поликонфессиональном мире. Не воспитано чувство толерантности, уважения к другим народам. Нет умения слышать и слушать других людей. Именно на это мы намерены максимально нацелить новые стандарты», — настаивает Александр Кондаков, в речах которого явно слышится противоречие.

Вместе с тем такая постановка вопроса не может не настораживать. Вместо того чтобы, расширяя кругозор ребенка, исподволь формировать в нем представления о том, как устроен мир, чиновники предлагают, по сути, заниматься промыванием мозгов. Внушение готовых формул и насаждение мыслительных стереотипов могут привести только к одному результату — воспитанию безвольных и безынициативных индивидуумов, мыслящих шаблонами. До поры до времени такой контингент, воспитанный в духе послушания партии и правительству, будет безобиден. Но если умами плохо образованных людей, не привыкших иметь собственную точку зрения, завладеет, например, та же националистическая идея, то стихийными уличными погромами государство не отделается.

Слава Богу, что школьникам хотя бы не будут выставлять оценки за патриотизм, о чем ранее сообщали некоторые СМИ. По крайней мере, такое обещание в одном из интервью дал Григорий Ивлиев. «Это будет совершенно неправильно», — сказал он. Предложение ввести стандарт поведения и оценку по духовно-нравственному воспитанию содержится в проекте нового закона «Об образовании» . При отсутствии даже теоретической возможности создать четкий инструментарий, позволяющий оценивать уровень патриотизма, эта идея выглядит совершенно абсурдной.

Отметим, что единоросовский кружок предлагает обеспечить подрастающему поколению формирование идеологически выверенной картины мира и в пространстве культуры. На декабрьском заседании Государственно-патриотического клуба депутат Ивлиев предложил современным творцам создавать новую мифологию, в которой воспевается Россия и русский народ. Партия власти обязуется не только спонсировать выход новых фильмов и книг на патриотическую тематику, но и оказывать финансовую поддержку их создателям. По мысли единоросов, счастливый и обеспеченный автор будет искренне любить свою родину, и именно в таком возвышенном состоянии он сможет передать свои чувства юным зрителям и читателям. «Мы подготовили закон о гарантиях творческой деятельности и внесем его в январе», — пообещал глава комитета Госдумы по культуре.

Однако стоит помнить, что очередного удара по российскому образованию (а именно так в обществе восприняли новый стандарт) пока никто не наносил. И возможно, что не нанесет. Пока что у документа нет никакого официального статуса. И даже если новый стандарт рано или поздно будет утвержден, то неизвестно, что войдет в его окончательную редакцию. С другой стороны, получив партийное одобрение, проект очень быстро может стать полноценным законом. Такие случаи тоже были.

Но даже в том случае, если кондаковско-ивлиевский стандарт вступит в силу, далеко не факт, что изложенные в нем идеи будут воплощены в жизнь. Проект затрагивает лишь верхушку айсберга, а в одночасье поставить на новые рельсы эту неповоротливую машину, которая зовется средним образованием, вряд ли у кого получится: уж очень кардинальные перемены предлагаются авторами документа. Политическая воля в России значит многое, но далеко не все. Чтобы в корне изменить систему старшего образования, нужно менять программы и учебные планы, переоснащать школы и переиздавать учебники (можно предположить, что один из интересов господина Кондакова кроется именно здесь), готовить педагогов и так далее. А это все миллионы и миллионы бюджетных рублей, которые с очень большой степенью вероятности могут попросту уйти в никуда. С учетом всего вышесказанного наиболее вероятным видится такой вариант развития событий, при котором вокруг предлагаемых стандартов еще некоторое время пошумят, после чего страсти улягутся, и все вернется на круги своя.

Поживем — увидим. Но стоит заметить, что сама по себе мысль прививать любовь к родине административными методами говорит о том, что с обществом и государством не все благополучно. Дети тонко чувствуют любую фальшь. Искусственность и формализм при разговоре о такой тонкой материи, как любовь к отечеству, неизбежно вызовет в них отторжение. Это в лучшем случае. В худшем (для государства) — эффект от уроков патриотизма станет противоположным: вместо лояльных граждан из сегодняшних школьников вырастут революционеры и «несогласные». Научить подростков нравственности и патриотизму естественным путем можно лишь тогда, когда то, о чем им говорят в школе или с телеэкранов, не расходится с тем, что они видят вокруг в себя. А вот с этим, похоже, в России самые большие проблемы. Так что резкая озабоченность патриотическим воспитанием очень походит на жест отчаяния со стороны государственных мужей.

Антон МЕСНЯНКО

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version