Патриарх на арене и в зеркале блогов

«Среди сказанного Кириллом не было ни одной малозначимой мысли. Великолепный оратор и глубокий человек, он говорил на одном языке с нами. Мне один студент сказал сегодня: “Он говорит, как будто меня знает лучше самого меня. И я прямо очистился изнутри!” Русская православная церковь сделала существенный шаг вперeд. В связи с этим Кирилла я считаю фигурой достойной сана Патриарха Всея Руси и человеком, которым мы можем гордиться!»



Блогосфера представляет собой опасность для репутации любого публичного человека: никакие показуха и манипулирование не помешают недовольным рассказать на весь Интернет о твоих проколах. Но если ввести слова «Патриарх Кирилл» в поиск по блогам и посмотреть результаты за 23-24 мая, то можно убедиться, что среди отчитавшихся о своем участии в мероприятии блоггеров даже недовольные никаких проколов не нашли. Зато все нашли себе пищу для ума — это подтвердили и наши экзит-поллы в кулуарах после встречи, и те же блоги: «Не могу назвать себя по-настоящему верующей, но проповедь Кирилла мне очень понравилась. Впервые слышу, чтобы священнослужитель настолько ясно, умно и интересно излагал свои мысли» — пишет некто Nasilme Ture, студентка Российской таможенной академии. «Среди сказанного Кириллом не было ни одной малозначимой мысли. Великолепный оратор и глубокий человек, он говорил на одном языке с нами. Те, кто слышат его, испытывают внутренние перемены. Мне один студент так и сказал сегодня: «Он говорит, как будто меня знает лучше самого меня. И я прямо очистился изнутри!» Русская православная церковь сделала существенный шаг вперeд. В связи с этим Кирилла я считаю фигурой достойной сана Патриарха Всея Руси и человеком, которым мы можем гордиться!» — утверждает пользователь сервиса LiRu, скрывающаяся за ником «Мадмуазель В.» «Я бы хотел с ним поговорить хотя бы 5 минут» — отзывается кто-то из ее «френдов». В целом же число упоминаний Святейшего Патриарха в блогах выросло почти в 6 раз — 285 упоминаний за 24 мая при среднесуточной норме за апрель-май — 49.

Что же важного сказал молодежи Патриарх? Он говорил о том, что нельзя отводить вопросам веры остаточное место — «вот я все остальное решу, а потом, на пенсии, подумаю, есть ли Бог, или Его нет, на пенсии и в церковь схожу», нельзя считать их элементом фольклора или отжившей традиции («мы каждый день выметаем из дома мусор — это ведь тоже наше прошлое. Но традиция не хранит мусор! Традиция хранит ценности!»), что над этими вопросами надо постоянно размышлять. О том, что нельзя воспринимать бессмертие только как память потомков и «работать» только на нее, но надо помнить и о жизни вечной. О вызовах информационной эпохи и культуры постмодерна, отметающих безотносительность нравственного начала: «Могучий поток информации оказывает колоссальное воздействие на психику людей, на состояние их душ. Он может смести человека, разрушить его самобытность, подлинность, идентичность — духовную, культурную, национальную. Очень важно выстраивать систему отсева информации, ставить перед собой некий фильтр, который помогал бы не просто отбрасывать лишнее, но критически воспринимать все то, что на него обрушивается… Постмодерн — это такая философия жизни, которая предполагает равнозначное положение всех идей и всех взглядов, — каждый человек может выбирать; не существует истины, истина субъективна. Мы говорим о том, что существует объективная истина в системе ценностей, потому что Бог, создав человека, вложил в его природу некоторые качества и свойства, определяющие эту объективную систему ценностей, нравственное чувство. Те философские системы, которые не согласны с таким подходом, оказываются не просто ошибочными, а очень опасными для человеческой жизни. Давайте вспомним: «Хорошо то, что хорошо для рабочего класса», — и сколько миллионов жизней было погублено! «Хорошо то, что хорошо для великой Германии» — и сколько миллионов загубили!» Святейший Патриарх подробно остановился на своем видении нынешнего экономического кризиса: «Я стараюсь задавать вопросы о происхождении этого кризиса компетентным людям — политикам, экономистам. Я не получил еще ясного и убедительного ответа, откуда же эта напасть. Я отвечаю так: есть первопричина — это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей». После выступления Патриарх ответил на несколько вопросов из зала и от публики с улицы по телемосту — когда введут ОПК, как относиться к субкультурe, физкультуре и женщинам, можно ли заниматься йогой и т.п.


К сожалению, не всем удалось задать свои вопросы Патриарху – многие потом называли это разочарованием вечера


То есть, в своей речи Святейший коснулся многих актуальных проблем современности, но… не сказал ничего неожиданного. Ну кто даже из неверующих не знает, что Церковь — против нравственного релятивизма или против занятий медитацией? Что же обратило на себя внимание столь многих молодых людей, зачастую пришедших буквально «с улицы» (многие узнали о встрече из объявлений в своих вузах, а миссионеры о.Даниила Сысоева, например, раздавали пригласительные билеты в московских парках)?

Как учит теоретик медиа МакЛюэн, средство коммуникации само есть сообщение. Собственно, то сообщение, которое нес выбранный Патриархом способ коммуникации, было тогда же и вербализовано: «Говоря о вопросах человеческой жизни, я не буду особо выделять молодежь. Мне кажется, что говорить о проблемах с молодежью надо тем же языком, что и с людьми старших поколений» — сказал Святейший Патриарх, и выполнил это обещание. Молодежи показали Церковь «с человеческим лицом», Патриарха, готового простоять на ногах полтора часа кряду, чтобы поговорить со студентами, как с равными — без излишнего «учительства», но и без упрощения, в конце концов — не скрывая наличия у Предстоятеля Церкви пресловутого «Мерседеса» — но превращая это в шутку со смыслом: лучше ездить на «Волге», но везде успевать, чем в иномарке стоять в пробках. Думается, это и есть причина успеха встречи 23 мая.

Святейший вернул пространству стадиона миссионерскую функцию — именно вернул, ведь впервые арены стали площадкой для миссии во времена первохристианских мучеников, а мученичество — одна из ярчайших форм проповеди. Россия подобного миссионерства не знала вовсе: с арены цирка «Модерн» ораторствовал Троцкий, в 90-х со стадионов кричали о Христе Билли Грэм и другие сектанты, но никогда — православные священнослужители (лишь несколько раз так обращался к людям почивший патриарх Алексий II — в 2000-м в Раменском, в 2005-м — в Серпухове, — но это были короткие проповеди-обращения без «обратной связи»). Поэтому встречу Святейшего Патриарха Кирилла с молодежью можно назвать беспрецедентным событием в истории русской Церкви.


Главного байкера России Александра «Хирурга» Залдостанова сначала едва не оставили на улице, но потом все же пропустили в зал и даже к Святейшему Патриарху

Михаил АГАФОНОВ
фото сайта Патриархия.ru

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?