Где лечился патриарх-исповедник, чем он болел и почему профессор медицины на коленях просил патриарха не ложиться в больницу. Память свт. Тихона, Патриарха Московского отмечается 9 октября.
Москва, Остоженка, дом 19, Клиника Бакуниных, где Патриарх Тихон лечился
Чем болел патриарх?
У свт. Тихона были больные почки (нефрит) и сердце (стенокардия). Приступами нефрита врачи объясняли его частые обмороки. Здоровье патриарха ухудшилось после убийства его келейника Якова Полозова осенью 1924 года. Сначала врачи думали, что виной всему нервное напряжение и «хождение в бани», но консилиум пришел к выводу, что причиной являются «болезненные явления нефрита, на почве которого и происходят обморочные явления».
Врач Алексей Ильич Бакунин, в чью клинику в январе 1925 г. поступил патриарх, писал в «Вечерней Москве» (№ 91, 1925): «Патриарх Тихон поступил в нашу лечебницу 13 января 1925 года с хроническим воспалением почек и перерождением мышцы сердца (миокардит). Кроме того, еще до поступления в лечебницу у него было несколько приступов грудной жабы».
А. И. Бакунин
Обморок на литургии
30 декабря 1924 г. свт. Тихон служил литургию в храме на Пятницком кладбище и во время службы упал в обморок. Больного перевезли в Донской монастырь, где он находился первую половину января под усиленным наблюдением врачей. Свт. Тихон не служил на праздник Рождества Христова и подписал свое последнее распоряжение о преемстве церковной власти.
Консилиум 9 января отметил, что в помещении, которое патриарх Тихон занимает в монастыре, сырость и низкие потолки. Условия вредны для больного. 12 января Патриарх решил переместиться в больницу.
Кто лечил патриарха
Из заключения консилиума от 9 января 1925 г. видно, что свт. Тихона консультировали тогдашние светила медицины. Постоянно, по данным Бакунина, его лечили Максим Петрович Кончаловский, основатель школы клиники внутренних болезней, старший брат художника Петра Кончаловского, а также доктора М.М. Покровский и Н.С.Щелкан.
М. П. Кончаловский
Консультировали Василий Дмитриевич Шервинский, основоположник советской клинической эндокринологии, и Дмитрий Дмитриевич Плетнев, один из лучших кардиологов России.
Плетнев 13 января на коленях просил Патриарха не ложиться в больницу. Врач боялся, что Святейший «попадет не в те руки». Поддержал госпитализацию митрополит Крутицкий, свщмч. Петр (Полянский). Патриарх с ним согласился. «Молча кивнул».
Судьба профессора Плетнева сложилась трагически. В 1937 г. он был назван «садистом» и «врачом убийцей». Под пытками сознался в убийстве Горького и получит 25 лет лагерей. Врача расстреляли в 1941 г.
Д. Д. Плетнёв
Где лечился патриарх
Клиника Бакуниных располагалась по адресу Остоженка, 19. В 1917 г. хирург Алексей Ильич Бакунин и его жена Эмилия Николаевна (тоже хирург, закончила медицинский факультет Женевского университета) организовали свое дело.
Кабинеты врачей, палаты, комнаты для электролизации и рентгена, водолечебница, операционная находились на двух нижних этажах. На третьем этаже жили супруги Бакунины с дочерьми. Клиника была оборудована по последнему слову тогдашней медицинской техники.
Клиника Бакуниных была выбрана для лечения патриарха Тихона не сразу. Вначале патриарха должны были перевезти в другую частную лечебницу, но там его побоялись принять. Бакунины же принципиально лечили всех, несмотря на вопросы сотрудника ОГПУ Тучкова, занимавшегося отношениями молодого советского государства с Церковью, – не страшно ли им лечить патриарха?
После смерти патриарха в 1925 г. клиника Бакуниных была закрыта, а семья в 1926 г. эмигрировала во Францию. Эмилия Николаевна оставила воспоминания о последних днях патриарха Тихона.
Палата патриарха
В клинике Бакуниных палатой патриарха Тихона была небольшая светлая комната. В ней также располагались удобное кожаное кресло и маленький письменный стол. Окна выходили на Зачатьевский монастырь. Позже, когда наступила весна, патриарх говорил: «Как хорошо! Сколько зелени и столько птичек!».
По сведениям историка А. Левитина-Краснова, патриарх приехал в больницу без своих икон, и к вечеру 13 января (дня госпитализации) ему привезли из Новодевичьего монастыря образ Благовещения Пресвятой Богородицы. В день этого праздника (7 апреля 1925 г.) свт. Тихон умрет. Патриарх сам затеплил перед иконой лампаду.
Как выглядел патриарх
Из воспоминаний врача Э.Бакуниной: «Он был высокого роста, седой и очень худой и казался, хотя держал себя бодро, гораздо старше своего действительного возраста; в нашей больнице он праздновал шестидесятый год своего рождения. Невзирая на плохое состояние своего здоровья, он превосходно владел собой и ни на что не жаловался».
На больничном режиме
14 января в больницу явился Тучков и пожелал видеть «гражданина Беллавина». Бакунина его не пустила, но позже он все же добился встречи и потом еще приходил и встречался с патриархом неоднократно. С патриархом сотрудник ОГПУ обсуждал, где тот будет находиться после выздоровления. Власти хотели максимально изолировать свт. Тихона от Синода и паствы.
Часто патриарха посещала вдова Якова Полозова, его убитого келейника, о которой святитель Тихон заботился. Вообще же визитов было много, и врачи ничего не могли с этим поделать. Патриарх принимал всех. В свободное время он много читал: Тургенева, Гончарова и «Письма Победоносцева».
Пошел на поправку
За две недели лечения патриарху стало намного лучше. Патриарха выписали. Первое богослужение свт. Тихон совершил 31 января – панихиду на могиле митрополита Евсевия (Никольского) в Новодевичьем монастыре, а на следующий день литургию в Донском монастыре.
2 февраля к нему приехал митрополит Крутицкий Петр (Полянский). 14 февраля, на день мч. Трифона, патриарх служил в посвященном этому святому храме в Напрудной вместе с митрополитом Трифоном (Туркестановым). Сияющего, радостного патриарха внесли в церковь на руках под восторженные крики «Приехал! Приехал!»
Патриарх Тихон Фото с сайта
Снова в больнице
До 6 марта патриарх Тихон занимался вопросами церковного управления и часто служил, но на первой неделе Великого поста вновь попал в больницу. Дело было не столько в утомлении богослужениями, сколько в нажиме ОГПУ, стремившегося удалить патриарха от паствы и Синода. Из больницы патриарх Тихон выезжал на заседание Синода и совершал богослужения.
Смерть
2 апреля патриарху удалили несколько зубов, от чего состояние его ухудшилось. Но на следующий день он читал Акафист Божией Матери в Донском монастыре, хотя ему было больно и говорить, и глотать. Операцию делали не врачи клиники Бакуниных, а приглашенные специалисты.
6 апреля патриарху стало хуже. Собрался консилиум. Патриарх жаловался на горло, врачи заключили, что «ничего опасного нет».
Вечером 7 апреля патриарх вышел в столовую, которая была рядом с его комнатой, потом сказал, что хочет лечь, а так как боится, что не будет спать, то просит впрыснуть ему морфий. Сестра сделала ему укол.
Дальше начинаются версии. Есть версия, что доза морфия или новокаина была слишком большой (намеренно большой) и спровоцировала приступ грудной жабы. Об этом говорят епископ Максим (Жижиленко), настоятель храма пророка Илии Обыденного, протоиерей Александр Толгский и сын келейника Якова Полозова.
В 23.45, 7 апреля 1925 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы патриарх Тихон скончался.