В третье воскресенье июня, по многолетней традиции, отмечается День медицинского работника (в этом году он выпал на 15 июня). Согласно статистике, профессия доктора – одна из самых сложных – как морально, так и физически. А если к этому служению добавить еще и служение пастырское?
Предлагаем вашему вниманию интервью со священниками Донецкой епархии, которые уже много лет успешно сочетают в своей жизни два призвания. Они лечат тело и врачуют душу.
Протоиерей Александр Пушкарук, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери, г. Авдеевка; ассистент кафедры лор-болезней Донецкого Государственного Медицинского университета, лор-врач:
«… Я прикладываю максимум усилий к тому, чтобы медицина стала православной»
Родился я в верующей семье, с самого детства меня водили в храм Божий. Однако путь мой к священничеству был отнюдь не гладким. Перед рукоположением я успел поработать электрослесарем, грузчиком, почтальоном, отслужил в армии. А потом, в какой-то момент, я решил быть врачом. Поступил в медицинский университет и понял – это мое.
Мой путь к Богу пролег через медицину. По окончании университета я работал лор-врачом, преподавал в медицинском университете… Когда-то я решил стать врачом, теперь я понял – Бог призывает меня, я хочу нести пастырское служение сочетая его с врачебной деятельностью.
Многим такое сочетание кажется странным. На самом деле, два этих служения очень похожи и прекрасно сочетаемы. Служить Богу и любить ближнего – вот две главные заповеди и священника и врача.
В древние времена, когда к врачу приходил больной, доктор всегда направлял его к священнику – чтобы пациент исповедовался, пособоровался, причастился, чтобы Господь простил все прегрешения. Только после этого в работу включался доктор. Люди уже в те времена понимали, что лечение – это исключительно совместная работа – доктора и священника.
Главный постулат медицины – лечить нужно не только болезнь, но всего человека. Как врач-священник во время приема в больнице я пытаюсь найти первопричину болезни, и уже только потом назначаю лечение. Я объясняю, что заболевания часто даются Господом для того, чтобы человек успокоился, осознал свой жизненный путь, покаялся в грехах – и таким образом пришел к Богу.
Болезнь – это не наказание, наоборот, она бывает наградой – как бы дико это не звучало. Ведь зачастую спешка, бег, круговорот ежедневной жизни не дает нам задуматься о своей вере, покаянии и любви… Вот и посылается болезнь, чтобы человек немного притормозил, помолился, подумал. Это полезно для человеческой души.
Сейчас я активно занимаюсь преподавательской и научной работой. Своих студентов пытаюсь, в первую очередь, заинтересовать, стараюсь дать не только теоретические знания, но и знания духовные.
Моя жизнь полностью окружена медициной. Матушка – врач-педиатр, старший сын заканчивает медицинский университет, параллельно работает медбратом. Храм Казанской Иконы Божией Матери города Авдеевки, в котором я служу настоятелем, давно уже прозван «медицинским». Многие из студентов и коллег впоследствии становятся моими прихожанами, в алтаре пономарят доктора, академики, доценты и ассистенты.
По своей практике знаю одно – неверующих врачей не бывает, бывают доктора, которые еще не до конца осознают свою веру. Но даже они, в тяжелое дежурство, когда приходится оперировать пациентов по ночам, стоят у операционного стола и молятся о том, чтобы больной выжил. Каждый осознает, что за чужую жизнь мы еще более ответственны, чем за свою собственную.
На сегодняшний день я очень рад, что являюсь и врачом и священником в одном лице, что смог соединить два самых важных дела в моей жизни. Медицинские работники – люди интеллигентные, порядочные, культурные, но, к сожалению, многим не хватает именно духовности. С самого начала своего пастырского служения я знал – если Господь призвал меня быть священником именно в медицинской сфере, то я должен приложить максимум усилий к тому, чтобы медицина стала православной. Только в этом случае я буду считать, что выполнил свою миссию перед Богом.
Иерей Алексий Боднар, клирик Свято-Иверского женского монастыря; врач-терапевт:
«Все дается по вере: как молишься – так и выздоравливаешь»
Судя по тому, что сейчас я даже не могу вспомнить того момента, когда бы я не хотел стать врачом – первой в моей жизни была медицина. Не было никакой высокой идеи, озарения, изначального желания служить людям – в детстве об этом не особо задумываешься. Моя любовь к медицине пришла из книг, из общения с людьми, из сюжетов хороших старых телевизионных фильмов.
В храм я начал ходить в 13 лет. Спустя некоторое время встал выбор, где учиться дальше, и я решил, что для исполнения заповедей Христовых лучше всего стать врачом. Потом было медучилище. Мои мысли устремились к духовной семинарии, но все снова вышло не по моему желанию, а по Божиему промыслу. Отец запретил мне поступать в семинарию. Я обратился за помощью к своему духовному наставнику, который посоветовал не поступать в семинарию, чтобы в семье не было войны.
Выпускные экзамены в медучилище совпали с престольным праздником храма, в котором я служил пономарем. Вытащил билет, глянул в него и решил четыре задачи еще до того, как вернулся на свое место. Дальше продолжать экзамен было бессмысленно, меня без всяких испытаний зачислили в медицинский институт. После его окончания я женился, и уже не спрашивая разрешения у своих родителей, стал священником. В итоге все получилось так, как когда-то сказал мне духовник: «Если желание стать священником твердое, то оно обязательно осуществится в будущем». Оно осуществилось спустя восемь лет. Я благодарен Богу за то, что параллельно со священнической деятельностью я получил профессию доктора.
Перед нашими больницами стоит проблема, которой не придают значение. Там как-то забывают о душе человека, медицина лечит лишь одну ипостась – тело. Именно поэтому для меня медицина – это кусочек богословия, это забота о душе, как о части человека.
Каждая болезнь вызывает страдания как физические, так и нравственные. В начале своей врачебной практики я всегда удивлялся одному обстоятельству: назначаю современный препарат, а мой коллега назначает препарат, который не выпускается уже пятнадцать лет. И случается неожиданное: пациент моего сотрудника выздоравливает гораздо быстрее, чем мой пациент. Лишь с годами я понял: все дается по вере. Как веришь, как молишься – так и выздоравливаешь. Для врача очень важно быть человеком верующим. Нести в себе духовные знания, регулярно причащаться, молиться о болящих – от всего этого зависит, в первую очередь, здоровье пациентов. И еще – возможности медицины зависят только от Бога – об этом не следует забывать ни одному человеку, надевшему белый халат.
Протоиерей Игорь Кононенко, настоятель Свято-Вонифатиевского храма, заместитель главного врача по лечебной работе Донецкого областного наркодиспансера:
«…В Церковь меня привел научно-исследовательский поиск»
Я никогда не подозревал о том, что стану врачом. С детства меня манили моря, паруса, заморские страны – очень хотелось быть моряком. Когда подошло время, я собрал все необходимые документы и подал их в военно-морское училище. Все было определено, но в какой-то момент вмешался Господь. Не знаю, как, но родители уговорили меня пойти в медицинский институт. Это было их решение, не мое – и это НЕ МОЕ решение откликалось во мне все шесть лет обучения, на протяжении которых у меня и мысли не было лечить людей, я хотел идти в патологоанатомы. «Я плохой врач, – думал я. – Как меня можно подпустить к живому человеку?»
Однако Бог снова все управил – знакомые уговорили идти в психиатрию. Одной из причин моего прихода в Православие (а на тот момент я был уже состоявшимся врачом с большим стажем работы) был поиск путей стабильных периодов воздержания от наркотических зависимостей у моих пациентов. Этот научно-исследовательский поиск и привел меня в Церковь. Я увидел, что по искренним молитвам люди исцеляются, по обращениям к святым угодникам Божиим получают облегчение… Мой путь в храм был искренним и чрезвычайно интересным.
Сегодня я могу с уверенностью сказать, что люблю наркологию. Эта наука неоднозначна, она совмещает в себе психиатрию и соматику. Я всегда хотел оказывать помощь людям, которые находятся на критической черте. И особо я хотел помогать тем, кто никому не нужен, от которых все открещиваются – и общество, и власть, и родные…
В Свято-Вонифатиевском храме, расположенном на территории областного наркологического диспансера, в котором я служу настоятелем, люди находят если не исцеление, то хотя бы утешение. Часто человек задумывается над тем, зачем он пришел на эту Землю, как он может себя реализовать. И здесь часто нужна помощь не психолога, а священника, потому что психотерапия – это техника, а Православие – это смыслообразование жизни человека.
Как врач и священник я могу заявить с твердой уверенностью, что лучшего лекарства, чем соединение с Господом в причастии Святых Тайн, никогда не было, нет и не будет. Когда человек находится в кризисном состоянии, ему необходима не только медицинская помощь – ему необходимы молитвы.
В моей практике часто бывает так, что человек бросает пить, но по прошествии какого-то времени снова возвращается к алкоголю. Все дело в том, что он не может найти своего места в этом мире, и из-за отсутствия внутреннего стержня «мучается трезвостью». У него забрали лжеуспокоитель и ничего не дали взамен. Если человек приходит в это время в Церковь – он уже вряд ли вернется к алкоголю, ведь воцерковление – это панацея.
Сегодня мои церковная и медицинская деятельности – это взаимодополняющие вещи. Кроме того, Православие помогает мне быть оптимистом, никогда не унывать и каждый день радоваться жизни. Да и почему бы не радоваться, когда есть прекрасный храм, паства и благодарные глаза пациентов, которым ты помог в этой жизни. Не это ли самое большое счастье?..
Источник: «Донбасс Православный»