Газеты для бездомных и футбол среди бездомных набирают обороты. Соответствующие издания появляются во Львове и Киеве. Футбольных команд по России насчитывается около 15 – от СПб до Владивостока и от Тольятти до Архангельска и российские бездомные футболисты показывают на мировых и европейских турнирах стабильно хорошие результаты. Вдохновители таких форм работы живут и трудятся в Санкт-Петербурге. Мы встретились с редактором журнала «Путь домой» и популяризатором бездомного футбола Аркадием ТЮРИНЫМ.
Издание для бездомных в Санкт-Петербурге существует с 5 сентября 1994. Изначально это была газета «На дне». 27 мая 2003 года его преобразовали в журнал, сменив название. Оно стало называться «Путь домой». А 27 мая 2008года, ровно через 5 лет, редакция снова решила перейти на газетный формат с тем же названием. «Путь домой» является членом Международной сети уличных изданий (http://www.street-papers.org). Принцип их работы прост: бездомный человек получает у издателя газету по одной цене, а продает дороже. Разницу он забирает себе. В Европе и Америке издания такого рода очень популярны. Прохожие охотно разбирают журнал, обеспечивая работой продавцов. Некоторые становятся постоянными читателями издания. По данным Международной сети уличных изданий, ежегодно газеты для бездомных читают 32 миллиона человек. В их распространении заняты около 250 тыс бездомных по всему миру. Содержание таких газет и журналов, как правило, посвящено жизни на улице. Одним из самых известных является британский журнал The Big Issue. В России такой проект пока один – «Путь домой». В Москве уличных изданий нет. Помимо издания газеты, Аркадий Тюрин и его коллеги организуют занятия футболом для бездомных и проводят различного рода арт-акции с их участием. |
— Аркадий, почему вы решили изменить формат? Ведь ваше издание – очень успешный проект…
— Можно, конечно, измерять социальный успех количеством денег, но в этом смысле наиболее успешным социальным проектом окажется торговля оружием. Мы же в качестве критерия успеха выбрали доверие. А, может быть, оно нас выбрало. Чтобы пользоваться доверием, мы должны быть аутентичными. И по содержанию, и по форме. Наша аутентичная форма — газета. Окопное издание.
— Кто становится вашими продавцами? Какие это люди?
— Большинство физически здоровых и эмоционально трезвых бездомных сейчас могут зарабатывать себе на жизнь на черном рынке, при этом риск, что они будут обмануты, невелик. Благотворительные организации уже достаточно прочно стоят на ногах, могут накормить, снабдить одеждой, часть из которой тоже можно продать. Таким образом, нашими продавцами становятся те, кто по своим этическим установкам не хочет идти вниз, но по своим физическим возможностям не могут обеспечить себя работой на черном рынке труда. Это пожилые люди, инвалиды и ребята с психическими проблемами.
С нами постоянно работают 12 человек. Каждый месяц в зависимости от сезона один раз у нас берут газеты, а потом не возвращаются до 30 человек. Таким образом, у нас в месяц до 40 постоянных временных и разовых рабочих мест. Эти люди находят, где жить. Кто-то в ночлежке, кто-то у друзей, а один самый отчаянный продавец нашел себе работу дворником, но продолжает продавать газету.
Газеты у нас берут по 10 рублей, а продают по 20. И этим может заниматься каждый бездомный. Если есть люди, которым это нужно, они приходят за газетой. Единственное условие, невыполнение которого может помешать человеку быть продавцом – это его нетрезвость.
— Но вы же ведете учет людей, знаете кто они?
— Достаточно имени и фамилии, чтобы вести квазиофициальную статистику. Она была бы нам не особенно нужна, если бы не одна организация из Великобритании, которая выразила желание платить нашим продавцам премии при условии хорошей работы. Хорошая работа – это 300 экземпляров в месяц. Имя и фамилия – норма партнерских отношений, мы должны это знать, все остальное нам знать не надо. Конечно, наш менеджер пункта распространения Лена обладает более подробной информацией. Менеджер – это официально, а неофициально – единственный человек, которому наши сотрудники доверяют и которого всегда ждут. Но те сведения, которые получает она о наших распространителях, принадлежат ей и им, более никому.
Нам исполняется уже 15 лет. И само наше существование – доказательство того, что мы нужны нашим ребятам.
— Насколько эффективно ваша система помогает бездомным?
— Так называемых «рождественских историй», судеб, которые стали бриллиантовыми, вы от меня не дождетесь. Во-первых, потому, что я буду чувствовать себя неловко, если я буду такое рассказывать и тем самым создавать себе рекламу за счет других. Во-вторых, потому, что наше дело – вещь очень непростая. Сегодня человек, вроде бы, поднялся, а завтра опять упал. Сегодня он отличный продавец газет, а завтра он попадает в милицию. У нас не бывает на 100% бриллиантовых судеб.
Строго говоря, мы вообще не работаем с бездомными. Мы выдумываем разнообразные технологии, которые позволяют строить человеческие отношения и избавляться от боли и одиночества. В первую очередь, такие технологии должны касаться самых слабых. А поскольку бездомные такими слабыми оказываются и остаются, это достается в первую очередь им. А на самом деле и футбол, и издания, и арт-студия — это касается всех людей. И это не благотворительность, все до одного наши проекты – партнерские.
— Что вы имеете в виду?
— Традиционная благотворительность мыслится так, что какие-то люди — умные, добрые, чистые, трезвые — квалифицированно помогают другим людям — маленьким, несостоятельным, ограниченным, грязным и пьяным, — перераспределяя финансовые потоки.
Вот вам пример благотворительности. Однажды я приехал в пункт распространения и застал там одного из наших распространителей. Он сказал мне, что ждет уже два часа: руководитель одной благотворительной организации назначил ему встречу. А сам не появился. Я позвонил тому. Он мне ответил: «Ах, он уже приехал? Ну, скажи, чтобы езжал обратно, у меня нет времени». Так вот, благотворительностью такого рода мы не занимается. Нам это неинтересно, нам спокойно находиться на одном уровне с каждым человеком, поэтому все наши проекты – предложение партнерства. Когда это партнерство оказывается востребованным, оно реализуется.
Каждая футбольная команда сама выискивает средства приехать на чемпионат мира среди бездомных. Принимающая сторона только размещает и организует игру. И это очень хорошо, потому что самостоятельное преодоление трудностей делает человека сильнее. Ты сегодня сделал что-то сам – значит, ты стал сильнее. Поэтому если сначала мы помогали нашим футболистам оформлять загранпаспорта для выезда на чемпионат, то теперь они делают это сами. Это дисциплинирует. Хочешь ехать? Тогда позаботься о паспорте. Они же все взрослые люди!
Проект с изданием — это тоже партнерство, мы берем на себя партнерские обязательства его издавать, а наши бойцы берут на себя обязанности его распространять. Нам хорошо вместе. При этом наша организация состоятельна только если она самостоятельна. Мы и сами не принимаем ни от кого помощи, не привлекаем волонтеров. Если нам нужна чья-то помощь, значит мы не состоялись. А мы все делаем своими силами – издаем газету, организуем футбольные матчи, ездим на чемпионаты мира по футболу среди бездомных. Мы принимаем заказы на дизайн и верстку макетов. За счет этих средств мы финансируем наши программы.
— Раньше у вас была арт-студия для бездомных. Существует ли она сейчас, изменилось ли что-то в формате ее работы?
— Студия существует, она расположена в нашем пункте распространения при ночлежке. Когда пункт открыт, любой может прийти, взять краски и порисовать. Рисуют и мужчины, и женщины. И старики, и молодые. В течение 2-х часов кто-то сидит пьет чай, рассказывает о себе, кто-то в углу рисует, кто-то болтает без умолку, потому что для него высказаться — это важнее всего. Так что студия очень востребована.
Но мы отказались от арт-терапевта. Потому что говорить людям, что и как они должны рисовать — это неправильно. Любой специалист и любой его клиент смотрят друг на друга. Нам важнее вместе смотреть в одну сторону. Не различая друг друга по ролевым признакам. Учат жить, как правило, несчастные люди. А мы – счастливые. Мы можем дать человеку комфорт принятия его таким, какой он есть. И увеличить количество доверия.
Беседовал Иван НИКИФОРОВ