Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Партнерство в благотворительной среде: неравный брак или счастливый союз

На XI ежегодной Конференции «Благотворительность в России», организованной газетой «Ведомости», одна из самых интересных дискуссий была посвящена партнерству. Представители бизнеса и благотворительной сферы обсуждали опасности и преимущества деловых союзов

На XI ежегодной Конференции «Благотворительность в России», организованной газетой «Ведомости», одна из самых интересных дискуссий была посвящена партнерству. Представители бизнеса и благотворительной сферы обсуждали опасности и преимущества деловых союзов


На Конференции «Благотворительность в России», организованной газетой «Ведомости»

Опасности: неравенство, право сильного и прочие скелеты в шкафу

Разговор о партнерстве в благотворительной сфере и сотрудничестве благотворительности и бизнеса на конференции почти сразу стал метафорическим.

Как и во взаимоотношениях мужчины и женщины, заметили участники конференции, тут важно соблюдать определенные законы. «Важно слышать друг друга, уметь взаимодействовать. Необязательно быть похожими, наоборот, можно дополнять друг друга. Главное – чтобы оба были нацелены на результат, и готовы идти до конца», – считает Вера Курочкина, член совета директоров и директор по связам с общественностью «Русала».

Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Владимира Потанина, отметила, что нужно уметь идти на компромиссы и нести ответственность, важна также открытость второй стороны – чтобы все знали, какие общие цели преследуются. «Людям должно быть круто вместе, и они должны испытывать счастье, если уж сравнивать с браком. Для долгого и успешного сотрудничества нужен драйв, иначе все будут уныло плестись и все закончится», – считает Алексей Миняйло, руководитель проекта адаптации воспитанников детских домов «Полдень». Елена Вишнякова, начальник департамента по связам с общественностью «Русгидро», с ним не согласилась: «Это не бег по лужайке, это тяжелый труд. После очарования бывают разочарования, мы видим недостатки, потом мы думаем, что это невыносимо, потом мы преодолеваем и это, и тогда, наконец, находим друг друга, притираемся и уже идем вместе дальше». Участники мероприятия также заметили, что для успешного партнерства – в любой сфере – нужно дать возможность развиваться обеим сторонам, уметь прощать просчеты, видеть главное.

«Эффективное партнерство должно длиться, это не должно быть одноразовое мероприятие», – заметила Александра Бабкина, руководитель проекта Добро.Мail.ru . Кроме того, считают благотворительные фонды, важен ликбез: ведь бизнес говорит на одном языке, а благотворительность на другом. Возможно, нужно проводить какие-то образовательные сессии для обеих сторон.

А еще, говорят представители благотворительной среды, партнерство НКО и бизнеса часто строится так, что первенство на стороне силы (в данном случае финансовой), а это неправильно. Крупные компании действительно навязывают себя, но важна возможность принимать позицию другого партнера, – признают и в компании «Русгидро». Нужно доверять ему часть компетенций. Пусть фонд – структура маленькая и не значимая по сравнению с бизнес-партнером, но в благотворительности-то он разбирается лучше, так что стоит прислушиваться к мнениям «маленьких».

Мария Черток, директор Фонда поддержки и развития филантропии CAF (признан в РФ иноагентом), отметила, что, действительно, существует большой риск в неравенстве партнеров: «Отношения, которые связаны с силой – это большой скелет в шCAFу. Нужно говорить об отношениях между донорами и получателями. В западном благотворительном дискурсе это очень богатая тема. Нужно говорить, за счет каких технологий отношения власти и подчинения могут быть минимизированы и сбалансированы, чтобы дать проявиться сильным сторонам партнеров. Иначе на этом поле идут кровавейшие баталии, которые не становятся предметом анализа».

Оксана Орачева согласна с тем, что существует риск потери независимости со стороны более слабого партнера, и вообще риск превратить партнерство во властные отношения очень велик: «Важно вступать в отношения, понимая правила игры на входе, чтобы они уже не менялись уже в процессе игры. Чтобы люди понимали и свои возможности, и имели зону своей свободы и ответственности, и понимали, что они будут делать, и какой будет результат».

Знакомство

А вот в вопросе, кто чаще проявляет инициативу на этапе создания партнерских отношений, выступающие не сошлись во мнениях.

Скажем, Елена Вишнякова, начальник департамента по связам с общественностью Русгидро, заметила: «Мы существуем в парадигме любви, поэтому инициаторы объединения в нашем варианте – обе стороны». Член совета директоров и директор по связам с общественностью «Русала» Вера Курочкина призывает государство быть поактивнее: пока, по ее мнению, государственные структуры не столь инициативны в завязывании партнерских отношений. Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Владимира Потанина, и Юрий Мочалин, директор по корпоративным связям и работе с государственными органами компании «АстраЗенека Россия», отметили, что их компании чаще сами являются инициаторами партнерства.


В зале

Зато все сошлись в одном: НКО обгоняют и бизнес, и государство в понимании самой сути партнерства: «Некоммерческие организации делают в этом огромные шаги вперед. Они очень эффективны», – признали участники конференции.

«В браке»: как избежать семейных неудач

Не зря глава фонда «Линия жизни» Фаина Захарова предложила коллегам отмечать в деле создания партнерств «неудачи года»: «Это полезно, чтобы учиться на таком опыте. Мы будем делать это и предлагаем присоединиться».

«Действительно, провалы стоит анализировать, чтобы учиться на собственных ошибках. Это помогает выйти из тяжелой ситуации и преодолеть болезненные ситуации в игровой форме», – считает Фаина Захарова. Вот пример самого фонда «Линия жизни»: вместе с тремя фондами-партнерами (Фонд «Жизнь в движении», «Дети Бэла» и «Артист») было решено осуществить проект «Жизнь в движении. Килиманджаро 2014», который оказался «стрельбой из пушки по воробьям». Суть проекта состояла в том, что молодые ребята с ограниченными возможностями должны были совершить восхождение на Килиманджаро. «Это было символично и красиво. При этом каждый молодой человек представлял один из фондов. Мы хотели показать идею преодоления и привлечь внимание к тем проблемам, которыми занимаются фонды. Но за неделю до проекта выяснилось, что нет счета, куда надо переводить деньги, нет номера, куда надо посылать смс – хотя изначальная идея была в том, что будут включения, интернет-поддержка в соцсетях. Но продумано было все, кроме технической базы». В результате, отмечает Фаина Захарова, проект был подан как восхождение молодых людей с инвалидностью, а не как идея поддержки нескольких фондов, про фонды почти не говорили.

Другие фонды привели примеры положительных партнерств. «Мы собрались, чтобы быть «точкой входа» для людей, которые хотят получить помощь, поддерживать друг друга ресурсно. Сделать некий реестр, некую «белую книгу» – как знак качества, – так рассказывает Катя Бермант, директор фонда «Детские сердца», о благотворительном собрании «Все Вместе». – Но это были амбиции: собрались мы, оказывается, не для этого. Теперь мы понимаем себя как некую профсоюзную организацию, созданную для удобства членов, поддержки друг друга, для повышения общего веса благотворительного слова в обществе».
Одна из гигантских побед, которую одержали благотворительные фонды при участии «Все Вместе» – это то, что Минтруда отказалось от идеи продлить сроки годности средствам реабилитации – памперсам, коляскам. Подписи за защиту прав людей с инвалидностью благотворительные фонды собирали по всему интернету – и влияние общественности победило.

А Екатерина Чистякова, лидер фонда «Подари жизнь», рассказала, насколько полезно сотрудничество с региональными структурами. «Рука Москвы» до периферии не дотянется – а помогать нужно сообща. Алгоритм у фонда был такой: сначала были мысли открывать филиалы фонда в регионах, но потом передумали. «В разных городах есть разные инициативные люди, у них есть мотивация, знания специфики региона. И мы решили поддержать тех, кто уже до нас приходит там в больницы и помогает детям», – говорит Екатерина Чистякова.

А вот пример такого сотрудничества. Фонд «Подари жизнь» отправил из Москвы во Владивосток ребенка после операции. Но в полете у маленького пациента несколько раз останавливалось дыхание. Экипаж самолета принял решение делать экстренную посадку в Братске. «Мама оказалась там одна с ребенком в реанимации. Мы не знали, как помочь, разница во времени, у них багаж улетел… но был в Братске фонд, который помог – устроил их, накормил, а иркутский фонд организовал билеты до Владивостока. Вот такие экстренные случаи – пример, когда можно что-то сделать только вместе. И региональные фонды знают тонкие настройки. И не надо думать, что это «какие-то фондики»», – говорит Екатерина Чистякова.

Вообще сотрудничество полезно в любом случае, и для партнера-донора, и для получателя, считают участники конференции. Но, кстати, есть предложение ввести в благотворительной среде этические стандарты. К примеру, Екатерина Чистякова заметила, что у ее фонда часто заимствуют фотографии. Заимствовать идеи можно, считает, в свою очередь, Катя Бермант, – но не воровать, конечно, не нарушать авторские права: «Мы первые сделали Фестиваль Шарлотки, а потом пошли «Плюшки-ватрушки», а на днях сделали День пельменя. Это здорово! Копирайта ставить ни на одном приеме нельзя и невозможно. А вот заимствование логотипов, слоганов и фотографий нельзя поощрять. Творчески переосмысливайте!»

Физики и лирики

Директор фонда «Детские сердца» Катя Бермант считает, что с бизнесом нужно находить «человеческие» точки соприкосновения. Она делит руководителей бизнес-структур по привычной схеме – на физиков и лириков. «Руководители хорошо считают – предложите им выгодную инвестицию. Руководители – люди, которые хотят решать глобальные проблемы, предложите им настоящее дело. И это чаще всего мужчины – дайте им возможность для самовыражения», – рекомендует Катя Бермант.

Бизнесменам – «физикам» нужно предлагать выгодное вложение средств. «Когда фонд «Детские сердца» только начинался, у нас был мальчик Вова – спортсмен, здоровяк, но он начал умирать, ему был нужен кардиостимулятор, дорогой, сложный, – привела пример такого «вложения» Бермант. – Одному крупному директору мы предложили оплатить операцию. Когда Вова после операции в больнице спросила нас, сколько же она стоила, то поразился: «На это же можно иномарку купить!». Да, мы сделали выгодную инвестицию. Вместо иномарки, которая бы превратилась в ржавое железо, выжил человек! Позже Вова прислал нам письмо с фотографиями со свадьбы. А потом – фото дочери. Так что тот бизнесмен спас не одну жизнь, а много – буквально продлил их род». А при подходе к «лирикам» нужно использовать увлечения людей, часто для них хобби – любовь всей жизни.

«Почаще используйте важные слова, задевающие за живое, – «мы с вами» и «всего лишь», это помогает», – рекомендует Катя Бермант. А еще один ее совет – всегда «гореть как факел»: «Только когда вы пылаете, вы можете зажечь кого-то». Третий секрет удачного завязывания партнерских отношений – знать проблему досконально.«Чтобы объяснить, если вас спросят, почему, например, нужно делать операцию именно в этой клинике, выучите историю. У вас должны быть две-три истории, которые вы знаете, как стихи, чтобы вы могли «включить» эту «запись» в любой момент и рассказать ее на автомате».


Дискуссия продолжается

Отдельный спор вызвал вопрос, как сотрудничать со средствами массовой информации. Это ведь тоже партнерство. Митя Алешковский (признан в РФ иноагентом), руководитель проекта Нужнапомощь.ру (признан в РФ иноагентом), заявил, что «системно попадать в СМИ у благотворительных фондов пока не получается», поэтому стоит закладывать бюджет на не бюджетные мероприятия – то есть обеспечивать платное размещение информации о себе.

«Тезис о том, что у нас нет благотворительных СМИ, или о том, что СМИ не интересна благотворительность, в принципе несправедлив», – парировала Александра Бабкина, руководитель проекта Добро. Mail.ru, приведя в пример издания «Милосердие.ру», «Правмир», Неинвалид.ру». – Все зависит от того, какую информацию мы предлагаем СМИ. Каждому изданию нужно предлагать ту информацию, которая интересна конкретно этому изданию».

Но всегда ли вообще нужно партнерство? Что если вы – удачливый одиночка, который вполне может справиться самостоятельно? «Партнерство – это не цель, это средство для достижения результата, – говорит Мария Черток, директор Фонда поддержки и развития филантропии CAF. – Если есть необходимость, значит нужно «партнериться», договариваться, наступать иногда на горло своей песне. А если есть возможность обойтись своими силами, и без партнерства достичь цели, тогда просто продолжайте работать».
А Екатерина Чистякова предложила следовать совету святого Августина: «В главном – единство, в спорном – свобода, во всем любовь».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?