Все чаще можно услышать о проектах, в которых бизнес и некоммерческие организации становятся партнерами. Крупные компании и даже средний бизнес делают помощь обществу частью стратегии своего развития и осваивают практики корпоративной социальной ответственности. Готовы ли НКО, со своей стороны, быть в этой работе равными партнерами, а не только просителями? Несколько правил, которые помогут выработать стратегию вашего сотрудничества и избежать ошибок.
- Соберите информацию, чтобы сделать выгодное предложение
Прежде чем отправляться на встречу с представителями бизнеса, внимательно изучите профиль компании: чем она занимается, на что направлены ее уже существующие проекты? Близки ли ваши ценности? С какими партнерами из третьего сектора компания уже сотрудничает? Опираясь на эти детали, сформулируйте свой запрос – так, чтобы он отвечал вашим потребностям и в то же время был интересен потенциальному партнеру.
«Бывает, представители НКО даже не готовятся к встрече, не задают вопросы – идут и воспроизводят одну и ту же фандрайзинговую «пластинку», – делится наблюдениями Алексей Газарян, бизнес-тренер, консультант в области социальных практик и благотворительности. – Такая позиция редко находит понимание у деловых партнеров. Нужно искать способы рассказать о себе так, чтобы бизнесу тоже было интересно. Я бы подумал о том, почему именно мое обращение должны выделить из сотни других».
- Найдите точку пересечения интересов
Вот несколько наиболее очевидных выгод КСО для компании, готовой предоставить поддержку. Благотворительные акции для укрепления отношений внутри трудового коллектива, повышение корпоративной культуры. Возможность ускорить решение проблем в регионах, выстраивание связей с местными сообществами. Улучшение качества жизни и повышение привлекательности компании как работодателя. Крупные корпорации могут видеть в КСО и средства для системной работы на будущее – как своего региона, так и самой организации.
«Нам важно содействовать устойчивому развитию людей и сообществ, обеспечивать в регионах, где мы работаем, социальную стабильность и комплексную безопасность, поэтому от точечных пожертвований и шефской помощи мы перешли к социальным инвестициям, – рассказывает Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики компании «Норникель». – Компания уделяет особое внимание развитию местных сообществ: мы стараемся поддерживать социальные инициативы и проекты соцпредпринимателей, вкладываем ресурсы в объекты социальной инфраструктуры, в сохранение уникального биоразнообразия природы Севера. Наши основные приоритеты в сфере КСО: безопасность, окружающая среда, общество. И, вкладываясь в развитие привлекательных местных сообществ, мы выигрываем конкуренцию за персонал».
- Начните с волонтерских программ
Какими бы благородными ни были цели НКО, рассчитывать, что бизнес будет помогать только из филантропических соображений – значит, как минимум закрывать для себя часть перспектив сотрудничества. Допустим, есть люди и компании, которые ценят то, что вы делаете, и готовы безвозмездно вкладывать ресурсы в ваши проекты. Но даже их мотивация окажется заметно выше, если вы дадите им что-то, что удовлетворяет их собственным запросам.
«Начните с волонтерства, оно поможет установить доверительные отношения, – советует Татьяна Бачинская, директор Центра развития филантропии «Сопричастность», главред портала и журнала «Бизнес и общество». – Вовлекая сотрудников компании в качестве добровольцев в свои проекты, НКО получают не только приверженцев организации, но и повышают собственные компетенции».
- Определите границы допустимого
Начиная сотрудничество, необходимо определиться с собственной этикой. Здесь нет готового рецепта, в каждой конкретной ситуации вам придется принимать решение: может ли благотворительная акция быть поводом для пиара или работать как инструмент тимбилдинга компании? Какую информацию о подопечных фонда или участниках проекта вы готовы предоставить общественности? Прежде чем начинать партнерский проект, следует ответить себе на эти вопросы.
«Кроме того, важно учитывать, что свои представления об этике в социальных проектах будут и у ваших партнеров, – напоминает Алексей Газарян. – И здесь тоже не может быть единого «кодекса»: кто-то будет возражать против того, чтобы были опубликованы фотографии сотрудников компании, или не захочет предоставлять свой логотип, а кто-то, наоборот, будет настаивать на обнародовании сюжетов, которые в НКО посчитают слишком личными. Чем детальнее вы оговорите все заранее, тем больше шансов избежать конфликтов и получить надежные связи на много лет вперед».
- Выступайте экспертами, а не только просителями
КСО дает возможность создавать конкретные социальные механизмы – они меняют качество жизни всего общества. Не все представители НКО и бизнеса это осознают. «Компании только начинают понимать, что надо вкладываться не в адресную помощь, а подходить к решению социальных проблем более стратегически, – говорит Татьяна Бачинская. – Помогая бизнесу выстраивать эффективную социальную политику, предоставляя профессиональную экспертизу в своей области, вы качественно меняете статус сотрудничества».
«Как правило, НКО сосредоточены на решении конкретных проблем, но не имеют средств их предотвратить – здесь нужны ресурсы и влияние бизнеса, – добавляет Светлана Ивченко. – Для этого важно делиться своим видением ситуации с партнерами, не жалеть времени, чтобы формулировать для них свои установки, быть готовыми стать экспертами и консультантами, «проводниками» в той сфере, которой занимается НКО. Нередко системное изменение ситуации возможно лишь с участием органов власти. А властные структуры с большей вероятностью заметят начинание, если в нем участвуют не только общественные объединения, но и бизнес».
- Работайте на репутацию
Частая ошибка при поиске партнеров в бизнесе – ожидание быстрой отдачи. Компании, как правило, ориентируются на долгосрочные отношения, в которых доверие и понимание возрастают со временем – через пару лет партнеры выходят на принципиально другие объемы сотрудничества. Конечно, такое партнерство потребует больше времени и сил, нужно быть готовыми в него вкладываться, предупреждает Татьяна Бачинская.
Опыт удачного сотрудничества в прошлом – еще один важный фактор, на который ориентируются компании, выбирая партнеров для акций КСО. Кроме того, немалую роль играет «сарафанное радио» – важны открытость и профессионализм НКО, налаженные связи с местной администрацией и коллегами по сектору. «Тщательно соблюдайте взятые на себя обязательства, фиксируйте все договоренности письменно», – советует Алексей Газарян.
Нередко компании предпочитают выбирать партнеров на конкурсной основе – по заявкам видно, насколько четко НКО анализирует проблему, легче спрогнозировать устойчивость проекта после окончания финансирования.
«Для участия в программе личных пожертвований «Норникеля» мы запрашиваем у НКО развернутую заявку: опыт работы, на что требуются средства, презентация для нашего комитета по благотворительности, готовность предоставить качественные материалы по уже реализованным проектам, – перечисляет Светлана Ивченко. – Это важно, потому что компания берет на себя ответственность по определению фонда, а затем предлагает сотрудникам принять участие в помощи. И только так наши работники могут быть уверены, что им предложены организации, которым действительно нужна помощь, а пожертвованные средства пойдут на обозначенные цели. Итоговую сумму сбора компания удваивает – то есть мы собираем гарантии и для вклада компании тоже».