История жизни этого человека – готовый сценарий, ничего не надо придумывать. Алексей Алексеев даже стал героем одного из моноспектаклей авторского проекта режиссера Константина Богомолова «Голоса страны», идея которого – рассказать о простых людях, которые любят свои родные места, свое дело и каждый день меняют окружающий мир.
Картина первая. Мечтательная
«Помню, как ездил в кабине тепловоза со своим дядей. Вот это было приключение! Столько разных рычагов, кнопок, каких-то циферблатов и датчиков… Вот человек что-то нажимает, и поезд начинает движение. Мне это казалось чем-то волшебным. Конечно, самое настоящее чудо – паровоз. Ведь мы живем в Осташкове, небольшом провинциальном городе, иногда кажется, что окунаешься в ретро, в прошлые времена – вот он, добрый, сильный, пыхтящий и огнедышащий, мощный – паровоз! Мне они всегда казались живыми. И я мечтал: вырасту и обязательно буду водить поезда», – рассказывает Алексей Алексеев.
Алексей – из настоящей железнодорожной династии. Паровозом управлял его двоюродный дед Михаил Алексеев, а уже родные дяди Сергей и Владимир были машинистами тепловоза. А бабушка Ксения Федоровна Алексеева работала приемосдатчицей на станции Осташков – как пришла туда девочкой, так и осталась на всю жизнь. Сестра бабушки была стрелочницей, ее муж – кондуктором… Все родные – на железной дороге, конечно, у мальчика с детства была одна мечта, одно желание: стать машинистом.
Только вот оказалось, что в этой профессии требуется острое зрение, а Алексей с детства носил сильные очки. В итоге пришлось отказаться от мечты – не годен… Близорукость, астигматизм – диагнозы, неподходящие для машиниста.
Картина вторая. Грустная
Алексей получил экономическое образование, как мама, и после службы в армии пошел в финансисты. По характеру Алексей, можно сказать, перфекционист: если уж что-то делает, то как положено. Он с отличием окончил и свой колледж, и финансовую академию, а потом еще и блестяще сдал экзамен на брокера, работал со старанием, в итоге перевыполнял планы не только свои, но и всей своей компании. Работал в Санкт-Петербурге.
Казалось бы, все сложилось удачно, но большой шумный город не стал близким для Алексея. Молодой человек все больше тосковал по Осташкову. Кто-то стремится поскорее уехать из маленьких городков в большие мегаполисы и строить там карьеру, но это не про нашего героя. Алексей скучал по провинциальным пейзажам, а еще – по паровозам. Где-то они там протяжно гудят и тяжело дышат, упорно везут свой груз, но без него.
Часто молодой человек вспоминал, как в семье постоянно говорили о работе – о железной дороге. Вспоминал свою бабушку, которая очень любила фильм «Бологое-Полоцкая» режиссера Алексея Вульфова, и когда в нем раздавался протяжный паровозный гудок, Ксения Федоровна каждый раз начинала плакать.
«Я тогда был маленький и не понимал, почему бабушка плачет. И только став взрослым, понял. Ведь дорога, паровозы – это была ее молодость и вся ее жизнь», – говорит Алексей Алексеев.
Картина третья. Оптимистическая
Однажды Алексей купил билет на поезд, никому ничего не сказав, и отправился домой. Сначала доехал до Бологого, а дальше нужно было пересесть на небольшой местный поезд до Осташкова. Местные зовут его «Горбатым».
Обычные плацкартные вагоны, поезд идет медленно, мимо не проносятся, а с достоинством проплывают местные станции. «Наши местные железные дороги – это старые ручные стрелочные переводы, семафоры, вокзальные зданьица в виде теремков… И мне почему-то показалось, что я в этом вагоне нашего «Горбатого» уже дома! Все так по-домашнему…» – вспоминает Алексей Алексеев.
Дома Алексей продолжил работать по специальности – был новый интересный проект. Но в то же время бумаги – это не люди, и не паровозы… Железная дорога продолжала манить.
Не предавать же мечту! Алексей изучил современные методы лечения заболеваний зрения – и сделал операцию. Восстановил зрение – и тут же пошел работать на железную дорогу! Даже не раздумывал. С 2016 года поработал немного помощником машиниста и очень быстро повысил классность. Обычно сначала нужно отработать 2 года помощником и только потом можно отправиться учиться на машиниста. Но Алексей отправился на учебу уже после одного года и семи месяцев, руководство поддержало такой порыв, и уже в 2018 году Алексей стал машинистом.
Есть и еще одна важная цель, ради которой Алексей добился своей мечты и полностью посвящает себя любимому делу. Это его дочь, восьмилетняя Соня. У девочки сенсомоторная алалия, причем самый сложный тип – смешанная. Девочка ничего не говорит, отстает в развитии. С трех лет Соне оформили инвалидность.
«Сначала дочка развивалась, как и другие дети, и начала произносить какие-то звуки. Но потом, к полутора годам, замолчала – и все. Мы с женой забили тревогу. Начали ездить по врачам. Специалисты только разводили руками: «Ничем не можем помочь», – рассказывает Алексей.
Из Твери родители отправились в Санкт-Петербург, ребенок проходил восстановительное лечение, но изменений пока нет. «Поэтому я спешил. Углублялся в профессию, быстро стал машинистом, чтобы зарабатывать больше, чтобы были средства на лечение дочери. Я рвал поездки, чтобы было больше работы. Я мечтаю, чтобы дочь вылечилась и наконец-то заговорила», – рассказывает он.
Картина четвертая. Ретро
Смотреть на дорогу не из окна вагона, а из кабины машиниста – совсем иное дело. Перед тобой открываются невероятные красоты! «Это было настоящее счастье. Мечта сбылась! И каждый день я шел на работу с радостью. Я живу своей профессией, своим делом. И люблю каждый уголок наших мест. Очень хотелось делиться этим – и знаниями, и эмоциями. Так я пришел к мысли, что хочу писать про железную дорогу. И про паровозы, конечно!» – рассказывает Алексей.
Так постепенно на «Яндекс.Дзене» родился его блог «Заповедная магистраль». Ведь и правда, места здесь – заповедные. Сохранившаяся дикая природа, люди, которые каждый сам по себе интересен и ценен, и паровозы, которые живут здесь, словно редкие животные в природном заказнике.
Начиналось все с соцсетей, потом начал писать как приглашенный автор на канале «1520», а потом уже создал и свой блог. Рассказать и показать было что. Во-первых, Алексей очень трепетно относится к истории и книгам. Однажды в Осташкове приняли решение закрыть техническую библиотеку. От мысли, что ценные книги, наполненные информацией, окажутся в мусорных контейнерах, становилось не по себе. Алексей забрал книги домой. Еще один источник знаний – это, конечно же, рассказы железнодорожников-ветеранов, Алексей не уставал расспрашивать их о работе.
Во-вторых, Алексей Алексеев – невероятно талантливый фотограф. Он признан одним из лучших мастеров железнодорожной фотографии в мире. Кстати, фотоработы Алексея вывешены в зале ожидания на станции Куженкино Осташковской железной дороги.
«Я решил писать в ретростиле, читатель уносится в 1960-е годы, вспоминая свою молодость. Поезда «Снежинка», «Вагончик», «Черная стрела», «Московский»… И, конечно, паровозы», – рассказывает Алексей. Сегодня у блога машиниста из Осташкова уже более 27 000 подписчиков.
Осташков – город известный, каждое лето сюда, на озеро Селигер, едут сотни туристов. Отправиться туда на ретропоезде, конечно же, увлекательно. Так что это место знаменито еще и тем, что здесь с 2018 года ходит ретропоезд «Селигер» (из Бологого и обратно). Состав из нескольких вагонов ведет паровоз серии «Л» 1953-го года выпуска.
Это настоящий музей на колесах: путешественников сопровождают проводники в форме 1950-х годов, в вагонах работает аудиогид, а еще здесь размещена выставка фотоснимков-свидетельств исторического строительства Бологое-Полоцкой железной дороги.
Да и сама дорога старинная, действует более века, и на ней более 200 исторических объектов. А в пути паровоз останавливается на железнодорожной станции Куженкино. Местный вокзал – старинное здание, здесь создан музей: в комплекс входят не только сам вокзал, но и жилой сторожевой дом, водонапорная башня, погреб, стрелочный перевод и даже гидроколонка для заправки паровоза.
Алексей Алексеев проявил искреннее и активное участие в организации этого ретромаршрута. «Современные поезда легко перенаправить: отцепляешь состав от тепловоза, другой тепловоз подходит к последнему вагону, и поезд едет в другом направлении. С паровозом так не получится. Ему нужны устройства разворота для смены направления движения. И только в одном месте у нас сохранились такие подходящие пути для организации разворотного треугольника, только были заброшены. Я показал это место, мы восстановили треугольник. И ретропоезд на Осташков был в итоге запущен», – рассказывает наш герой.
Картина пятая. Светлая
Алексей уверен, что многие события в его жизни случились не без промысла Божия. «Моя бабушка Ксения Федоровна была глубоко верующим человеком, вера у нас в роду в крови. Бабушка родом из деревни Межник, что стояла на границе Тверской и Новгородской областей. Позже, когда во время войны немцы сожгли деревню, ее жители, и бабушка тоже, переселились в Осташков. Поэтому и православные корни в ней жили глубоко, и она передала веру мне. В Осташкове у нас есть Знаменский собор, который не закрывался даже в период гонений на Церковь. Туда я с бабушкой и ходил с самого детства», – рассказывает Алексей.
Крестил его архимандрит Вассиан, наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь, старейший клирик Тверской епархии, почетный житель Осташкова, подвижник Селигерского края.
«Надо отдать должное этому человеку, именно он начал восстановление Нило-Столобенской пустыни, которая находилась в плачевном состоянии, только в 1990 году обитель вернули Православной Церкви, – замечает Алексей. – Уже нет в живых архимандрита, но я его очень хорошо помню. При нем были службы у нас в Осташкове. Помню, маленьким мне было тяжело терпеть, чтобы отстоять всю службу, но стоял».
Благодаря вере, считает Алексей, сбылись мечты – и зрение улучшилось, и в профессии состоялся: «Я много раз ходил в храм, просил Господа, чтобы дал мне зрение. Сначала ведь не было таких современных технологий, но потом лечение стало доступным, и все свершилось».
Алексей всюду носит с собой, еще со студенчества, икону Ксении Петербургской, уже потрепанную, но очень для него ценную. Брал с собой на все зачеты и экзамены, а предметы были очень сложные, но удавалось брать «пятерки», а теперь она сопровождает его и в рейсах на железной дороге.
Перед квалификационным экзаменом в НАУФОР (на получение квалификационного аттестата по брокерской и дилерской деятельности) ему посоветовали сходить на службу в храм Александра Невского. «Сходил, отстоял в очередь к мощам Невского. Пошел на экзамен. Вышел, и вскоре результаты уже были в системе– я получил 100 из 100 баллов. Никто к этой цифре ни до, ни после меня так и не подходил», – вспоминает Алексей.
И, конечно, без молитвы не выходит в рейс: «Даже в советское время многие машинисты оставались верующими. Работа наша ведь сопряжена с риском. Огромная на тебе ответственность. Так что и я, не перекрестившись перед нашей домашней иконой Божьей Матери, не ухожу на работу». Машинисты на своем посту – в кабине поезда – постоянно испытывают стрессы. То люди внезапно на путях, то из леса лось выйдет перед поездом, то погода не сопутствует – в дороге плохая видимость… Острые моменты случались и в рабочих буднях Алексея, но обходилось без происшествий.
При запуске проекта ретропоезда «Селигер» тоже помогал Господь Бог, считает Алексей Алексеев: «Режиссер Алексей Вульфов – глубоко верующий православный человек. Перед самым запуском проекта в 2018 году оставалась процедура общего согласования на уровне высшего руководства компании ОАО РЖД. Очень серьезный, ответственный и волнительный момент для Алексея Борисовича. Так вот он, созвонившись со мной, приехал в один из выходных дней на Селигер и попросил меня отвезти в Нилову пустынь. Мы усердно оба просили в этой святой обители Господа и Нила преподобного помочь в этом деле, чтобы все получилось. В итоге паровоз пошел по заповедной Бологое-Полоцкой линии, и Селигер и Осташков теперь регулярно по выходным слышат громогласные паровозные гудки над округой».
А еще, вспоминает Алексей, в студенческие годы он четыре года участвовал в работе областного патриотического клуба «Поиск», который занимается увековечиванием памяти погибших солдат. Было множество походов по лесам, болотам, удалось найти захоронения десятков бойцов и даже восстановить их имена, они были с почестями перезахоронены.
«Я думаю часто, что там, наверху, души этих людей молятся за нас, живых. Наверное, такие дела – тоже не зря», – размышляет наш герой.
Картина шестая. Театральная
Когда команда авторского проекта режиссера Константина Богомолова «Голоса страны» искала героев, история Алексея Алексеева не осталась без внимания. Идея проекта – рассказать об обычных, но интересных людях, живущих в разных городах России. По словам Константина Богомолова, «в ежедневном труде есть романтика, достойная пьесы».
В ходе проекта были созданы 12 моноспектаклей, и один из них – про машиниста из Осташкова, режиссером этого спектакля стал Алексей Мартынов.
Название «У паровоза есть душа» отражает мысли Алексея об этой огромной железной машине, которая кажется живой – и, к большой радости осташей, еще ходит по местной дороге. Между прочим, хоть эти спектакли и посвящены каждый одному герою, в этой театральной монопьесе явно два героя: машинист и паровоз.
Премьеру показали весной на ВДНХ, а теперь эти спектакли будут запущены в Театре на Малой Бронной. Сыграл Алексея на сцене театра профессиональный актер МХТ им. Чехова Кирилл Власов.
Автор сценария к спектаклю, драматург Дмитрий Данилов, который, кстати, сам увлекается путешествиями на поездах по провинциальным маршрутам, отмечает, что всегда важно видеть необычное в обычном: порой именно рутинные будни нашей жизни оказываются важными.
Испытание медными трубами Алексей Алексеев прошел. Появление сценария, а потом и спектакля, посвященного ему и деталям его жизни, наш герой воспринимает спокойно. И продолжает отправляться в рейсы из Осташкова, а потом – возвращаться домой: «Я никогда не хотел покидать свой родной Селигерский край, Осташков и своих родных. В нашей жизни есть вещи, которые нельзя купить ни за какие деньги».