Парацетамол (ацетаминофен) – хорошо знакомое и, казалось бы, безопасное лекарство. Врачи назначают его даже младенцам и беременным женщинам в качестве противовоспалительного, болеутоляющего и жаропонижающего средства, и купить его можно без рецепта в любой аптеке.
Популярен парацетамол стал в 80-е годы прошлого столетия. Те поколения, чье детство пришлось на 1960–1970-е, помнят, что температуру им сбивали аспирином, но эта практика давно отошла в прошлое. Аспирин детям перестали давать 40 лет назад, опасаясь таких осложнений, как синдром Рея и желудочное кровотечение.
По сравнению с аспирином профиль безопасности парацетамола казался гораздо более благоприятным, поэтому вся педиатрия перешла на него. Нужно, однако, учесть тот факт, что производители парацетамола, проводя клинические испытания, рассматривали препарат лишь на предмет острых побочных эффектов, таких как желудочное кровотечение или повреждение органов. Подобных осложнений исследователи не наблюдали.
Между тем, за годы использования парацетамола накопились данные, которые указывают на корреляцию приема этого препарата с рядом болезней и расстройств: прием при беременности – с крипторхизмом у младенцев (неопущением яичек, что впоследствии может привести к бесплодию), прием взрослыми – с болезнями печени, почек, нарушениями слуха.
Одни ученые указывают на небывалый рост распространения астмы у детей, начиная с 1980-х, другие – на резкое увеличение случаев аутизма с того же времени. При этом среди всех случаев аутизма особенно выросла доля регрессивного типа, когда симптомы заболевания проявлялись не с рождения, а после периода нормального развития в первые полтора – два года.
Может ли быть, что и это связано с приемом парацетамола?
Астма
Еще в 1998 году в работе, опубликованной в «Анналах иммунологии (аллергия и астма)» доктор Артур Варнер, преподававший иммунологию в медицинской школе Висконсинского университета, впервые высказал гипотезу о том, что переключение на парацетамол могло стать триггером резкого роста случаев астмы.
С тех пор было проведено более 20 исследований, результаты которых ее подтверждают. Среди них – подробный анализ данных о более 200 000 детей, опубликованный в журнале Lancet, демонстрирующий повышение риска астмы у тех, кто принимал парацетамол.
Кстати, у детей 6-7 лет, которым давали препарат в последние 12 месяцев, повышенным оказался риск не только астмы, но также и риноконъюнктивита и экземы.
Доктор Джон Т. МакБрайд, педиатр детской больницы в Акроне (Огайо, США) утверждает, что связь между приемом парацетамола и заболеванием астмой обоснована вполне достаточно для того, чтобы рекомендовать младенцам и детям, страдающим астмой или находящимся в группе риска, избегать приема этого лекарства.
Его выводы были опубликованы в ноябре 2011 в журнале «Педиатрия». Они подтверждаются результатами сравнительно недавнего масштабного исследования норвежских ученых, нашедших корреляцию между пренатальным и ранним приемом парацетамола и астмой у детей в Норвегии.
На сегодняшний день в медицинском мире существует консенсус в отношении связи 40% роста астмы в населении и использовании парацетамола.
Аутизм
Растет массив данных, связывающих прием парацетамола с аутизмом и СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Об этом пишет группа ученых Университета Дьюка и Гарвардской медицинской школы (США) под руководством профессора, доктора наук Уильяма Паркера в январском номере Journal of International Medical Research.
Все медицинские факторы, связанные с аутизмом, пишут авторы, в свою очередь связаны либо с воспалением, либо с окислительным стрессом, а иногда и с тем и с другим. С учетом того, что в младенчестве и в ранние годы жизни способность к расщеплению фармацевтических агентов у ребенка имеет свои ограничения, при наличии воспаления и окислительного стресса парацетамол может становиться триггером развития аутизма.
Гипотеза ученых опирается на ряд научных работ, подтверждающих ее валидность, правда, косвенным образом.
Впервые на связь парацетамола с аутизмом указал в 2008 году Стивен Шульц, исследователь из Калифорнийского университета. Он высказал предположение, что регресс в аутизм, который родители наблюдают после прививки MMR (от кори, краснухи и паротита), связан не с прививкой как таковой, а с тем, что она часто дает реакцию в виде высокой температуры у ребенка, которую родители сбивают парацетамолом.
Проанализировав данные 83 детей, он установил, что прием парацетамола после прививки коррелирует с аутизмом, а прием ибупрофена – нет.
Но Шульц пошел дальше и проанализировал динамику роста аутизма по годам. Чрезвычайно интересно оказалось то, что, несмотря на постоянный долгосрочный рост распространенности данного расстройства, были сравнительно короткие промежутки времени, когда распространенность падала. Эти краткие периоды совпадали по времени со случаями тяжелых отравлений парацетамолом, о которых много говорилось в средствах массовой информации, что приводило к временному падению популярности препарата.
С выводами Шульца о нейротоксичности парацетамола согласуются результаты ряда исследований ученых в разных странах.
Норвежские ученые проанализировали данные 48 000 детей и установили, что использование парацетамола, в отличие от ибупрофена, матерями во время беременности коррелирует с проблемами в психомоторном развитии, поведенческими и эмоциональными отклонениями у детей в возрасте 3 лет.
Британские ученые установили, что прием парацетамола во время беременности коррелирует с гиперактивностью и другими эмоциональными проблемами у детей в возрасте 7 лет.
Сходные результаты были получены исследователями в Дании, Тайване, Новой Зеландии, Испании.
Впрочем, авторы обзора считают, что риск аутизма становится еще выше, когда воздействию парацетамола подвергается не эмбрион, а маленький ребенок, причем в особенности – мужского пола.
Вот в этом датском исследовании установлено, что риск аутизма в 2 раза повышен у мальчиков, прошедших обряд обрезания. Ученые считают, что рациональное объяснение такой связи заключается в использовании парацетамола для обезболивания до и после процедуры.
Впрочем, гипотеза о нейротоксичности парацетамола основана не только на эпидемиологических, но и на лабораторных данных. В исследованиях на животной модели парацетамол продемонстрировал способность приводить к поражению когнитивных функций, как вот в этом шведском эксперименте на новорожденных мышах мужского пола.
В лаборатории университета Мэриленда под руководством Маргарет МакКарти, одного из ведущих исследователей в области различий в развитии мужского и женского мозга и факторов, на него влияющих, были получены очень значимые результаты в экспериментах на новорожденных крысах. При подавлении синтеза гормона простагландина – а это одно из известных действий парацетамола – произошли не только долгосрочные изменения в развитии мозга и его морфологии, но и снижение социального взаимодействия и сенсорной функции, причем у крыс мужского пола, но не женского, что согласуется с преобладанием аутизма среди мальчиков.
Что делать?
Авторы статьи-обзора в Journal of International Medical Research отдают себе отчет в том, что проанализированные исследования демонстрируют не прямые, а косвенные свидетельства связи использования парацетамола в раннем детстве с регрессивным аутизмом. Между тем, этих данных вполне достаточно для того, чтобы сформулировать гипотезу и начать работу по ее проверке.
Исследование, которое дало бы окончательный ответ на вопрос, ответствен ли парацетамол за резкий рост распространенности аутизма в последние десятилетия, должно быть тщательно спланировано и аккуратно проведено. Одним из вариантов такой научной работы могло бы стать рекрутирование нескольких тысяч семей, которые согласятся на то, чтобы не давать парацетамол ребенку в первые годы жизни.
Сравнение количества случаев аутизма и СДВГ в этой группе с общей распространенностью данных расстройств в населении подтвердило либо опровергло бы гипотезу об их связи с приемом препарата.
Такое исследование было бы не дешевым.
Но авторы статьи обращают внимание государственных органов на то, что затраты на содержание человека с аутизмом обходится государственному бюджету США в среднем в 1,8 миллиона долларов.
Стоимость исследования, которое ответило бы на вопрос, является ли парацетамол триггером аутизма, обошлось бы государству примерно как содержание всего трех человек с аутизмом, зато результаты его могли бы помочь существенно снизить бремя заботы о больных на бюджет страны.
В настоящее время авторы статьи рекомендуют не использовать парацетамол беременным женщинам и детям до 5 лет, тем более что исследования парацетамола как анальгетика демонстрируют его не очень высокую эффективность.
Что касается жаропонижающих средств, безопаснее всего прибегать к физическим методам (холодные обтирания, например). В крайнем случае, если приема парацетамола не избежать, его следует принимать с N-ацетил цистеином (NAC), который смягчает токсический эффект препарата.
Источники: