Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Паддингтон»: как маленький сирота стал счастливым медведем

В кинотеатрах вовсю идет британский фильм «Паддингтон», и мне не встретился пока тот, кому бы не понравился этот фильм. История приезда Паддингтона в большой город – это история о всех девочках и мальчиках, которые вдруг несмотря ни на что обретают настоящий дом и семью

В кинотеатрах вовсю идет британский фильм «Паддингтон», и мне не встретился пока тот, кому бы не понравился этот фильм. Любители английской литературы, конечно, давно знакомы с медвежонком Паддингтоном, который однажды попал в Лондон прямо из дремучего Перу. Первая книга Майкла Бонда вышла в свет в 1958 году, последнюю он написал к 50-летнему юбилею Паддингтона.

Автор книги Майкл Бонд и медвежонок Паддингтон Фото с сайта livingpaintings.org

По словам писателя, он не планировал писать о медвежонке столько книг. Однажды, зайдя в лондонский магазин накануне Рождества 1956 года, он просто увидел маленького, завалявшегося на полке плюшевого зверька, пожалев его, писатель купил игрушку и подарил жене. А потом просто для себя написал о нем несколько историй. Так Паддингтон, истории о котором переведены сегодня на десятки языков, появился на свет.

Почему я рассказываю историю появления образа? Все дело в том, что медвежонок, казалось, никому не был нужен. Этот образ одинокого зверька на полке универсама находит свое отражение и в фильме.

Прекрасная жизнь в дремучих перуанских лесах внезапно заканчивается – землетрясение разрушает дом медведей и уносит жизнь дяди Паддингтона. Он оказывается один, но вместо того, чтобы заново наладить свою жизнь в Южной Америке, он отправляется в Лондон. Ему кажется, что его тут встретят доброжелательные люди, но уже первые кадры фильма свидетельствуют – чужой никому не нужен. Его инаковость не располагает, а настораживает, его не замечают или боятся, и никто не собирается ему помогать.

Наверное, пришла пора прервать мой рассказ об истории медвежонка в Лондоне. Действительно, какое отношение имеет вымышленный персонаж к такому серьезному ресурсу, как «Милосердие.ru»?

Попытаюсь объяснить, но прежде приведу отрывок из текста моего друга, художницы Екатерины Марголис, который она опубликовала на свой странице в социальной сети «Фейсбук» в день выхода на экраны этого фильма:

«…Ребенок, девочка, от первой беременности, протекавшей на фоне обострения хронического пиелонефрита, наркомании; роды преждевременные с оценкой по шкале АПГАР 5-6 баллов, масса тела при рождении 2100 г., рост 43 см. Перинатальное поражение ЦНС гипоксически-ишемического генеза, острый период, абстинентный синдром. Из роддома переведена в больницу в отделение патологии новорожденных, откуда была выписана через месяц и переведена в дом ребенка. Так появилась на свет моя третья дочь…»

Регулярно читая заметки Кати о двух приемных девочках с момента их появления в ее семье, я понимаю, что это – рассказ о маленьких инопланетянках, которые вдруг оказались у нас на земле. Или о жительницах дремучего Перу, которые оказались вдруг в большом мире.

Все наши действия и эмоции им непонятны, законы, по которым они привыкли жить в своем прежнем мире, тут не действуют. Да что там законы, все мы знаем, как маленькие инопланетяне, оказавшись в семьях, не знают совсем простых вещей: как пить сок через трубочку, есть ножом и вилкой, мыться в ванне – им надо все рассказывать, объяснять и бесконечно пытаться заслужить доверие.

«Паддингтон никогда не бывал в настоящей ванной, и ему там очень понравилось. Сначала он попытался написать свое имя на запотевшем зеркале. Потом выдавил из тюбика крем для бритья и стал рисовать карту Перу. И только когда на нос ему упала капля, он вспомнил, что, вообще-то, должен принимать ванну.

Вскоре выяснилось, что забраться в ванну – одно дело, а выбраться из нее – совсем другое, особенно если ванна полна до краев, а в глаза лезет мыло. Паддингтон стал звать на помощь – сначала совсем тихо, а потом во весь голос: «СПАСИТЕ! ПОМОГИТЕ!» Никто не откликнулся, и он принялся вычерпывать воду шляпой. Но в шляпе было много дырок, и карта Перу скоро превратилась в хлопья пены».

Я цитирую здесь книгу Майкла Бонда и вспоминаю, как прекрасно, остроумно и динамично снята эта сцена в ванной в фильме. И хотя он не повторяет книгу, а стоит отдельной историей, поклонники Паддингтона в один голос утверждают, что фильм отнюдь не портит историю медведя, которого любят во всем мире.

Идея, что история приезда Паддингтона в большой город – это история о всех маленьких и больших девочках и мальчиках, которые вдруг несмотря ни на что обретают настоящий дом и семью, подсказали мне заметки Екатерины Марголис, а ей об этом сказала ее приемная дочка Герда.

Обложка русскоязычного издания книги Фото с сайта bookz.ru

«Недавно мы с Сашей (Саша – старшая кровная дочка Екатерины. – А.О.) нашли ее старую тетрадку по математике. 29 января 2006 года девочка Саша, ученица третьего класса, изучала прямые и острые углы. А в другом уголке мира на свет появилась ее будущая маленькая рыжая сестра, которая причудливым узором судьбы теперь ходит в третий класс той же самой школы, откуда сегодня вместо прямых углов принесла очередное замечание в дневнике. Сорвала урок английского.

Ну что ж, вы думаете, легко высидеть английский, когда завтра у человека день рождения. Кажется, уже половина города знает об этом событии. Во всяком случае она не преминула сообщить это по нескольку раз всем друзьям, знакомым и соседям, которых встречала на улице. Всю последнюю неделю она изо всех сил старалась вести себя как можно лучше. Кажется, до конца не была уверена, что волшебный день наступит.

– Мама, ты мне положишь regali у кроватки? Вы придете меня поздравлять утром?

Заснуть оказалось непросто. Но вот, наконец, она уютно свернулась калачиком в своей кроватке, накрывшись одеялом с головой. Она всегда так засыпает. Говорят, так спят люди, которые ищут защиты. Я в домике. Домик ведь и вправду нашелся не сразу.

И вот, спустя 9 лет мы с Ксюшей, Сашей и няней Ирой, в темноте развешиваем шарики и гирлянды, расставляем подарки. Еще бы – первый день рождения дома…

Ты пока спи, и пусть тебе снится не заброшенный на вокзале мишка Паддингтон из фильма, с которым ты так сильно себя идентифицировала в то воскресенье, что мы первый раз в твоей жизни ходили в кино, да еще вдвоем.

И не раз за эти дни ты возвращалась к этому фильму – «А медвежонок стал их ребенком? А он сломал у них все в доме и перелил ванную, потому что он не знал, как жить дома – он же жил в лесу… А если бы меня украла злая тетя, вы бы тоже прибежали и спасли меня?»

А когда медвежонок услышал случайно, что семья больше не может держать его дома, он оделся в свое пальтишко, вышел в никуда под холодный ночной дождь, и тут ты прижалась ко мне и заплакала. Хорошо, что есть кино – книжек, увы, ты пока почти не можешь слушать – это то, чего тебя лишили в раннем детстве и что очень трудно нагоняется, а вот фильмы смотрятся в темноте, и можно легко спрятать свои собственные взрослые слезы. А потом выйти на солнце, и они высохнут сами. С днем рождения, piccola! Будь, правда, просто счастлива. Все остальное приложится».

Такие прекрасные слова написала мама Катя в первый домашний день рождения дочки в своем дневнике. Мы тоже хотим пожелать Герде и трем ее сестрам всего самого хорошего и доброго. То, как заканчивается фильм про медвежонка, когда вся семья понимает, что без него уже никогда не сможет жить, и пусть он немного другой, чем они, от семьи он не отделим – наталкивает на аналогию и о наших маленьких приемных медвежатах.

Кадр из фильма Фото с сайта walesonline.co.uk

Они обязательно будут счастливы, а вместе с ними и мы. Но им надо помочь пережить то, что было в их жизни. Как пишет прекрасная Екатерина Марголис: «Пусть твоя боль и непрожитое детство не разрушает тебя, ибо мост через пропасть уже перекинут, только пройди. Пусть все вокруг созидает тебя такой, какой ты была задумана. Пусть твои страсти не оглушают тебя, и за рокотом их ты научишься различать тихую музыку, разлитую вокруг».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?