На первый взгляд, это кажется несколько нелогичным: препараты такого типа, а именно агонисты глюкагонподобного пептида 1, берут свое начало в 2005 году как лекарства от диабета 2-го типа, а в 2014 году они были официально одобрены для применения в качестве препаратов для снижения веса. Однако лишь в 2021 году семаглутид (действующее вещество оземпика) был одобрен как лекарство от ожирения под названием «Вегови». Тогда же вокруг препарата поднялся ажиотаж и СМИ стали писать о нем как о медицинской сенсации десятилетия.
Как работает оземпик/вегови
Его активное вещество семаглутид подавляет секрецию гормона глюкагона поджелудочной железой, что, в свою очередь, стимулирует секрецию ею инсулина и приводит к снижению уровня глюкозы в крови. Семаглутид также уменьшает потребление энергии пациентом за счет снижения аппетита, тяги к еде и изменения пищевых предпочтений к менее калорийному рациону.
Что же произошло в году 2023-м?
Были проведены новые клинические испытания препарата, которые установили, что он не только снижает вес, но и сокращает проявления тех хронических болезней, которые сопутствуют избыточному весу, – а именно сердечно-сосудистых заболеваний. Прием вегови на 20% снижал риск инфарктов и инсультов, и это огромное достижение само по себе.
Можно сказать, что наука дала ответ на серьезный для человечества вызов – эпидемию диабета 2-го типа и ожирения, которые на данном этапе ведут к росту сопутствующих им хронических заболеваний.
История Сьюзен и Майкла
Поставив 51-летней Сьюзен диагноз преддиабет, врач прописал ей препарат оземпик. Хотя уровень сахара в крови у Сьюзен был повышен не настолько, чтобы требовалось его немедленное снижение, у нее были проблемы с сердцем (аневризма аорты), и доктор решил, что ей необходимо сбросить вес.
Что такое преддиабет
Преддиабет развивается, когда уровень сахара в крови постоянно повышен в пределах «серой зоны» (5,6–6,9 ммоль/л), но еще не настолько, чтобы можно было говорить о диабете 2-го типа. Организм больше не в состоянии транспортировать достаточное количество сахара (глюкозы) из крови в клетки организма. Это может быть связано либо со слишком низкой выработкой инсулина (дефицит инсулина), либо с тем, что клетки организма теряют чувствительность к инсулину (инсулинрезистентность).
Многие люди имеют преддиабет, даже не подозревая об этом. Если повышенный уровень сахара в крови долгое время остается невыявленным и не лечится, велика вероятность развития осложнений в дальнейшем. При этом повышается не только риск развития диабета 2-го типа. Повышенный уровень сахара в крови также нарушает многие другие процессы в организме и в дальнейшем приводит к вторичным заболеваниям, например к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, глаз и/или почек.
Сьюзен была знакома с оземпиком, потому что к тому моменту ее муж Майкл уже шесть месяцев принимал его от диабета 2-го типа и препарат успешно удерживал в норме уровень глюкозы в его крови. Снижение веса не было принципиальным для Майкла, но он был рад тому, что за эти шесть месяцев похудел примерно на 7 кг.
«Поскольку я наблюдала такой успех Майкла, я была рада попробовать лекарство сама», – говорит Сьюзен.
Долгие годы она пыталась похудеть, используя различные диеты, препараты, комплексные программы похудения, однако они либо совсем не работали, либо помогали лишь на короткий период времени.
Всего за шесть недель на оземпике Сьюзен сбросила 6 кг.
«Прием оземпика привел к тому, что я гораздо реже испытывала чувство голода, а поскольку муж тоже принимал оземпик, мы не провоцировали друг друга на то, чтобы съесть лишний десерт или похрустеть попкорном во время вечернего телевизора», – рассказывает Сьюзен.
Майкл, в свою очередь, признается в том, что за 15 лет жизни с диабетом он был не самым прилежным пациентом. Ему было лень следить за питанием, он не отказывал себе в пище с высоким содержанием углеводов и никогда не задумывался о том, чтобы похудеть. Оземпик помог ему и с диабетом, и с лишним весом, а когда препарат прописали его жене, им обоим стало вдвойне комфортно следить за своим здоровьем.
Здесь мы на время расстаемся с Майклом и Сьюзен и обращаемся к экспертному сообществу.
Подозрения и расследования
Как каждый класс препаратов, использующий принципиально новый биологический механизм воздействия на заболевание, агонисты глюкагонподобного пептида 1 находятся под пристальным вниманием медицинского сообщества и официальных надзорных органов.
Поскольку диабет 2-го типа повышает риск ряда раков, особенно рака поджелудочной железы, очень важно было убедиться в том, что новая группа препаратов не работает на усиление этого риска. Провести такие исследования призвало Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), и на их призыв откликнулись израильские ученые из Института эпидемиологии и исследований политики здравоохранения Гертнера.
4 января 2024 года были опубликованы результаты их работы.
Поскольку препараты сравнительно новые, ученые не имели массива данных за десятилетия, однако популяция пациентов, ставших участниками исследования, составляла почти полмиллиона взрослых с диабетом 2-го типа, и данные об их здоровье при этом можно было отследить за период в 7 лет.
«Когда ученые ставят перед собой новый вопрос, очень важно стремиться к объективности и не ожидать заранее позитивного или негативного ответа», – говорит доктор Рэйчел Данкнер, ведущий автор исследования. В то же время она не хочет скрывать своей радости от того, что на массивной выборке пациентов тенденции к повышению риска возникновения рака поджелудочной обнаружено не было.
Более того, ученые решили упрочить свои выводы и подсчитали, сохраняется ли такая закономерность, если в учет принимать исключительно тех пациентов, которые уже страдали от хронического панкреатита. Оказалось, что даже у них не наблюдалось повышенного риска рака поджелудочной железы!
Как говорит Данкнер, это особенно важно в свете того, что врачи нередко избегают прописывать оземпик/вегови пациентам с панкреатитом. Теперь они могут не опасаться того, что они таким образом подтолкнут пациента к худшему сценарию.
(Дисклеймер: выводы исследования не означают, что пациенты, принимавшие оземпик, вообще никогда не заболевали раком, но это происходило с ними не чаще, чем с теми, кто контролировал уровень сахара в крови при помощи обычных уколов инсулина.)
Сходные опасения касались и других чрезвычайно серьезных побочных эффектов, которые были зафиксированы и представлены в FDA. Среди них – возникновение суицидальных мыслей.
Тем не менее результаты исследования группы ученых из ряда американских научных центров, опубликованное 5 января 2024 года, демонстрируют, что на сегодняшний день убедительные доказательства связи приема оземпика/вегови с возникновением суицидальных мыслей отсутствуют.
И более того: исследовав медицинские истории 1,8 миллиона пациентов, ученые установили, что при приеме семаглутида мысли о самоубийстве возникают реже, чем при приеме других препаратов от диабета и ожирения! Возможно, это связано с тем, что пациенты видят результаты приема оземпика/вегови гораздо быстрее, чем у других лекарств, что улучшает их эмоциональное состояние.
Реальные осложнения существуют
Побочные эффекты препарата включают в себя ряд гастроэнтеральных симптомов. Это тошнота, рвота, диарея и, возможно, несколько повышенный риск острого панкреатита. Кроме того, значительная потеря веса может приводить к усиленному выпадению волос.
Как говорит доктор Пойя Шафипур, специализирующийся на лечении ожирения в одном из медицинских центров в Санта-Монике (США), в комментарии информационному порталу Medical News Today, риск побочных эффектов увеличивается при длительном приеме либо при более высоких дозах препарата.
Здесь есть определенная проблема. Когда в 2022 году в США возник дефицит оземпика, уже знакомые нам Сьюзен и Майкл отреагировали по-разному. Для Майкла перерывы в приеме были не страшны, так как его доза была достаточно низкой, а вот Сьюзен была на более высокой дозе, и перерыв в 2,5 месяца привел к тому, что она набрала порядка 5 кг.
Как говорит доктор Сету Редди, президент Американской ассоциации клинической эндокринологии, в этом нет ничего удивительного. При длительном перерыве в приеме оземпика возможен откат в достигнутых результатах.
«Эффект агонистов глюкагонподобного пептида 1 не является постоянным, и если прием прекращается, терапевтический эффект постепенно рассеивается. Теоретически такие препараты нужно принимать несколько лет, но мы знаем, что пациенты с диабетом 2-го типа постепенно утрачивают способность продуцировать инсулин, и со временем им приходится обращаться к инсулиновой терапии», – говорит он.
Эндокринологи сходятся в том, что врач, назначая тот или иной препарат при таком хроническом заболевании, как диабет или ожирение, всегда должен иметь в виду, что его придется принимать долговременно.
Когда в феврале 2023 года Сьюзен начала снова принимать оземпик, врачу пришлось повысить ее дозу, и она постепенно опять начала снижать вес.
В целом и она, и Майкл, несмотря на сложности, считают, что препарат положительно влияет на их здоровье, снижая содержание глюкозы в крови и массу тела. Сьюзен и Майкл планируют продолжать прием оземпика, пока врач считает это необходимым.
Новые вызовы
Несмотря на хороший профиль безопасности оземпика, как любой препарат, влияющий на эндокринную систему, он требует пристального внимания к состоянию принимающего его пациента как со стороны врача, так и его собственного. Каждый человек индивидуален, и нет таких лекарств, которые были бы одинаково полезны и, что еще важнее, одинаково безопасны для всех пациентов.
Кроме того, медицинское сообщество давно достигло консенсуса в том, что, какие бы новые замечательные препараты ни стали доступны пациенту с диабетом и избыточным весом, изменения стиля жизни абсолютно необходимы всем. Это скучное правило, но оно касается не только диабета и ожирения, хотя их – особенно. Правильное питание, физическая активность, полноценный сон, иными словами, здоровый образ жизни, не всегда легко даются, однако в подавляющем большинстве случаев (даже запущенных) это дает заметные результаты.
Но это касается пациентов, а у врачей и ученых – свои вызовы.
Во-первых, что-то нужно делать в связи с необходимостью длительного, а то и пожизненного приема семаглутида. Над этим ученые уже работают, и, возможно, на базе него появится препарат длительного действия, принимать который можно будет гораздо реже, что, весьма вероятно, снизит проявление нежелательных побочных эффектов. Кроме того, разрабатываются препараты нового поколения агонистов глюкагонподобного пептида 1, которые должны стать еще эффективнее и безопаснее.
Второй вызов – это рост распространенности ожирения у молодежи. Что будет, если начинать прием препаратов не в 50+, как Сьюзен и Майкл, а в 20 или даже раньше, в детстве?
Как это отразится на молодом, все еще развивающемся организме?
И, наконец, как вписать оземпик и подобные ему дорогие препараты в системы здравоохранения, будь они государственными или страховыми? Кто заплатит за лекарство, необходимое больному?
И здесь самое время сказать о том, как обстоят дела с оземпиком в России.
Теоретически он не только доступен, но и внесен в список ЖНВЛП, то есть жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, так что при всей дороговизне – одна инъекция, которую необходимо вводить раз в неделю, обойдется пациенту в розничной аптечной сети в 20 500+ руб. – самая нуждающаяся в препарате группа должна обеспечиваться за счет государства.
В реальности, как всегда, не все идет гладко. Не так просто получить препарат по специальному рецепту даже по льготным ценам, не говоря уже бесплатно. С поставками случаются перебои, и даже возникают проблемы с лекарствами-фейками, которые появились в наших аптеках весной 2023 года.
Но, кажется, есть и хорошая новость. Российская компания «Герофарм» начала производство и поставку в аптеки отечественного аналога оземпика под торговым названием «Семавик».
Является ли этот препарат полным аналогом оземпика, будут ли его эффективность и профиль безопасности такими же, как у оригинального препарата, – обо всем этом мы будем судить по прошествии какого-то времени.
Источники:
2023 Breakthroughs of the Year
My Husband and I Both Take Ozempic. Here’s What Our Experience Has Been Like
Ozempic, Wegovy under investigation for side effects like suicidal ideation, hair loss
Ozempic, Wegovy, other GLP-1RA drugs not linked to increased pancreatic cancer risk, study finds
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА